АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ – СТОМАТОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ ХИМИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ – СТОМАТОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ ХИМИИ

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ – СТОМАТОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ ХИМИИ

Литвинова Т.Н. Выскубова Н.К. Овчинникова С.А. Кириллова Е.Г. Слинькова Т.А. Вальтер Н.И. Статья в формате PDF 132 KB Главная цель современного образования в рамках гуманистической парадигмы - это создание условий для развития и самоорганизации творческих способностей личности обучаемых, для воспитания у них способностей анализировать и принимать самостоятельные решения. Гуманистический подход к профессиональному образованию предполагает, что студент - это активный субъект своей деятельности, реализующий свой творческий потенциал в ходе предметного обучения и личной деятельности на пpaктике в ходе комплексного процесса овладения профессионализмом.

На основе всестороннего и многоуровневого анализа химического образования нами установлено несоответствие между требованиями к высшему медицинскому образованию и существующей вузовской пpaктикой химической подготовки врачей - стоматологов. Выявлены противоречия между потребностью медицинской пpaктики в специалистах с новым глобальным эколого-медико-валеологическим мышлением и лидирующим в настоящее время, традиционным, преимущественно репродуктивным изучением учебных предметов. Такой путь формируют у студентов разрозненные знания, а не целостную естественнонаучную картину природы. Существует также противоречие между огромной значимостью курса общей химии в медицинском вузе как компонента медицинского образования и основы для изучения других теоретических и профессиональных стоматологических дисциплин и недооценкой его в составе общенаучной и профессиональной подготовки.

Системная, полифункциональная и деятельностная природа общих химических теорий, понятий, законов, закономерностей, возможность и необходимость их использования для объяснения и прогнозирования химических процессов, происходящих в живом организме, потребовала пересмотра подходов к обучению общей химии студентов медицинского вуза.

В настоящее время в связи с сокращением учебного времени на предметы естественнонаучного цикла, преподавание общей химии сведено к стандартному минимуму, ниже которого опускаться нельзя, так как не остается места для творческого развития, расширения химического кругозора, фундаментализации. Так, в 1986 году на изучение общей химии будущим стоматологам отводилось 132 часа. Постепенно к 2000 году количество часов уменьшилось до 80, т.е. на 40%.

Следовательно, перед нами стояла задача изыскать потенциальные возможности учебного предмета общей химии за счет модернизации его содержания, структуры и процесса обучения для развития личности студента, расширения его творческого опыта, активизации его учебной деятельности, приобретения ценностного отношения к химии, а через нее - к природе, жизни, здоровью и другим общечеловеческим ценностям. Такие возможности мы увидели в интегративно-модульном подходе.

Впервые на пpaктике в медицинском вузе нами реализована преемственная интегративно-модульная система развивающего обучения общей химии, способствующая повышению качества химической подготовки будущих врачей-стоматологов. На основе модульного подхода, принципов межпредметной интеграции, преемственности и профессиональной направленности, минимизации нами предложен вариативный курс общей химии для медиков; определена его связь с дисциплинами общеобразовательного и медико-профессионального циклов.

В качестве механизма реализации новой методической системы мы используем целенаправленную активную, взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность участников образовательного процесса, основанную на межличностных отношениях, общении, сотрудничестве и сотворчестве, побудителями которой выступают потребности, стимулы, мотивы и интересы.

Для активизации познавательной деятельности мы используем принцип профессиональной направленности, придание исследовательского хаpaктера всем лабораторно-пpaктическим работам, расширение образовательных маршрутов за счет участия студентов в СНО «Химия и медицина», в элективном обучении. Нами разработана программа элективного курса «Химические основы экологических проблем», который внедрен в учебный процесс.

Реализация принципа профессиональной направленности осуществляется нами в каждом модуле курса общей химии. Студенты-стоматологи изучают помимо общих законов и закономерностей полифункционального значения, такие вопросы как, химический состав эмали, зубной ткани, слюны; слюна как электролит; химические реакции, лежащие в основе образования костной и зубной ткани; электрохимические (коррозионные) процессы в полости рта как осложнения пломбирования и протезирования; коррозионная стойкость конструкционных стоматологических материалов в полости рта; поверхностные явления: адгезия, когезия, смачивание, адсорбция. Большой интерес у студентов вызывает ознакомление с материалами, используемыми в стоматологии: металлы и их сплавы; полимеры; металлокерамические материалы; цементы. Это, своего рода «пропедевтика» материаловедения, изучение которого проводится на старших курсах. В модуле «Биогенные элементы», прежде всего, уделяется внимание химии таких биогенных элементов как фтор (с недостатком или избытком фтора связаны эндемические заболевания кариес и флюороз), кальций, магний, фосфор, хлор, натрий, калий.

Принцип профессиональной направленности предполагает активное включение элементов медицинских знаний, фактов, примеров в процесс конкретизации химических теорий, законов, понятий, закономерностей, в выполнение химического эксперимента, в решение химико-медицинских задач, использование кейс-метода с целью усиления мотивации, интереса и ценностного отношения к предмету, имеющего большое значение для их дальнейшей профессионализации. Данный принцип непосредственно связан с реализацией в обратном процессе «химизации» медицинского образования.

