Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых

Бархалов Р.М. Шихшабеков М.М. Стальмакова В.П Статья в формате PDF 124 KB Карповые виды рыб являются удачными, на наш взгляд, объектами изучения особенностей гаметогенеза (ово-и cпepматогенеза) не только в силу наличия среди них видов с различной биологией размножения, но и их широкого распространения.

Нами были проведены сравнительные экологоморфогистологические исследования по изучению особенностей прохождения различных звеньев репродуктивного процесса у представителей именно этого семейства. Более 20 видов из семейства карповых встречается в Каспийском море и его придаточных водоемах. Из них наиболее ценными в промысловом и пищевом отношениях считается 7 видов рыб - вобла, лещ, сазан, рыбец, кутум, линь и красноперка.

Исследования гаметогенеза у этих видов карповых вскрыли большое разнообразие в сезонной приуроченности и длительности развития пoлoвых клеток, а также в степени асинхронности развития овоцитов. Установлено, что у таких карповых, как сазан, вобла, кутум, лещ интенсивный овогенез происходит в летне-осенний период и самки зимуют со зрелыми пoлoвыми клетками, их яичники перед зимовкой находятся в IV стадии зрелости. У других видов: рыбец, линь, красноперка интенсивный овогенез протекает в ранне-весенний период и зимуют самки с незрелыми пoлoвыми клетками, а яичники их находятся в III стадии зрелости. Несколько иначе протекает cпepматогенез у самцов этих видов рыб. Так, у сазана cпepматогенез заканчивается к осени и самцы зимуют с семенниками в IV стадии зрелости, тогда как у воблы, кутума, леща, рыбца, линя и красноперки cпepматогенез завершается только весной, перед нерестом, а их самцы зимуют с пoлoвыми железами в переходной II-III или в III стадии зрелости.

Среди изученных обнаружены виды и с различной степенью асинхронности развития овоцитов. У сазана, линя и красноперки обнаружено неравномерное развитие пoлoвых клеток в течение всего периода вителлогенеза. Эти виды выметывают несколько порций икры в течение продолжительного нерестового периода, протекающего в межень. У сазана в водоемах Терской системы развивается несколько (2-3) порций икры. Однако самки сазана в маловодные годы успевают выметать лишь одну порцию икры, а в многоводные годы - две порции. Это связано с тем, что производители сазана после выметывания 1-ой порции икры покидают нерестилища. 2-я порция икры дозревает только через 15-20 дней, но она может быть выметана только при наличии соответствующих нерестовых факторов и, прежде всего, температурного и уровенного режимов. Если эти условия будут отсутствовать (в водоемах Терской системы это случается часто), то зрелая икра будет резорбироваться, соответственно, вторая порция не будет выметана.

У красноперки и линя в водоемах дельты Терека развивается и выметывается также несколько (2-3) порций икры. Нерест их начинается при достижении определенных пороговых температур 18-20 0, к местам икрометания эти виды нетребовательны. Нерестовый период длится около 2-х месяцев. У леща и рыбца в различных водоемах развивается и выметывается разное количество порций икры. Тип икрометания у них наиболее сложен и, в зависимости от водоема, сильно варьирует. Обобщая материалы по анализу развития пoлoвых клеток у изученных нами карповых, по хаpaктеру развития овоцитов и типу икрометания, можно выделить следующие три группы видов рыб:

  • I - единовременный тип икрометания - вобла, кутум;
  • II - порционный тип икрометания - сазан, линь, красноперка;
  • II - переменный тип (переходные формы) - лещ, рыбец.

По степени сложности развития пoлoвых клеток виды рыб семейства карповых можно расположить в следующей последовательности: вобла, кутум, рыбец, лещ, линь, красноперка, сазан. Таким образом, среди карповых видов рыб имеются близкородственные виды с разным хаpaктером развития овоцитов и типом икрометания, тесно связанными со спецификой их биологии. Это свидетельствует, на наш взгляд, о независимости появления в разных систематических группах того или иного хаpaктера развития гаметогенеза и пoлoвoй цикличности.



ИЗМЕНЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ БИОРИТМАМИ В ПЕРИОД ИХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

ИЗМЕНЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ БИОРИТМАМИ В ПЕРИОД ИХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ Исследованы изменения биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером. Дан сравнительный анализ изменений биохимических показателей у школьников с разными биоритмами в разные сезоны года. Получены результаты, свидетельствующие о значительном изменении биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в весенний период. ...

25 04 2024 10:47:49

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТОЛСТОЙ КИШКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТОЛСТОЙ КИШКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ Статья в формате PDF 91 KB...

23 04 2024 12:39:27

СЕЛЕКЦИЯ И ГЕНЕТИКА PINUS SYLVESTRIS L. В ОСТРОВНЫХ БОРАХ

СЕЛЕКЦИЯ И ГЕНЕТИКА PINUS SYLVESTRIS L. В ОСТРОВНЫХ БОРАХ Статья в формате PDF 111 KB...

11 04 2024 18:54:47

ПЕРСИСТЕНТНЫЕ СВОЙСТВА МИКРОФЛОРЫ КОЖИ И КИШЕЧНИКА

ПЕРСИСТЕНТНЫЕ СВОЙСТВА МИКРОФЛОРЫ КОЖИ И КИШЕЧНИКА Статья в формате PDF 111 KB...

08 04 2024 17:44:49

КАНОНИЧЕСКОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ МАТРИЦ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ

КАНОНИЧЕСКОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ МАТРИЦ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ Статья в формате PDF 568 KB...

04 04 2024 3:11:21

СОЛОГУБ ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА

Статья в формате PDF 258 KB...

03 04 2024 18:24:46

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В этой статье рассматриваются особенности формирования навыков здорового образа жизни учащихся сельских школ во внеурочное время путем применения инновационных технологий. ...

31 03 2024 7:33:47

ХРЯЧКОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ХРЯЧКОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья в формате PDF 372 KB...

20 03 2024 2:41:30

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::