САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ТВОРЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Раздумья о том, почему студенты поверхностно усваивают учебный материал беседы с выпускниками и со студентами-пpaктикантами, а также просмотр литературы и телепередач о проблемах преподавания в средней школе заставили нас обратиться к изучению опыта педагогов-новаторов. Педагогика сотрудничества, созданная ими еще в советское время, привлекает не только пpaктической стороной, но и интересом с точки зрения теоретических проблем педагогики. Перечислим только основные идеи этой педагогики: 1) ведущая роль теоретических знаний; 2) обучение на высоком уровне трудности; 3) продвижение в обучении быстрыми темпами; 4) идея свободного выбора заданий; 5) идея опережения; 6) идея укрупненных дидактических единиц; 7) идея самоанализа и др.
Работа с использованием этих принципов дает поразительный результат - в школе создается благоприятный психологический климат процесса обучения, формируется высокий уровень внутренней мотивации учащихся к учебному труду, сам процесс обучения оптимизируется, и, как следствие всего, появляется высокое качество знаний всех учащихся.
Coблaзнительно перенести идеи педагогики сотрудничества из школы средней в высшую школу, конечно, приспособив их к новым условиям. Точнее говоря, не перенести, а вернуть. На наш взгляд, часть этих идей позаимствована из вузовской методики, где они в последнее время оказались забытыми. Один из нас, работая на физическом факультете, а второй на гуманитарно-педагогическом факультете (Биология, Технология и предпринимательство) совместными усилиями предприняли попытку реализовать современные педагогические идеи при чтении спецкурсов.
Прежде всего, нам пришлось отказаться от традиционного подробного изложения программного материала малыми кусками, которое подкреплялось непосредственным решением соответствующих задач. Такая методика приводит к формальному усвоению теоретических знаний, как говорят, в этом случае «из-за деревьев леса не видно». В основу преподавания спецкурсов положен принцип ведущей роли теоретических знаний, выдвинутый российским психологом и педагогом Л. В. Занковым. Суть его заключается в том, что к пpaктике можно приступить только тогда, когда основательно усвоены теоретические знания. При этом мы сразу же решили излагать программный материал крупными блоками (тема, раздел, курс). Это позволяет студентам лучше его осмыслить, увидеть логическую, причинно-следственную, функциональную связь там, где прежде были лишь отдельные уравнения, термины, формулы. Если некоторые разделы курса излагались прежде на протяжении пяти лекций, то сейчас он укладывается в одну. Конечно, не так подробно, но зато основные положения всего раздела излагаются во взаимосвязи, цельно. Затем после недельной самостоятельной, уже подробной, проработки программного материала проводим семинары, посвященные разбору вопросов этого раздела. В каком направлении нужно проpaбатывать теорию, определяет программа курса и вопросы для семинарского занятия. Лишь после глубокого осмысления теоретического материала, его понимания, только на третьем занятии сами разбираем наиболее типичные задачи или примеры этого раздела.
После этого студенты по своему желанию выбирают для самостоятельного решения те задачи или задания, которые находятся на видном месте в учебной аудитории. Резерв свободного времени, возникающий в результате ускоренного прохождения программы, позволяет проводить семинары, на которых студенты выступают по внепрограммному материалу на основе рефератов, которые они специально готовят к назначенному времени. В начале семинара студентам предлагается сразу весь список тем рефератов и соответствующая литература (монографии, учебники, журнальные статьи). Какую тему выбрать, они решают сами. Здесь, как и при выборе задач, инициатива идет от них самих. Это очень важный педагогический момент. Работа студентам не задается, а предлагается, как бы в не навязчивой форме. К какому сроку нужно сделать реферат и когда будет выступление по его теме - все указано в том же списке. Схематически весь процесс усвоения темы можно представить следующим образом: обзорная лекция → самостоятельная проработка теории → семинар по теории → написание рефератов → семинар по заданиям или задачам → самостоятельное решение задач или заданий → семинар по рефератам →→ сдача решений задач или выполненных заданий → заключительная лекция.
В конце семестра проводим семинарское занятие, на котором студенты выступают с разработанными ими вариантами школьного факультатива по материалам этого курса. Это очень важно не только с пpaктической точки зрения, ведь выпускники факультета работают в школе, но и с педагогической. Усвоение учебного материала эффективно только тогда, когда оно связано с творчеством, в данном случае - с преобразованием материала.
