РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Ситуация профессионального самоопределения для подростка и для старшего школьника оказывается ситуацией неодолимой для них неопределенности. В настоящее время профессий необозримо много. И каждая работа предъявляет некоторые особые требования к занятому ею человеку. Выбирая будущее занятие наобум или только из соображений престижа, можно оказаться в той сфере, которая станет постылой на многие годы.[3, 255].
Средство, с помощью которого можно одолеть трудности обсуждаемого рода, - осведомленность (информированность) человека. Каждый, учившийся в школе, осведомлен об очень многом. Но знание о современном обществе нельзя признать добротным, если у человека не сформировалось ясных, расчлeненных, упорядоченных представлений о много миллионном ядре общества - о людях-«делателях», о профессиях и о профессионалах. А между тем вот этой-то информации нет даже в энциклопедических словарях. «Агрономия» есть, «агронома» нет. «Ткачество» есть, «ткачихи» нет. Об учителе сказано меньше, чем о птичке колибри. Когда профессионалы все же выделены, речь кратко идет об их трудовой функции, но не о личностных качествах. Одним словом, информацию о мире профессий в целом (о прострaнcтве выбора профессии) получить довольно трудно.[3, 4].
При всем многообразии и сложности мира профессий большие трудности доставляет школьнику также ориентировка в своем внутреннем мире, в личных качествах, без чего самоопределение как преднамеренный сознательный процесс невозможно. Поэтому, хотя пафос идеи самоопределения состоит в том, чтобы создать условия для «самочинности» развивающегося субъекта деятельности, компетентное педагогическое руководство процессом самоопределения оптанта является «технологически» необходимым.[3, 255].
Наверное, не найдется ни одного учителя, который бы не замечал, что учащиеся существенно различаются по таким хаpaктеристикам, как быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания и т.п. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни. Многочисленные исследования показали, что индивидуальные вариации перечисленных особенностей при прочих равных условиях (при наличии интереса к учебной деятельности, необходимых знаний, навыков, умений и т.п.) обусловлены некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы человека. Эти нейродинамические особенности довольно ригидны, консервативны. Изменить их пpaктически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т. к. их влияние ощутимо во многих видах деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.[1, 53]
Б.М. Теплов и его сотрудники доказали, что физиологическая организация мозга, индивидуальные особенности его функционирования имеют исключительное значение для целого ряда профессий. [1, 4]. В настоящее время не вызывает сомнений, что природно - обусловленные индивидуальные свойства являются тем реальным фактором, который сказывается на распределении людей по разным видам деятельности. [1, 53]
В распоряжении учителя не только методы обучения, организация учебного процесса. Он должен помочь учащимся понять, в чем состоят преимущества их индивидуальных особенностей, а в чем недостатки. Это позволит направить усилия самих школьников, с одной стороны, на закрепление положительных для данной деятельности проявлений, а с другой на преодоление или компенсацию нежелательных. Так будет складываться индивидуальный стиль учебной деятельности. [1, 130]Если человек отдает себе отчет о своих динамических особенностях, то поиски индивидуального стиля деятельности будут идти в нужном направлении и приобретут более активный, целенаправленный хаpaктер. Поэтому так важно как можно раньше, уже в школе, иметь сведения о том, правильно или нет оценивают учащиеся свои динамические особенности, то есть свой динамический потенциал. Это даст возможность откорректировать самооценку, сформировать у школьников правильное представление о себе и избавить их от преодоления ненужных внутренних конфликтов. [1, 113-114]
Педагог - это представитель общества в школе. И если он уклоняется от руководства развитием детей как будущих субъектов профессионального труда и отдает этот важный процесс воле случая, то это означает уклонение педагога от профессиональной ответственности перед обществом. [3, 7]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. - М.: Издательский центр «Академия»,2002.
- Батаршев А. В. Темперамент и хаpaктер: Психологическая диагностика. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Статья в формате PDF 459 KB...
28 04 2024 13:32:20
27 04 2024 12:46:33
Статья в формате PDF 133 KB...
26 04 2024 1:43:29
Статья в формате PDF 139 KB...
25 04 2024 1:54:48
Статья в формате PDF 131 KB...
24 04 2024 2:38:53
Статья в формате PDF 121 KB...
