ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ НА ФИЗИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ СПБГУ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»
В рамках реализации Санкт-Петербургским государственным университетом национального проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете» на физическом факультете СПбГУ выполняется два проекта: «Разработка и внедрение инновационной образовательной программы «Прикладные математика и физика» и «Создание инновационного научно-образовательного центра коллективного пользования «Синтез науки и образования».
Основной целью выполнения первого из указанных проектов явилась поддержка успешно развивающегося на факультете нового образовательного направления «Прикладные математика и физика». До настоящего времени развитие этого завоевавшего популярность среди студентов направления поддерживалось энтузиазмом сравнительно малочисленной группы ведущих преподавателей и представителей администрации физического факультета, заинтересованностью в получении качественно подготовленных специалистов и реальными материальными вложениями фирмы Таврида-электрик, участием фирмы Софт-Джойс в обучении студентов нового направления информационным технологиям на льготных коммерческих условиях. Получаемое в рамках проекта по внедрению программы «Прикладные математика и физика»» финансирование было решено использовать на модернизацию приборного парка учебного и научного процесса на факультете (248 млн. руб.), переработку читаемых на новом направлении общих лекционных курсов (50 млн. руб.) и повышение квалификации персонала (2 млн. руб.). Софинансирование из внебюджетных средств физического факультета в размере 60 млн. руб. было израсходовано на ремонт и дооборудование аудиторий, предназначенных для размещения нового оборудования и проведения занятий на направлении Прикладные математика и физика.
Для обеспечения квалифицированного целевого использования приобретаемого дорогостоящего оборудования для нужд образовательного и научного процессов и обеспечения поддержания его функционирования на основе частичной самоокупаемости выбраны современные организационные формы: на базе Физического Учебно-научного Центра было организовано 6 Научно-образовательных центров (НОЦ) и три Центра Коллективного пользования (ЦКП). Для руководства работой Центров созданы координационные советы, возглавляемые директорами, несущими перед деканом физического факультета ответственность за деятельность Центров.
Выполняемых на базе физического учебно-научного центра проект включает в себя работы по следующим основным направлениям:
- дальнейшее развитие образовательного направления «Прикладные математика и физика»: увеличение приема на пользующееся повышенной популярностью у абитуриентов направление, модернизация учебных курсов для студентов бакалавриата, подготовка новых оригинальных курсов по исподльзованию профессиональных пакетов моделирования для изучения электро и гидродинамических систем, создание новых магистерских программ по направлению, модернизация дисплейных классов для проведения пpaктических занятий по физике, расширение приборной базы учебной лаборатории физических основ методов обработки и передачи сигналов и учебно-научной лаборатории электрофизики;
- развитие дистанционного распределенного Интернет-эксперимента по мониторингу состояния ионосферы Северного полушария и укрепление приборной базы радиофизических исследований ионосферы и Солнца;
- создание ЦКП в области оптической спектроскопии и исследования нелинейных процессов на базе фемтосекундных и наносекундных лазеров;
- создание ЦКП «Нанофотоника», ориентированного на фундаментальные исследования в интересах создания наноструктур с заданными оптическими свойствами;
- создание ЦКП приборами ЯМР и ИК спектроскопии;
- создание ГРИД-кластера, ориентированного на использование для обработки экспериментальных данных, получаемых по проекту Алиса (международный эксперимент в ЦЕРНЕ);
- модернизация циклотрона физического учебно-научного центра с целью его переориентации на использование в учебных и прикладных (производство короткоживущих изотопов, адронная терапия) целях; создание на базе циклотронной лаборатории межфакультетской учебной лаборатории ядерной физики, содержащей помимо традиционных работ набор управляемых через Интернет удаленных экспериментов, в том числе - использующих пучок ускорителя;
- создание учебной лаборатории туннельных и атомно-силовых микроскопов.
Каждый модуль современных приборов для физических исследований представляет собой укомплектованную учебно-научную лабораторию, пригодную для использования как для образования, так и для выполнения научно-исследовательских работ. Так, например, лаборатория фемтосекундных лазеров подразумевает наличие следующих приборов:
- Источник сверхзвукового молекулярного пучка.
