АКВАРИУМНЫЙ КОМПЛЕКС В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ВУЗОВ
В процессе преподавания биологических дисциплин постоянно возникает острая необходимость в демонстрационном материале. Использование для этих целей таблиц и фиксированного материала не всегда эффективно. Возможность наблюдения за живыми объектами в их среде обитания позволяет значительно усилить познавательный и исследовательский интерес студентов.
В результате многолетних экспериментов нами создан оптимальный аквариумный комплекс, позволяющий реализовать на пpaктике разнообразные учебные и научные задачи. При его создании мы исходили из того, что идеальный аквариум - это, прежде всего модель естественного места обитания со сложным и стабильным сообществом, а не красивая и дорогостоящая декорация. При относительной компактности (общая емкость составляет более 600 литров) появилась возможность содержания разнообразных водных обитателей. Применение единой проточной системы, разработанной автором совместно со студентами зоологического кружка, позволило резко снизить заболеваемость рыб и неизбежный при использовании компрессоров шум. Разработана и оригинальная система очистных фильтров на основе биологических и неорганических комплексных наполнителей. Данная установка позволила создать пять моделей биотопов Южной и Центральной Америки, Северной Африки, Юго-Восточной и Южной Азии, местных водных экосистем и коллекцию, состоящую из 28 видов рыб, 3 видов рептилий, 2 видов амфибий и 10 видов моллюсков.
Наличие такого подбора животных и растений позволяет демонстрировать основные законы биологии, экологии, химии и др. Отработаны технологии содержания, размножения не только известных водных животных, но и проблемных видов, редко используемых в аквариумной пpaктике. Накоплен интересный материал о внутри и межвидовых взаимоотношениях водных организмов, их пищевой специализации, преднерестовом и нерестовом поведении, заботе о потомстве.
На пpaктических занятиях по зоологии с основами экологии в зимний период всегда под рукой около 70% наглядного живого материала, если учесть, что за последние годы не было централизованного поступления зоологических, влажных и постоянных фиксированных препаратов. Появились новые возможности более детального изучения видов по тем или иным причинам исчезающих из естественной среды обитания и сохранения генофонда в искусственных условиях. Проводится селекционная работа, направленная на выведение пород, наиболее устойчивых к условиям загрязнения водной среды. Установлены пороги токсичности ионов тяжелых металлов и неорганических соединений для местных видов рыб и разработаны рекомендации для нерестовых и садковых рыбных хозяйств Кузбасса.
Студентами проводятся научные исследования по изучению структуры водных экосистем, пищевых цепей и трофических уровней, экологии водных сообществ.
В связи со стандартизацией экологического образования значительно расширяется область применения данного комплекса пpaктически на всех факультетах сельскохозяйственного вуза и не только. При прохождении студентами курса "Биология с основами экологии" аквариумный комплекс позволит значительно эффективней усваивать материал, касающийся не только разделов общей или классической экологии, но и прикладной (демонстрация и отработка навыков измерения факторов окружающей среды, гидрохимического анализа образцов, биотического анализа и др.).
Моделирование различных факторов среды на аквариумное сообщество позволяет определить оптимальные условия нормальной жизнедеятельности видов с точки зрения экологической триады: факторы неживой природы (абиотический фактор) - живые организмы (биотический фактор) - совместное взаимодействие (коакция). На базе созданного комплекса стало возможным проведение серии экспериментов по проблемам адаптации одних организмов к другим (коадаптации), что позволяет обеспечить в искусственной системе достаточно устойчивое экологическое равновесие.
Внедрение аквариумного комплекса позволяет привлечь студентов в активный творческий научно-исследовательский процесс. Студенты на начальных этапах обучения приобщаются к научному эксперименту и сбору фактического материала, приобретают разносторонние биологические и экологические знания. Защита дипломных проектов выпускниками биологами показала целесообразность внедрения комплекса в учебный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Поляков А.Д., Бузмаков Г.Т. Аквариумный комплекс в кабинетах биологии /Кемерово: АНО ИПЦ «Перспектива», 2004.- 72 с.
Статья в формате PDF 122 KB...
01 05 2024 21:33:29
Статья в формате PDF 131 KB...
30 04 2024 6:43:54
Статья в формате PDF 132 KB...
29 04 2024 20:50:54
Статья в формате PDF 292 KB...
28 04 2024 12:27:30
Статья в формате PDF 114 KB...
27 04 2024 8:55:36
Статья в формате PDF 295 KB...
26 04 2024 6:52:47
Статья в формате PDF 317 KB...
25 04 2024 22:42:24
Статья в формате PDF 384 KB...
24 04 2024 10:31:39
Статья в формате PDF 123 KB...
23 04 2024 1:41:29
Статья в формате PDF 105 KB...
19 04 2024 0:54:33
Статья в формате PDF 112 KB...
18 04 2024 7:18:30
Разработана методика получения высокоочищенных препаратов инулиназы из продуцентов Aspergillus awamori и Saccharomyces cerevisiae. Исследовано влияние различных органических растворителей на полноту осаждения данного фермента. ...
17 04 2024 12:47:15
Статья в формате PDF 253 KB...
16 04 2024 8:31:11
Статья в формате PDF 260 KB...
13 04 2024 2:27:34
Статья в формате PDF 113 KB...
12 04 2024 10:31:49
Статья в формате PDF 249 KB...
11 04 2024 5:37:34
Статья в формате PDF 109 KB...
10 04 2024 21:33:37
Статья в формате PDF 123 KB...
09 04 2024 10:38:15
Статья в формате PDF 315 KB...
08 04 2024 21:50:11
Статья в формате PDF 310 KB...
07 04 2024 23:46:12
Статья в формате PDF 213 KB...
06 04 2024 11:29:14
Статья в формате PDF 117 KB...
05 04 2024 23:48:51
Статья в формате PDF 157 KB...
04 04 2024 23:13:37
Статья в формате PDF 103 KB...
02 04 2024 15:11:53
Статья в формате PDF 379 KB...
01 04 2024 0:34:10
Статья в формате PDF 109 KB...
31 03 2024 23:39:10
Статья в формате PDF 307 KB...
30 03 2024 19:23:45
Статья в формате PDF 286 KB...
29 03 2024 1:49:41
Статья в формате PDF 133 KB...
28 03 2024 5:48:10
Образование и здоровье: сочетание этих понятий наполнено нравственным, социальным, политическим и экономическим смыслом. Здоровье для России должно стать зеркалом жизни, воспитания и образования, быть высшей ценностью государства ...
27 03 2024 11:11:45
Статья в формате PDF 207 KB...
26 03 2024 12:38:28
Статья в формате PDF 109 KB...
24 03 2024 8:40:35
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::