ОПЫТ СЛОВАЦКИХ КОЛЛЕГ
Первое что бросилось в глаза, это активность преподавателей, реальное участие в конференции, а не формальная подача тезисов в сборник. Также обращает внимание на себя хорошее владение преподавателями университета английским языком (который является рабочим пpaктически на всех международных конференциях), причем преподавателями всех уровней от профессоров до ассистентов. Объясняется это не только территориальным расположением Словакии в самом центре Европы. Знакомство с годовым отчетом той кафедры, которую удалось посетить и годовым отчетом всего факультета дает ответ на многие вопросы. Количество публикаций на английском языке составляет приблизительно 60 % от общего числа. Что они меньше патриоты, чем мы? А, может быть, они не хотят уступать другим пальму первенства?
В этом университете активность ученых и преподавателей не просто приветствуется и поддерживается, я бы сказала, культивируется. Материальное стимулирование научной работы кафедр и факультетов Братиславского университета производится, благодаря хорошо продуманной системы оценок научной работы. За основную количественную оценку принята публикация. Каждая статья, тезисы или книга приносят конкретному преподавателю, а также кафедре и факультету определенное количество баллов. Причем эти оценки являются дифференцированными. Например:
- Участие в конференции на родном языке оценивается в 2 балла;
- Участие в конференции на английском языке на территории Словакии - в 6 баллов;
- Участие в международной конференции высокого ранга на английском языке - 18 баллов.
В конечном счете, заработная плата как преподавателя, так его непосредственного руководителя, зависит от числа набранных баллов. Есть фиксированная заработная плата (естественно, зависящая от должности и ученого звания). Этот минимум получают все. При этом можно значительно (максимально на 70%) увеличить эту зарплату. Подобный пересчет производится ежегодно. Тем самым постоянно поддерживается активность.
Но если принимать в расчет только материальную сторону, наш анализ будет однобоким и неполным. Производит очень приятное впечатление, то, как словаки относятся к истории науки, к памяти ученых. Например, в фойе факультета стоит старинная турбина (Словакия издавна славилась турбостроением). Вдоль лестницы, ведущей на кафедру "Систем автоматического управления", можно увидеть целую галерею портретов, как словацких ученых, так и ученых из других стран. Мне как русскому человеку было очень приятно обнаружить там портрет Глушкова Виктора Михайловича.
Когда прилетаешь в Братиславу, у здания аэровокзала, нельзя не обратить внимание на памятник интересной конструкции. Это дань памяти изобретателю парашюта Стефану Банику, памятник установлен к столетию со дня его рождения. Многие удивятся, в нашей стране изобретателем парашюта принято считать Глеба Евгеньевича Котельникова. Кстати, недалеко от Гатчины есть населенный пункт, названный в честь Котельникова, а в 1972 году к столетию со дня его рождения при въезде в него открыт памятный знак. Действительно, оба эти человека работали над совершенствованием конструкции парашюта примерно в одни и те же годы в начале двадцатого столетия. Современный парашют это результат работы очень многих ученых и изобретателей из разных стран, вот уж воистину интернациональное изобретение.
Еще один пример, на одном из домов центральной улицы небольшого городка Кошице висит мемориальная доска известному ученому основоположнику теории регулирования Аурелю Стодоле. В этом здании он учился, будучи подростком.
К сожалению, мы не можем похвастать тем же. В Нижегородской губернской гимназии в течение шести лет учился Александр Михайлович Ляпунов[1]. И здание гимназии сохранилось (хотя конечно, сильно перестроено за эти годы), а вот доски мемориальной нет. Другие мемориальные доски есть и немало, по-моему, четыре. Есть на этом здании, на барельефе Илье Николаевичу Ульянову (отцу В.И. Ленина) портреты его детей Анны и Александра (они жили здесь, будучи в 5-3-летнем возрасте)[2].
Мотивом, побудившим меня к написанию данной статьи, является не праздный интерес к тому, как это хорошо у них, а как бы сделать так, чтобы было лучше у нас. Словакия - славянская страна, а люди с близким к нам менталитетом. И внедрение их опыта могло бы принести хорошие плоды на нашей почве.
Список литературы
- Шибанов А. Александр Михайлович Ляпунов. М: Молодая гвардия, Серия ЖЗЛ, 1985.
