ИНВАЛИДНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЛИЧНОСТИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИНВАЛИДНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЛИЧНОСТИ

ИНВАЛИДНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЛИЧНОСТИ

Прохорова М.В. Мекка О.А. Статья в формате PDF 141 KB Исторически сложилось так, что к инвалидам относятся как к особенным людям, о которых должны заботиться специальные учреждения. При таком подходе внимание концентрируется на телесном нарушении, на зависимости от других, а не на реальных возможностях человека. По-новому взглянуть на феномен инвалидности помогает концепция «жизненный мир личности».

Жизненный мир - это социально - прострaнcтвенная категория, имеющая особую структуру, состоящую из базисных (личностных) и периферийных (средовых) компонентов. Он является средой формирования личности, определяя ее сущностные черты. Говоря о людях, имеющих инвалидность, следует заметить, что их жизненный мир обладает спецификой, которая определяется трaнcформацией среды, переосмыслением соотношения базисных и периферийных компонентов. Так, нарушения телесности часто оказываются вторичными, человек может не ощущать их непосредственно, а воспринимать лишь те затруднения, которые из них проистекают: отсутствие контактов с другими, невозможность свободного передвижения в прострaнcтве, доступа в публичные сферы. Таким образом, в современном обществе обозначилась тенденция снижения значимости качественных состояний телесности у людей с ограниченными возможностями прежде всего в связи с успехами технического прогресса, в том числе в сфере здравоохранения. Например, человек, имеющий инвалидность, не может попасть в библиотеку лишь потому, что архитекторы, строители, планировщики, которые строили библиотеку, создали прострaнcтвенную среду, которая делает человека инвалидом. Если бы был построен пандус, то человек в данной ситуации не только «не чувствовал себя», но и реально «не был бы» инвалидом, так как он мог бы посещать и покидать библиотеку, как и любой другой. Следовательно, можно говорить о наблюдающейся тенденции у людей, имеющих инвалидность, переносить акцент с личностных состояний на средовые: внешние, коммуникативные аспекты существования компенсируют личностные патологии, телесные недостатки.

Кроме явных преград освоения жизненного мира, выражающихся в нeблагоприятной организации социального прострaнcтва, существуют скрытые - «сегрегирующее» отношение со стороны окружающих. Человек с ограниченными функциями в большинстве случаев пытается деятельностно расширить жизненный мир, что выражается в контроле над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других. Ближайшая личностная среда (семья, родственники, друзья, соседи, сослуживцы, работники, здравоохранения и социального обслуживания) «строится» по известному принципу: «Ничего для нас без нашего участия». Кроме того, расширение жизненного мира предполагает особую организацию личностной среды, основанную на взаимной поддержке. Основной составляющий элемент взаимной поддержки - это то, что человек, у которого есть некоторый личный опыт, связанный с инвалидностью, хочет, поделившись им, помочь другим людям, оказавшимся в похожей ситуации организовать свой жизненный мир. Знание, получаемое человеком через активное взаимодействие с другими жизненными мирами, последовательно направляет его к решению все более сложных проблем. В результате взаимного обмена опытом инвалидности каждый получает информацию, которая может помочь ему решить личные проблемы самого разнообразного хаpaктера.

Акцентуация на телесном нарушении делает личность уязвимой, вызывает эффект стигмации - стереотипного наклеивания «ярлыков»: больных, калек, неполноценных, дефективных. Как и другие меньшинства, права которых ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы изменить его, инвалиды пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций. Например, «человек, имеющий инвалидность» - предполагает, что в первую очередь, надо назвать человека, а затем его свойства.

Таким образом, инвалидность следует понимать не только как нарушение телесного состояния человека. Феномен инвалидности формируется не в последнюю очередь в языковой и чувственно-символической сферах. Причиной ограничения возможностей может стать, скажем, недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, недостаточное развитие протезно - ортопедической промышленности, неприспособленность личностной среды к специфическим нуждам лиц с ограниченными возможностями.



ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕХНОСФЕРЫ И НООСФЕРЫ

ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕХНОСФЕРЫ И НООСФЕРЫ Статья в формате PDF 122 KB...

26 04 2024 15:38:50

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ Статья в формате PDF 180 KB...

24 04 2024 21:56:19

БАЙКАЛ — ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ

БАЙКАЛ — ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ Статья в формате PDF 387 KB...

20 04 2024 18:57:44

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ) В статье дается анализ состояния проблемы естественнонаучного образования в свете гуманистических подходов к образованию личности и на фоне основных тенденций и противоречий развития образовательных систем России. В центре исследования саморазвивающаяся, самообразующаяся личность. Преподаватель рассматривается как создатель проекта, организатор, помощник, фасилитатор учебной деятельности студента. Естественнонаучная составляющая образования показана как неотъемлемая часть культуры. В качестве альтернативы традиционной (линейной, унифицированной) технологии обучения в высшем учебном заведении предлагается концептуальная авторская модель управления естественнонаучным образованием. ...

19 04 2024 3:59:49

ОПЫТ СЛОВАЦКИХ КОЛЛЕГ

ОПЫТ СЛОВАЦКИХ КОЛЛЕГ Статья в формате PDF 112 KB...

17 04 2024 18:49:51

ЛИДИЯ ПЕТРОВНА ИОНОВА

ЛИДИЯ ПЕТРОВНА ИОНОВА Статья в формате PDF 402 KB...

09 04 2024 8:46:13

Способ измерения и анализа динамики объемного расхода водотока родника

Способ измерения и анализа динамики объемного расхода водотока родника Способ относится к гидрологии суши и инженерной экологии, может быть использовано при экологическом мониторинге антропогенных воздействий на загрязнение родников. Выявлены биотехнические закономерности динамики в реальном режиме времени по суткам два основных показателя (как и в прототипе, период наполнения мерного сосуда и объемный расход родниковой воды), но применительно не к роднику в целом, а только к его отдельным водотокам. Разделение родника на естественные водотоки позволяет расширить функциональные возможности способа и повысить точность измерений.Впервые способ позволяет проводить фундаментальные гидрометрические измерения родника в гидрологической структуре его водотоков. Повышение точности измерений по времени наполнения мерного сосуда секундомером и расчета объемного расхода воды каждым водотоком родника обеспечивается измерениями в реальном режиме времени. ...

02 04 2024 4:12:14

К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Статья в формате PDF 95 KB...

31 03 2024 0:10:32

ЦЕМЕНТАЦИЯ В ТВЕРДОМ КАРБЮРИЗАТОРЕ

ЦЕМЕНТАЦИЯ В ТВЕРДОМ КАРБЮРИЗАТОРЕ Статья в формате PDF 280 KB...

29 03 2024 17:17:48

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ ГЭРБ

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ ГЭРБ Статья в формате PDF 140 KB...

25 03 2024 9:56:26

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::