Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых
Нами были проведены сравнительные экологоморфогистологические исследования по изучению особенностей прохождения различных звеньев репродуктивного процесса у представителей именно этого семейства. Более 20 видов из семейства карповых встречается в Каспийском море и его придаточных водоемах. Из них наиболее ценными в промысловом и пищевом отношениях считается 7 видов рыб - вобла, лещ, сазан, рыбец, кутум, линь и красноперка.
Исследования гаметогенеза у этих видов карповых вскрыли большое разнообразие в сезонной приуроченности и длительности развития пoлoвых клеток, а также в степени асинхронности развития овоцитов. Установлено, что у таких карповых, как сазан, вобла, кутум, лещ интенсивный овогенез происходит в летне-осенний период и самки зимуют со зрелыми пoлoвыми клетками, их яичники перед зимовкой находятся в IV стадии зрелости. У других видов: рыбец, линь, красноперка интенсивный овогенез протекает в ранне-весенний период и зимуют самки с незрелыми пoлoвыми клетками, а яичники их находятся в III стадии зрелости. Несколько иначе протекает cпepматогенез у самцов этих видов рыб. Так, у сазана cпepматогенез заканчивается к осени и самцы зимуют с семенниками в IV стадии зрелости, тогда как у воблы, кутума, леща, рыбца, линя и красноперки cпepматогенез завершается только весной, перед нерестом, а их самцы зимуют с пoлoвыми железами в переходной II-III или в III стадии зрелости.
Среди изученных обнаружены виды и с различной степенью асинхронности развития овоцитов. У сазана, линя и красноперки обнаружено неравномерное развитие пoлoвых клеток в течение всего периода вителлогенеза. Эти виды выметывают несколько порций икры в течение продолжительного нерестового периода, протекающего в межень. У сазана в водоемах Терской системы развивается несколько (2-3) порций икры. Однако самки сазана в маловодные годы успевают выметать лишь одну порцию икры, а в многоводные годы - две порции. Это связано с тем, что производители сазана после выметывания 1-ой порции икры покидают нерестилища. 2-я порция икры дозревает только через 15-20 дней, но она может быть выметана только при наличии соответствующих нерестовых факторов и, прежде всего, температурного и уровенного режимов. Если эти условия будут отсутствовать (в водоемах Терской системы это случается часто), то зрелая икра будет резорбироваться, соответственно, вторая порция не будет выметана.
У красноперки и линя в водоемах дельты Терека развивается и выметывается также несколько (2-3) порций икры. Нерест их начинается при достижении определенных пороговых температур 18-20 0, к местам икрометания эти виды нетребовательны. Нерестовый период длится около 2-х месяцев. У леща и рыбца в различных водоемах развивается и выметывается разное количество порций икры. Тип икрометания у них наиболее сложен и, в зависимости от водоема, сильно варьирует. Обобщая материалы по анализу развития пoлoвых клеток у изученных нами карповых, по хаpaктеру развития овоцитов и типу икрометания, можно выделить следующие три группы видов рыб:
- I - единовременный тип икрометания - вобла, кутум;
- II - порционный тип икрометания - сазан, линь, красноперка;
- II - переменный тип (переходные формы) - лещ, рыбец.
По степени сложности развития пoлoвых клеток виды рыб семейства карповых можно расположить в следующей последовательности: вобла, кутум, рыбец, лещ, линь, красноперка, сазан. Таким образом, среди карповых видов рыб имеются близкородственные виды с разным хаpaктером развития овоцитов и типом икрометания, тесно связанными со спецификой их биологии. Это свидетельствует, на наш взгляд, о независимости появления в разных систематических группах того или иного хаpaктера развития гаметогенеза и пoлoвoй цикличности.
Статья в формате PDF 181 KB...
26 04 2024 22:56:58
Исследованы изменения биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером. Дан сравнительный анализ изменений биохимических показателей у школьников с разными биоритмами в разные сезоны года. Получены результаты, свидетельствующие о значительном изменении биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в весенний период. ...
25 04 2024 10:47:49
Статья в формате PDF 114 KB...
24 04 2024 7:51:45
Статья в формате PDF 101 KB...
22 04 2024 18:29:53
Статья в формате PDF 107 KB...
21 04 2024 18:10:23
Статья в формате PDF 113 KB...
20 04 2024 17:16:30
Статья в формате PDF 261 KB...
19 04 2024 17:51:52
Статья в формате PDF 270 KB...
18 04 2024 16:58:35
Статья в формате PDF 299 KB...
17 04 2024 14:32:43
Статья в формате PDF 114 KB...
16 04 2024 17:42:59
Статья в формате PDF 133 KB...
15 04 2024 2:56:31
Статья в формате PDF 121 KB...
14 04 2024 0:27:17
Статья в формате PDF 150 KB...
13 04 2024 9:43:22
Статья в формате PDF 499 KB...
12 04 2024 15:38:44
Статья в формате PDF 111 KB...
11 04 2024 18:54:47
Статья в формате PDF 202 KB...
10 04 2024 14:12:32
Статья в формате PDF 221 KB...
09 04 2024 11:41:27
Статья в формате PDF 111 KB...
08 04 2024 17:44:49
Статья в формате PDF 129 KB...
07 04 2024 13:48:34
Статья в формате PDF 296 KB...
06 04 2024 16:30:36
Статья в формате PDF 250 KB...
05 04 2024 3:50:37
Статья в формате PDF 120 KB...
02 04 2024 17:56:12
Статья в формате PDF 101 KB...
01 04 2024 0:45:46
В этой статье рассматриваются особенности формирования навыков здорового образа жизни учащихся сельских школ во внеурочное время путем применения инновационных технологий. ...
31 03 2024 7:33:47
Статья в формате PDF 151 KB...
30 03 2024 7:48:53
29 03 2024 23:36:17
28 03 2024 21:49:48
Статья в формате PDF 129 KB...
27 03 2024 18:27:16
Статья в формате PDF 691 KB...
26 03 2024 10:10:34
Статья в формате PDF 174 KB...
25 03 2024 18:19:59
Статья в формате PDF 133 KB...
24 03 2024 9:14:53
Статья в формате PDF 135 KB...
23 03 2024 8:11:28
Статья в формате PDF 253 KB...
22 03 2024 5:27:20
Статья в формате PDF 108 KB...
21 03 2024 10:38:15
19 03 2024 1:48:12
18 03 2024 14:17:13
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::