- Времяпролетный масс-спектрометр с лазерной и электронной ионизацией.
- Фемтосекундный лазерный комплекс.
- Наносекундный лазерный комплекс.
- Комплекс оптической диагностики в VUV-UV-VIS области.
- Фотоэлектронный спектрометр.
- Оже-спектрометр и растровый микроскоп.
К настоящему времени произведена подготовка помещений для н6ового оборудования, осуществлен его монтаж и настройка. Сотрудникам заинтересованных в использовании оборудования кафедр поручена подготовка лабораторных работ для магистрантов и наиболее подготовленных студентов бакалавритата физического факультета. Внедрение в учебный процесс учебных работ на новом оборудовании и методические или техническое сопровождение этих работ является обязательным условием допуска коллективов к использованию приборов в целях как фундаментальных научных исследований, так и прикладных работ, выполняемых на коммерческой основе.
Перечисленные проекты ориентированы главным образом на укрепление приборной базы физического учебно-научного центра и имеют конечной целью развитие на физическом факультете СПбГУ системы подготовки магистров и аспирантов, ориентированных на работы в наиболее востребованных в современном мире областях использования фундаментальных физических знаний и в наукоемких производствах. Подобная подготовка специалистов имеет хаpaктер «штучного производства» и не подразумевает прохождения через уникальное оборудование массовых потоков зачастую недостаточно квалифицированных учащихся. Для последних планируются ознакомительные работы на новом оборудовании, сводящиеся главным образом к изучению методик обработки профессионально полученных результатов без непосредственного контакта с прибором.
Новые методические разработки для массового образовательного процесса на уровне бакалавриата поддерживаются следующими методическими проектами, выполняемыми в рамках проводимых на факультете работ по реализации национального проекта:
- Создание блока инновационных курсов по направлению «Прикладные математика и физика»
- Блок инновационных курсов по общей физике
- Разработка и внедрение системы непрерывного контроля успеваемости и проверки знаний по математической физике
- Создание удаленной учебной лаборатории ядерной физики на базе циклотрона
- Создание компьютеризированной системы контроля качества обучения на основе тестов и моделей
- Разработка курсов магистерской программы «Инновационный менеджмент в области высоких и наукоемких технологий»
- Разработка специализированной программы подготовки магистра в области физики высоких энергий (на английском языке)
- Магистерская программа «Русско-германский факультет»
На выполнение каждого из перечисленных методических проектов были объявлены внутренние конкурсы, заявки на которые принимались от авторских коллективов, организуемых для выполнения каждой из поставленных задач. Все создаваемые в рамках проекта учебно-методические материалы проходили экспертизу в комиссии из преподавателей физического Центра и методической комиссии Ученого Совета физического учебно-научного центра, после чего направлялись на внешнюю экспертизу. Краткие отчеты руководителей временных трудовых совместно с экспертными заключениями заслушивались на заседаниях Ученого Совета, выносящего решение о целесообразности внедрения результатов в реальный учебный процесс.
Отдельную группу составили проекты, направленные на активизацию участия учащейся молодежи в научной и инновационной деятельности
- Организация студенческой конференции магистров физического факультета
- Организация студенческой конференции по направлению и специальности Радиофизика
- Организаций студенческой школы-конференции «ЯМР и его пpaктическое использование».
- Организация конкурса молодежных инновационных проектов.
Отчетность по указанному блоку работ организована аналогично отчетности по учебно-методическим проектам.
В статье представлена оценка гепатопротекторной активности сукцинатсодержащего раствора – ремаксола у больных туберкулезом органов дыхания на фоне проводимой специфической антибактериальной полихиотерапии. Эффективность терапии оценивалась по клиническим проявлениям лекарственной гепатотоксичности, активности цитолитических ферментов и маркеров синдрома холестаза с учетом типов адаптационных реакций. Показано позитивное влияние ремаксола на проявления лекарственной гепатотоксичности и адаптационные реакции организма, указывая на активное использование пластических субстратов, свидетельствуя об усилении репаративных процессов в гепатоцитах, способствуя восстановлению cтруктуры печеночной ткани и снижению патологических типов реактивности у больных с туберкулезом органов дыхания. ...