Чтобы стимулировать самостоятельную работу студентов по освоению курса, а также с целью наглядности и гласности, в лаборатории вывешивается красочно оформленный стенд. На нем представлен следующий материал: - подробная, со всеми деталями, программа курса, утвержденная на кафедре; - календарный план прохождения курса; - вопросы для семинарских занятий по теоретическому материалу по каждой теме; - темы рефератов; - тексты всех задач или заданий и ответы к ним.
На этом стенде имеются еще два листа, дидактическое значение которых трудно переоценить. На первом из них указано, что нужно выполнить, чтобы получить «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». На оценку отлично, нужно без ошибок освоить программу курса, решить задачи или задания (указаны номера задач из приведенного списка), написать реферат на одну из указанных тем, выступить на семинаре с сообщением и, наконец, переработать изученный курс, так, чтобы его можно было бы излагать для учащихся старших классов средней школы. Чтобы получить оценку «хорошо» - те же условия, но число задач несколько меньше и на семинаре можно не выступать. Студент сам определяет объем работы, инициатива идет от него, но при этом он уже представляет свою максимальную оценку. На листе открытого календаря против своей фамилии студенты отмечают сведения о выполнении работ:
- номера решенных задач и дату их сдачи преподавателю; - тему выбранного реферата, дату его сдачи на проверку и дату выступления на семинаре; - отметку о прохождении коллоквиума по материалам лабораторных работ, их выполнения и сдачу отчета по ним; - результаты двух аттестаций на контрольных неделях.
Постоянный контроль и отражение его результатов в листе открытого контроля, вывешенного для всеобщего обозрения, является мощным фактором, побуждающим студентов к регулярной работе над учебным материалом. Легко заметить из выше изложенного, что в основу нового подхода к преподаванию спецкурсов применен важнейший вывод психологии - человек преобразуется, формируется не при получении готовых знаний, а только в ходе собственной деятельности по добыванию этих знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Давыдов В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
- Поляков А., Прохоров О. Программированный контроль остаточных знаний по дисциплине «Общая биология с основами экологии» /КемСХИ. - Кемерово, 2000
- Хуторской А. Всесоюзный поиск передовых педагогических идей. - Физика в школе. 1988, № I, с. 37-46.
- Шаталов В. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика, 1980.
- Эрдниев П., Эрдниев Б. Укрупнение дидактических единиц в обучении математики. М.: Педагогика, 1986.
Статья в формате PDF 130 KB...
02 05 2024 22:12:40
01 05 2024 11:12:20
Статья в формате PDF 312 KB...
29 04 2024 3:27:37
Статья в формате PDF 261 KB...
28 04 2024 17:18:17
Статья в формате PDF 142 KB...
26 04 2024 23:36:51
В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2. ...
24 04 2024 12:30:38
Статья в формате PDF 110 KB...
23 04 2024 18:32:42
Статья в формате PDF 314 KB...
21 04 2024 15:47:20
Статья в формате PDF 126 KB...
20 04 2024 15:37:25
Статья в формате PDF 116 KB...
19 04 2024 8:51:51
Статья в формате PDF 103 KB...
18 04 2024 9:55:39
Статья в формате PDF 111 KB...
17 04 2024 11:17:14
Статья в формате PDF 127 KB...
16 04 2024 15:33:59
Статья в формате PDF 327 KB...
14 04 2024 1:52:36
В работе представлены результаты исследования влияния высокоинтенсивных физических факторов электрического поля коронного разряда с напряженностью 1-6 кВ/см, создаваемого установкой «Экран», на жизнеспособность семян ячменя сорта «Абава», с целью повышения качества семенного материала. Определено, что наиболее эффективными воздействиями ЭПКР для повышения качества семенного материала без отлежки зерна перед посевом являются режимы с напряженностью 1 кВ/см и 2 кВ/см. Показано, что наиболее ярко выраженный бактерицидный эффект получен при воздействии на семена электрическим полем коронного разряда с напряженностью 6 кВ/см и 4 кВ/см. Эти режимы наряду с угнетением очаговой плесени тормозят всхожесть, прорастание и снижают жизнеспособность семян. Однако, данные режимы могут оказаться перспективными для обеззараживающей обработки фуражного зерна. Выявлено, что наиболее эффективным режимом электрического поля коронного разряда для повышения качества семенного материала с отлежкой зерна перед посевом является режим с напряженностью 2 кВ/см, поскольку данное воздействие оказывает наиболее ярко выраженный бактерицидный эффект наряду со стимуляцией всхожести, прорастания и повышением жизнеспособности семян. ...