- Пакшина А.П. Портрет из детства.// Н.Новгород: Биржа плюс карьера, № 48, 2004, с.12.
Статья в формате PDF 126 KB...
28 04 2024 14:59:45
Установлено, что применение биопрепаратов биогумус, гуми и альбит при замачивании семян и некорневой подкормке раннеспелых гибридов огурца в пленочной теплице, положительно влияют на энергию прорастания и всхожесть семян, ускоряют рост и развитие растений огурца, сокращают межфазный период на 3- 4 дня, вегетационный период, на 5-6 дней. Благоприятно влияют на водный режим растений, увеличение ассимиляционной поверхности, фотосинтетический потенциал и урожайность. Наиболее эффективное действие оказывали биопрепараты биогумус и гумми на гибридах, отечественной селекции Арина и голландской Машенька. ...
26 04 2024 9:15:35
Приведены данные по петрологии и потенциальной рудоносности умеренно-щелочных гранитоидов Нагорного Сангилена, которые по сумме признаков отнесены к анорогенному типу. Показано ведущее значение в генерации этих фельзических интрузивных образований флюидного режима, в котором доминирующую роль играли концентрации плавиковой кислоты. ...
25 04 2024 8:39:56
Статья в формате PDF 195 KB...
24 04 2024 13:50:26
Статья в формате PDF 414 KB...
23 04 2024 1:10:35
22 04 2024 8:23:27
Статья в формате PDF 104 KB...
21 04 2024 16:14:39
Статья в формате PDF 111 KB...
18 04 2024 19:41:35
Статья в формате PDF 123 KB...
17 04 2024 3:54:13
Статья в формате PDF 114 KB...
15 04 2024 23:49:37
14 04 2024 15:15:24
Статья в формате PDF 125 KB...
13 04 2024 14:17:51
Статья в формате PDF 144 KB...
12 04 2024 23:24:24
Статья в формате PDF 135 KB...
11 04 2024 0:15:31
Статья в формате PDF 118 KB...
10 04 2024 21:58:35
Статья в формате PDF 729 KB...
09 04 2024 0:22:23
Показано, что спецификой подготовки компетентного специалиста-химика является формирование навыков социальной коммуникации. Отмечены основные коммуникативные трудности учащихся. Для их преодоления предложен сценарий семинарского занятия в малой группе на основе «социального посредничества» и разработан химический терминологический словарь. Особенностью словарной статьи является наличие раздела «Применение слова». Учитывая степень формализации химических знаний, выбрано применение по логическим связям. ...
08 04 2024 12:15:53
Статья в формате PDF 114 KB...
07 04 2024 6:35:28
Статья в формате PDF 126 KB...
06 04 2024 16:57:47
Статья в формате PDF 112 KB...
05 04 2024 8:42:13
Установлено, что замачивание семян люцерны и опрыскивание вегетирующих растений в растворах микроэлементов бора, марганца, цинка, меди на первых этапах органогенеза способствует ускоренной закладке генеративных органов, образованию бугорков, дающие начало листьям и прилистникам, количество заложившихся цветков, боковых и пазушных соцветий, нарастание верхушечного конуса главного и боковых побегов. Опрыскивание микроэлементами по вегетирующим растениям на четвертом этапе органогенеза благоприятно влияет на формирование зачаточных кистей с большим числом цветочных бугорков, и увеличивают жизнеспособность пыльцы. Наибольшая эффективность отмечается при замачивании и опрыскивании бором, марганцем и медью. ...
03 04 2024 20:55:19
Статья в формате PDF 268 KB...
01 04 2024 10:26:40
Статья в формате PDF 120 KB...
29 03 2024 13:47:48
Статья в формате PDF 109 KB...
28 03 2024 16:37:24
Статья в формате PDF 107 KB...
27 03 2024 18:11:44
Статья в формате PDF 119 KB...
26 03 2024 15:54:16
Статья в формате PDF 110 KB...
25 03 2024 11:20:52
Статья в формате PDF 107 KB...
24 03 2024 6:58:51
Статья в формате PDF 300 KB...
23 03 2024 11:47:53
Статья в формате PDF 130 KB...
22 03 2024 1:22:39
Статья в формате PDF 131 KB...
21 03 2024 4:16:34
Статья в формате PDF 275 KB...
20 03 2024 21:34:23
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::