28 04 2024 15:22:12
Статья в формате PDF 217 KB...
27 04 2024 18:36:35
Статья в формате PDF 107 KB...
25 04 2024 2:26:12
Статья в формате PDF 136 KB...
23 04 2024 12:20:33
Статья в формате PDF 141 KB...
22 04 2024 1:25:15
Статья в формате PDF 122 KB...
21 04 2024 9:53:25
Статья в формате PDF 133 KB...
20 04 2024 14:53:54
Статья в формате PDF 127 KB...
19 04 2024 19:50:44
Статья в формате PDF 124 KB...
17 04 2024 21:22:25
Статья в формате PDF 283 KB...
16 04 2024 12:26:50
Изучены каталитические свойства неспецифической альдегиддегидрогеназы (КФ 1.2.1.3.), как основного молекулярного маркера альдегиддегидрогеназной системы биотрaнcформации, в поколениях крыс с термической травмой. Активность альдегиддегидрогеназы определяли по регистрации начальной скорости образования НАДН при дегидрогеназном окислении ацетальдегида в качестве субстрата. Показано уменьшение активности фермента через 6 месяцев после ожога. Отмечено снижение активности альдегиддегидрогеназы в I и II поколениях крыс с термической травмой. ...
15 04 2024 12:53:32
Статья в формате PDF 130 KB...
14 04 2024 15:40:51
Статья в формате PDF 105 KB...
13 04 2024 17:59:55
В статье исследованы некоторые проблемы опережающего антикризисного управления предприятием. ...
12 04 2024 2:51:16
Статья в формате PDF 129 KB...
11 04 2024 17:34:13
Статья в формате PDF 117 KB...
10 04 2024 7:29:26
Статья в формате PDF 108 KB...
09 04 2024 14:30:42
Статья в формате PDF 277 KB...
08 04 2024 17:47:54
Статья в формате PDF 171 KB...
07 04 2024 20:54:57
Статья в формате PDF 267 KB...
06 04 2024 20:27:57
Статья в формате PDF 205 KB...
05 04 2024 21:33:42
Статья в формате PDF 153 KB...
04 04 2024 6:16:26
Статья в формате PDF 268 KB...
03 04 2024 22:41:59
Статья в формате PDF 223 KB...
02 04 2024 1:57:26
Статья в формате PDF 103 KB...
01 04 2024 22:22:47
Статья в формате PDF 126 KB...
31 03 2024 2:45:18
Статья в формате PDF 103 KB...
30 03 2024 8:29:43
Статья в формате PDF 104 KB...
27 03 2024 10:19:44
Статья в формате PDF 141 KB...
25 03 2024 14:40:34
Статья в формате PDF 111 KB...
24 03 2024 7:18:17
Статья в формате PDF 379 KB...
23 03 2024 7:24:32
В возрастные периоды от 6 до 9 мес. инвазированные смешанной инвазией фасциолеза и дикроцелиоза бычки симментальской породы пастбищного содержания отставали в приросте массы тела на 9,7 %, в возрасте от 12 до 15 мес. на 12,9 % и в возрасте от 15 до 18 мес. на 15,5 %, что отрицательно влияет на убойные и технологические качества животных. ...
22 03 2024 0:52:16
21 03 2024 10:33:52
В последние годы на медицинском факультете Российского университета дружбы народов периодически проводятся научные конференции международного масштаба, на которых в том или ином объёме обсуждаются проблемы, связанные с воздействиями на организм нарушений взаимоотношения человека со средой его обитания. Важность такой тематики стала несомненной с того момента, когда в мировой научной литературе впервые появился термин «Болезни цивилизации». Это определение включает в себя следующий смысл: «Болезни цивилизации – это результат безответственного и неправильного использования возможностей, предоставленных человеку цивилизацией» (Шош, Гати, Чолаи, 1972). ...
20 03 2024 18:49:20
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::