23 04 2024 12:15:37
Статья в формате PDF 154 KB...
22 04 2024 12:46:22
Рассмотрен вариант синхронного деления клеток. Предложены кинетические уравнения, описывающие рост, размножение и гибель микроорганизмов с учетом как естественной cмepтности, так и внутривидовой борьбы. Рассматривается квазистационарный метод решения уравнения для определения плотности функции распределения микроорганизмов по возрастам. Предложен явный вид коэффициента диффузии в прострaнcтве масс. Получено аналитическое решение в квазистационарном приближении для плотности функции распределения микроорганизмов по возрастам для случая, когда рост клетки пропорционален ее массе (объему). ...
21 04 2024 16:59:52
Статья в формате PDF 123 KB...
20 04 2024 13:11:49
Статья в формате PDF 164 KB...
18 04 2024 11:20:26
Статья в формате PDF 111 KB...
17 04 2024 18:14:54
В работе показаны причины возникновения профессиональных заболеваний в результате воздействия на организм человека асбестовой пыли. Клинические проявления и специфические симптомы, вызванные длительным контактом с асбестовой пылью. Рекомендуется новая технология пневмообогащения асбестового минерального сырья на базе ранее разработанных Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов СО РАН способов и устройств по переработке минерального сырья, содержащего тяжелые минералы и металлы. ...
16 04 2024 23:51:34
Статья в формате PDF 113 KB...
15 04 2024 5:42:51
Статья в формате PDF 106 KB...
14 04 2024 15:29:58
Статья в формате PDF 121 KB...
13 04 2024 14:27:50
Статья в формате PDF 111 KB...
11 04 2024 7:41:13
Статья в формате PDF 330 KB...
10 04 2024 14:59:55
Статья в формате PDF 126 KB...
09 04 2024 23:50:40
Проведен анализ эффективности курсового гетеросуггестивного воздействия на функциональное состояние ЦНС у женщин репродуктивного возраста. С помощью методов электроэнцефалографии и спектрального анализа вариабельности сердечного ритма получены достоверные данные о положительной динамике на центральном и вегетативном уровнях обеспечения психофизиологической устойчивости обследованных женщин. ...
08 04 2024 7:51:42
Статья в формате PDF 107 KB...
07 04 2024 14:35:10
Статья в формате PDF 122 KB...
05 04 2024 6:47:50
04 04 2024 12:14:35
Статья в формате PDF 121 KB...
03 04 2024 8:54:13
Статья в формате PDF 117 KB...
02 04 2024 11:23:22
Статья в формате PDF 115 KB...
01 04 2024 19:21:56
В отличие от известной методики математика Лоскутова и кардиолога Ардашева по лечению тяжелых аритмий хирургической абляцией зон хаотизации сердца, в работе предложен в форме биоинформационной и математической моделей подход для терапевтической, противовоспалительной методики снижения хаотизации. Проведена метаболическая реконструкция патобиохимии кардиосклероза и его коррекции. Кардиосклероз рассматривается, как аутовоспалительный процесс на базе медленного (недели, месяцы) «неправильного» взаимодействия депо углеводов и жиров. Расчеты показывают, что при медленных (годы) сценариях тренировки сердца и защите его от свободных радикалов и воспалений при стрессе цитопротекторами и пептидотерапией, могут возникать мультициклы, обеспечивающие снижение хаоса. Это создает условия прекондиционирования, тесно связанные с условиями для обновления клеток в сердце. ...
31 03 2024 1:46:28
Статья в формате PDF 113 KB...
30 03 2024 11:30:33
Статья в формате PDF 111 KB...
29 03 2024 21:23:10
Статья в формате PDF 248 KB...
27 03 2024 19:30:40
Статья в формате PDF 284 KB...
26 03 2024 6:47:24
В статье авторами рассмотрены региональные особенности социальной защиты ветеранов, инвалидов и пожилых граждан, в частности, меры социальной поддержки и социальное обслуживание. ...
24 03 2024 13:34:30
Статья в формате PDF 128 KB...
22 03 2024 1:44:32
Статья в формате PDF 111 KB...
21 03 2024 5:55:15
Статья в формате PDF 256 KB...
20 03 2024 15:39:12
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::