НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ ПРОВЕРОК СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ ПРОВЕРОК СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ ПРОВЕРОК СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Борисова Е.В. Васильев В.А. Статья в формате PDF 321 KB Конкурентоспособность любого предприятия в первую очередь зависит от качества выпускаемой продукции, т.е. соизмеримости ценности и стоимости данной продукции. Следовательно, организация должна иметь эффективную систему управления, ориентированную на качество. А для успешного руководства организацией и её функционирования необходимо управлять ею систематически и прозрачным способом.

Внутренние проверки рассматриваются как один из этапов управления в соответствии с циклом Шухарта - Деминга: планирование - действие - проверка - корректировка. При этом информация, получаемая в процессе ВП, используется не только для обнаружения, устранения и предупреждения несоответствий, но и для постоянного совершенствования методов управления и нормативной документации, регламентирующей действующую систему качества.

Проведение аудита качества обеспечивает руководство предприятия обратной связью, основанной на фактах, что дает ему возможность принимать обоснованные решения. Первейшие задачи аудита:

  • быть выгодным для тех подразделений и служб, которые проверяются;
  • в дополнение к контролю качества продукции или услуг осуществлять мониторинг деятельности, связанной с качеством;
  • помогать проверяемому подразделению в улучшении процессов и процедур СМК.

В настоящее время целый ряд сложностей вызывает у аудитора формулировка несоответствий и написание отчета о результатах аудита. Задача усложняется тем, что пpaктически нет литературы, где давались бы четкие и понятные рекомендации по данным вопросам, поскольку они являются «know how» консалтинговых фирм и органов по сертификации.

ВА предназначен для определения отклонения "реальной" Системы от той модели, которая используется лицом принимающим решения (ЛПР). То есть продукт внутреннего аудита - данные о степени адекватности модели Системы - насколько формальная модель Системы, на основании которой ЛПР принимает решения, соответствует "реальной" Системе.

Можно выделить две группы инструментов, находящихся в распоряжении внутреннего аудитора: техники аудита (интервью, наблюдение / прослеживание деятельности, выборочный контроль) и техники обработки данных (планирование аудита, анализ собранной информации, подготовка заключения).

В качестве ограничений методологии следует отметить, что:

  • внутренний аудит неэффективен для обнаружения несоответствий в оперативной деятельности организации. Причина очень проста - внутренний аудит проводится от силы 3-4 раза в год для одного подразделения, а то и реже. Какой прок от столь редкой, пусть и точной информации? Естественно, хороший аудитор во время аудита способен обнаружить несоответствия оперативной деятельности - неверная отчетность, небрежности в формах, невыполнение инструкций и т.п. Но это второстепенная с точки зрения ВА информация, которую должно сообщить руководителю подразделения, но совершенно незачем показывать в отчете;
  • ВА не может быть использован для получения объективной информации о качестве продукции;

ВА может эффективно использоваться только там, где есть формальная Система управления (иногда это называют "регулярный менеджмент").

Аудит осуществляется на основе следующих принципов:

Принцип регулярности. Внутренние проверки (ВП) проводятся по годовому плану, составленному службой качества и утвержденному директором по качеству. Ответственность за реализацию плана ВП несет служба качества. Кроме того, по решению руководства предприятия, по инициативе руководителя данного подразделения или по решению руководителя очередной внутренней проверки, поддержанному директором по качеству, может быть проведена дополнительная ВП, не предусмотренная годовым планом.

Помимо ВП, проводимых независимыми специалистами, элементы системы качества внутри подразделения находятся под ежедневным контролем специалистов данного подразделения.

Принцип открытости. Устанавливает: каждое подразделение в начале года получает утвержденный годовой план ВП с указанием месяца проведения проверки в подразделении. Точную дату определяет служба качества, которая уведомляет проверяемое подразделение о запланированной проверке не позднее, чем за две недели до ее начала, чтобы подразделение имело возможность к ней подготовиться.

Принцип независимости. Обеспечивается тем, что во всех подразделениях ВП проводят специалисты службы качества, которые не подчинены руководителям проверяемых подразделений. Проверяющие не только отмечают несоответствия, но разъясняют и обосновывают необходимость и целесообразность применения тех или иных методов.