13 04 2024 12:24:22
Статья в формате PDF 149 KB...
12 04 2024 3:53:54
Статья в формате PDF 106 KB...
11 04 2024 12:48:21
Статья в формате PDF 3150 KB...
10 04 2024 13:14:54
Статья в формате PDF 127 KB...
09 04 2024 6:20:49
Статья в формате PDF 112 KB...
08 04 2024 10:53:45
Статья в формате PDF 138 KB...
07 04 2024 20:52:52
Статья в формате PDF 119 KB...
06 04 2024 13:54:20
Изучено влияние высококремнистых природных добавок на качество птицеводческой продукции. Установлено, что включение природных добавок в рацион кур-несушек улучшает прочность скорлупы, что непосредственно ведет к снижению процента боя яиц, повышению инкубационных показателей яиц и увеличению процента вывода цыплят. ...
05 04 2024 17:45:21
Статья в формате PDF 112 KB...
04 04 2024 20:18:44
Статья в формате PDF 639 KB...
02 04 2024 8:21:44
В статье проанализирован опыт лечения больных острым аппендицитом за последние 10 лет. Из 1073 поступивших в приемное отделение, 229 больных отправлены в другие отделения, у 730 диагноз подтвержден и выполнена операция аппендэктомия. Гистологическое исследование отростков показало, что у 353 (48,4%) больных отросток был флегмонозный, у 87 (11,9%) – гангренозный, в том числе у 15 (2%) – гангренозно-перфоративный, у 290 (39,7%) – катаральный. Большой процент катаральных форм автор связывает с гипердиагностикой. 24 (3,2%) больных был диагностирован разлитой перитонит. В комплексном лечении больных наряду с антибактериальными средствами, последнее время широко стали применяться современные методики (дренирование брюшной полости силиконовыми трубками д 0,5-1,0 см, назогастральное дренирование, гемосорбция, УФО крови, химическая детоксикация гипохлоритом натрия). ппендикулярный инфильтрат был диагностирован у 14 (1,9%) больных. Тактика при этом осложнении была традиционной. У 35 (4,79%) больных развились послеоперационные осложнения: нагноение подкожно-жировой основы у 19 (2,66%), инфильтраты послеоперационного шва – у 9 (1,2%), гематомы подкожной клетчатки – у 7 (0,9%), в том числе у 7 (0,9%) больных с нагноением подкожно-жировой основы, развились дополнительно послеоперационные пневмонии. а эти годы серьезных полостных послеоперационных осложнений не отмечалось, также не было послеоперационной летальности. лучшение результатов лечения автор связывает с повышением профессионального роста врачей, продуманной взвешенной хирургической тактикой. Также имеет значение и возраст больных. У 88% он равнялся 1822 годам. При поступлении больные были физически крепкими и тренированными (военнослужащие), что позволило им значительно лучше справиться в послеоперационном периоде даже с перитонитом. ...
01 04 2024 16:23:12
Статья в формате PDF 212 KB...
31 03 2024 10:41:31
Статья в формате PDF 111 KB...
30 03 2024 16:36:33
Достоверными методами исследования потребности населения в традиционной медицине являются: опрос в «фокус-группе», анкетирование и интервьюирование. Выяснились: высокая готовность населения потрeбллять методы традиционной медицины; врачи готовы применять в своей пpaктике методы традиционной медицины в симбиозе с официальной; врачи нуждаются в дополнительном образовании в области традиционной медицины, на что следует обратить внимание органам здравоохранения. ...
29 03 2024 20:42:45
Статья в формате PDF 236 KB...
28 03 2024 13:25:30
Статья в формате PDF 128 KB...
27 03 2024 2:13:18
Статья в формате PDF 125 KB...
26 03 2024 6:47:15
Статья в формате PDF 123 KB...
25 03 2024 22:36:10
Статья в формате PDF 126 KB...
24 03 2024 5:16:38
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::