Большую роль в развитии познавательной активности студентов играет система задач, включаемая нами в расчетные пpaктикумы. Приведем примеры задач, используемых нами в учебном процессе:

  1. Определите рН желудочного сока человека, если молярная электрическая проводимость его при 37оС равна 370 См×см2×моль-1, а удельное сопротивление 0,9 Ом×м;
  2. Рассмотрите коррозионные свойства зубного протеза из сплава золота и меди в нейтральной слюне, содержащей растворенный кислород.

Методическая система позволила нам проектировать конкретное методическое обеспечение для каждого модуля и каждой формы организации учебного процесса, в котором мы используем экспериментальные и теоретические методы исследования, технические средства обучения, компьютеры, системы заданий для разноуровневой и разнохаpaктерной деятельности студентов и учащихся. Центральным звеном процесса обучения, его механизмом, а также объектом управления мы выделяем взаимосвязанную и синхронную деятельность педагога и студента, особенно четко проявляемую во время пpaктикумов.

В процессе проведения разнообразных по формам занятий формируются необходимые умения применять знания к решению разнообразных учебных и профессионально-пpaктических задач. В обучении студентов общей химии в качестве основных обобщенных умений мы выделяем:

  1. интеллектуальные умения - умение правильно воспринимать и использовать теоретические знания на пpaктике, осуществлять анализ, синтез, сравнения, аналогии, обобщение, объяснение; прогнозировать, моделировать явления и т.п., которые оказывают серьезное влияние на развитие химического мышления и познавательных способностей студентов к овладению основами естественнонаучных знаний;
  2. экспериментальные умения - организационно-проектировочные, экспериментально - лабораторные, наблюдение результатов, выводы по ним; умение соблюдать технику безопасности;
  3. умения оперировать символикой и связанными с ней химической терминологией, номенклатурой, составлять формулы и химические уравнения, схемы химических процессов, их интерпретировать, преобразовывать, активно оперировать ими при усвоении материала всех блоков;
  4. умения решать типовые качественные и расчетные химические задачи;
  5. умения работать с учебной, справочной и дополнительной литературой;
  6. оценочные умения - способность оценивать изучаемые химические объекты с позиций их познавательной, научной и пpaктической значимости, свои действия и результаты своей деятельности, товарищей по группе;
  7. умения осуществлять графические действия, составлять и интерпретировать схемы, таблицы, схемы-конспекты и др.

Анализ контингента обучаемых показал, что среди студентов стоматологического факультета обучалось 28 медалистов, из них 21 человек сдавали химию по системе ЕГЭ. Семь абитуриентов были зачислены по результатам ЕГЭ профилирующего предмета - биологии. Из этих семи человек, пять получили на экзамене по общей химии отличные оценки, т.е. проявили хорошую комплексную естественнонаучную подготовку. Два человека из семи получили только удовлетворительную оценку, возможно из-за недостаточного внимания к химической подготовке на довузовском этапе. Медалисты, получившие на экзамене по биологии менее 90 баллов, сдавали единый государственный экзамен по химии. Большинство из них (10 человек) получили от 60 до 79 баллов, 9 человек смогли набрать от 80 до 100 баллов. Эти студенты хорошо учились в течение семестра, средний балл по итоговым контрольным модулей составил 4,0. Успешно они справились и с экзаменом. Два медалиста на едином государственном экзамене по химии получили менее 59 баллов, однако с программой по общей химии справились.

Из 23 немедалистов 8 человек по результатам ЕГЭ по химии попали в группу учащихся, получивших на экзамене от 40 до 59 баллов, 7 - получили от 60 до 79 баллов и 8 набрали больше 80 баллов. Надо отметить, что в подгруппе немедалистов лучшие результаты показали те студенты, у которых единый экзамен по химии был сдан более чем на 60 баллов. Никто из тех студентов, которые по результатам ЕГЭ получили менее 60 баллов, не сдали экзамен на отлично. Из 8 человек трое получили на экзамене «хорошо», трое - «удовлетворительно», а двое - неудовлетворительно.

В целом четкой корреляции между результатами ЕГЭ по химии и успеваемостью по общей химии не выявлено. Безусловно, на освоение общей химии студентами первого курса влияет не только базовая химическая подготовка, но и другие факторы, в частности, организация учебного процесса, методика обучения и воспитания.

Результаты обучения студентов-стоматологов в 2004-2005 учебном году позволяют сделать вывод об эффективности нашей методической системы: из 51 студента стоматологического факультета госбюджетной формы обучения на экзамене по общей химии получили неудовлетворительные оценки только два человека (3,9%). 17 студентов (33,3%) получили отличную оценку. На хорошо и удовлетворительно сдали экзамен по 16 человек (31,4%).

В реальном учебном процессе правильно выбранная совокупность средств, методов и форм его организации служит серьезным фактором достижения поставленной цели, способствуют целенаправленному движению к запланированным результатам и отражаются в проектировании конспектов, планов лекций, методических разработках для пpaктических занятий.



НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕВОГО ЯРЕМНОГО ЛИМФАТИЧЕСКОГО СТВОЛА У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕВОГО ЯРЕМНОГО ЛИМФАТИЧЕСКОГО СТВОЛА У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА У плодов человека 10-12 нед обнаружено формирование левых яремных лимфатических стволов. Медиальный ствол спускается к грудному протоку около трахеи и пищевода. Поперечный латеральный ствол выходит из воротного синуса крупного нижнего глубокого латерального шейного лимфатического узла, расположенного на месте медиального отрога яремного лимфатического мешка, проходит позади блуждающего нерва и общей сонной артерии и впадает в начало шейной части грудного протока. ...

30 04 2024 17:51:23

ИНФРАСТУКТУРА КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ИНФРАСТУКТУРА КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Статья в формате PDF 268 KB...

26 04 2024 8:21:30

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПЛАЗМАФЕРЕЗА ПРИ ТЯЖЕЛОЙ ДИФТЕРИИ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПЛАЗМАФЕРЕЗА ПРИ ТЯЖЕЛОЙ ДИФТЕРИИ С целью оценки клинико-лабораторной эффективности плазмафереза в лечении больных с тяжелой дифтерией проведено обследование 28 пациентов с токсической дифтерией ротоглотки 3-й степени. Установлено, что использование плазмафереза в лечении больных дифтерией позволяет ускорить исчезновение симптомов интоксикации, специфического воспаления в ротоглотке, снизить частоту встречаемости осложнений заболевания и изменить их хаpaктер в сторону уменьшения тяжелых форм, а также способствует динамичному восстановлению показателей обмена гликопротеидов, активности изоферментов аминотрaнcфераз. ...

22 04 2024 1:15:27

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТЬЮ

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТЬЮ Статья в формате PDF 275 KB...

14 04 2024 22:18:22

«ПОСЛЕДСТВИЯ МОДЕРНОСТИ» В ФИЛОСОФИИ А. ГИДДЕНСА

«ПОСЛЕДСТВИЯ МОДЕРНОСТИ» В ФИЛОСОФИИ А. ГИДДЕНСА Статья в формате PDF 125 KB...

12 04 2024 22:33:43

ХОРУНЖИН ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ

ХОРУНЖИН ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ Статья в формате PDF 174 KB...

11 04 2024 13:46:49

ОСОБЕННОСТИ АНАТОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РОГОЗА УЗКОЛИСТНОГО В УСЛОВИЯХ НАГРУЗКИ ПО СВИНЦУ

ОСОБЕННОСТИ АНАТОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РОГОЗА УЗКОЛИСТНОГО В УСЛОВИЯХ НАГРУЗКИ ПО СВИНЦУ Установлено влияние уксуснокислого свинца (2,5∙10–1 мг/л) на анатомическое строение почвенных и водных корней рогоза узколистного (Typha angustifolia L.). Происходит адаптационное перераспределение активности разрушения паренхимных клеток и образования воздухоносных полостей с водных корней, непосредственно контактирующих с растворенной в воде солью, на почвенные. Объем воздухоносных полостей специфичен периоду вегетации растений и возрасту корней. ...

10 04 2024 6:25:51

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМАХ СРЫВА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АНТИГЕНАМ ПЛОДА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ИММУНОАЛЛЕРГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕСТОЗА СООБЩЕНИЕ I. РОЛЬ НАРУШЕНИЙ ИНВАЗИИ ТРОФОБЛАСТА В СТЕНКУ МАТКИ И НЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМАХ СРЫВА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АНТИГЕНАМ ПЛОДА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ИММУНОАЛЛЕРГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕСТОЗА СООБЩЕНИЕ I. РОЛЬ НАРУШЕНИЙ ИНВАЗИИ ТРОФОБЛАСТА В СТЕНКУ МАТКИ И НЕ Анализ данных литературы свидетельствует о том, что инициирующими патогенетическими факторами развития гестоза являются недостаточность инвазии трофобласта в стенку матки и неполноценность плацентации, то есть ограничение ее поверхностной плацентарной площадкой. Последнее обусловлено генетически детерминированными факторами, в частности, аномалиями структуры интегринов, приводящими к нарушению инвазии трофобласта в децидуальную оболочку матки, в том числе в маточно-плацентарные артерии. При этом в сосудах плаценты и субплацентарной зоны сохраняются мышечные элементы, реагирующие развитием спазма и ишемии на действие вазопрессорных нервных и гумopaльных влияний. ...

09 04 2024 9:21:55

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ Статья в формате PDF 648 KB...

08 04 2024 3:41:55

ВИРТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОСИСТЕМ ДЛЯ ЗАДАЧ НАРКОЛОГИИ

ВИРТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОСИСТЕМ ДЛЯ ЗАДАЧ НАРКОЛОГИИ Статья в формате PDF 114 KB...

05 04 2024 15:54:39

ОНИЩУК ФИЛИПП ДАВИДОВИЧ

ОНИЩУК ФИЛИПП ДАВИДОВИЧ Статья в формате PDF 152 KB...

27 03 2024 2:18:31

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::