Принцип единообразия. Состоит в том, что ВП всех подразделений должны проводится в соответствии со Стандартом предприятия «Внутренние проверки качества», в котором определен порядок проведения проверки, а также обязанности и права как специалистов, так и персонала проверяемого подразделения. Служба качества, определив дату проверки, направляет в проверяемое подразделение перечень вопросов, на который к началу проверки должны быть даны ответы. Ответы, как правило, дает специалист - ответственный по системе качества данного подразделения. Через ответственных служба качества осуществляет координацию и методическое руководство работой подразделений по вопросам качества. Все производственные подразделения получают одинаковые вопросники. Перечень же вопросов, направляемых в специализированные службы, различен и зависит от выполняемых ими функций. Все подразделения предприятия обязательно отвечают на вопросы по трем разделам: «Ответственность руководства», «Система качества», «Статистические методы».

Принцип системности. Заключается в том, что, с одной стороны, ВП осуществляется последовательно во всех подразделениях предприятия, а с другой, - деятельность каждого подразделения оценивается в двух аспектах. Во-первых, рассматривается выполнение функций, возложенных на данное подразделение матрицей распределения ответственности и полномочий. Во-вторых, каждое подразделение рассматривается как отдельная подсистема, в которой с определенной

Принцип документированности. Требует оформления документов по результатам каждой ВП. Результаты ВП оформляются двумя документами. Первый представляет собой перечень вопросов, на которые в данном подразделении получены отрицательные ответы. Второй (основной документ) - это акт о проведении ВП. Акт согласовывается с ответственным по системе качества и руководителем проверяемого подразделения.

Результаты ВП анализируют:

  • отслеживают тенденции оценок системы качества в подразделениях;
  • количественно сравнивают числа положительных ответов по всем подразделениям предприятия;
  • подсчитывают число запланированных по системе качества мероприятий предыдущего периода, но не выполненных в установленные сроки.

Результаты анализа включаются в отчет, который служба качества ежеквартально представляет генеральному директору предприятия.

Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Современные наукоемкие технологии», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет). Поступила в редакцию 17.01.05



АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ БАНКРОТСТВ

АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ БАНКРОТСТВ Статья в формате PDF 319 KB...

24 04 2024 1:13:58

ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ Статья в формате PDF 115 KB...

23 04 2024 19:29:21

НА ПУТИ К ФИЗИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

НА ПУТИ К ФИЗИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ В экспериментах по микроэволюции генетически модифицированных бактерий (ГМО) при непрерывном культивировании показано, что при переходе от одного стационарного состояния к другому в открытой биологической системе скорость производства энтропии должна возрастать, а не уменьшаться, как следует из основных положений неравновесной термодинамики. С точки зрения термодинамики проточные культуры микроорганизмов – хемостат и турбидостат – это открытые термодинамические системы, способные находиться в устойчивых стационарных состояниях. Причем, в соответствии с классификацией М.Эйгена (1973), хемостат соответствует случаю постоянных потоков, а турбидостат – случаю постоянной организации. Несмотря на кажущееся разнообразие микроэволюционных переходов в двух типах открытых систем при их изучении обнаруживаются общие закономерности. Важнейшей из них является возрастание потока использованной популяциями свободной энергии, и, следовательно, возрастание теплорассеяния и скорости производства энтропии. Результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития термодинамической теории открытых биологических систем, дальнейшего изучения общих закономерностей биологического развития. ...

22 04 2024 5:52:48

ЦИТОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЭРИТРОБЛАСТОВ

ЦИТОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЭРИТРОБЛАСТОВ Статья в формате PDF 83 KB...

20 04 2024 12:30:37

НАСУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

НАСУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 127 KB...

06 04 2024 21:20:59

ГОЛОД НА КУБАНИ 1932-1933 ГГ.

ГОЛОД НА КУБАНИ 1932-1933 ГГ. Статья в формате PDF 320 KB...

03 04 2024 1:10:39

ЭНЕРГИИ СВЯЗЕЙ ЗАМЕЩЕННЫХ МЕТАНА И ЕГО АНАЛОГОВ

ЭНЕРГИИ СВЯЗЕЙ ЗАМЕЩЕННЫХ МЕТАНА И ЕГО АНАЛОГОВ Статья в формате PDF 126 KB...

23 03 2024 21:41:59

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::