КОММУНИКАТИВНЫЙ ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Рассмотрим один из видов педагогической деятельности -коммуникативный («построение межличностного взаимодействия и отношений, создающих условия для организации эффективного педагогического процесса»). Коммуникативность является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия. Все эти качества (А.А.Крылов ,2001), особенно необходимы специалисту для работы в сфере профессии «человек-человек», а также в сферах, где работа связана с общением. Коммуникативные умения и навыки являются составной частью, компонентом профессионального развития выпускника способствуют снятию барьеров в общении и межличностном взаимодействии.
Для диагностики опopных коммуникативных умений и навыков нами были выбраны методики.
- «Умение слушать», методика определяет основное слагаемое данного умения - внимание к партнеру, дружелюбие;
- «Умение излагать свои мысли». Данный тест определяет технику ведения беседы.
- Оценку коммуникативных склонностей проводили по методике, предложенной Б.А. Федоришиным.
Эксперимент проводился в группах студентов, обучающихся по современным информационным технологиям в Современном гуманитарном университете, тестированием было охвачено 97 респондентов.
При изучении коммуникативных умений и навыков обучающихся школьников установлено, что 53,4-65,8% лиц, участвовавших в исследовании, хаpaктеризуются низким уровнем проявления коммуникативных склонностей. У 23-33,6% респондентов отмечен высокий уровень, а у 15,2-30,2% отмечался низкий уровень коммуникативных умений и навыков.
Высокий уровень развития коммуникативных умений хаpaктеризует сопереживание, уважение к говорящему. Этот уровень хаpaктеризует умение вербализовать свои мысли, т.е. заботиться о том, чтобы быть всегда понятным собеседником, обдумывать форму изложения своих мыслей, следить за ясностью, логичностью высказываний, говорить вежливо, быть дружелюбным.
При низком уровне коммуникативности собеседнику не предоставляется возможности высказать свое мнение, не обращается внимание на основные факты сообщения, слышится раздражение при высказывании противоположной точки зрения, при этом собственные мысли, идеи, навязываются другим людям.
Средний балл коммуникативных склонностей составил 0,37. Отмечено совпадение среднего показателя воспроизведенного ответа (0,70), но среднее число совпадений правильных ответов респондентов изучаемых групп разнилось в 2,1 раза (7,2 в анкетах студентов 1-го года обучения, и 15,1 у студентов 2-го года обучения).
Показатель правильных ответов при оценке коммуникативных способностей в процессе обучения вырос на 7,9 единиц, свидетельствуя об увеличении уровня проявления коммуникативных склонностей.
При расчете оценочных коэффициентов коммуникативных склонностей установлено, что к первому рангу (0,10 - 0,45) по шкальной оценке отнесены 65,8% тестируемых 1-го года обучения и 53,4% респондентов 2-го года обучения. Ко второй шкальной оценке (0,45-0,55) отнесено 34,2% и 46,6%, участвовавших в опросе. Необходимо отметить, что у тестируемых студентов, отнесенных ко 2-му рангу по шкальной оценке, коэффициент коммуникативных склонностей был выше (на + 0,18) у обучающихся 2-ого года (0,46), тогда как среди отнесенных к 1-му рангу по шкальной оценке обучающихся, коэффициент коммуникативных склонностей в обеих группах составил 0,29 [ рис.1].
Рисунок 1. Уровень прироста проявлений коммуникативных склонностей в процессе обучения
Респонденты, получившие 2-й ранг по шкальной оценке, составили 34,2% среди обучающихся, принимавших участие в анкетировании, коэффициент коммуникативных склонностей составил 0,48, а у респондентов 2-го года обучения коэффициент коммуникативных склонностей составил 0,46 у 46,6% лиц, т.е. это на 12,4% больше. Они стремились к налаживанию контактов с людьми, расширению круга знакомств, отстаиванию своего мнения, планированию деятельности. При этом они стараются заниматься общественной деятельностью, могут проявлять инициативу, принимают участие в общественных мероприятиях, но потенциал их коммуникативных склонностей не отличается высокой устойчивостью, они нуждаются в серьезной планомерной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей.
У большинства респондентов выявлен средний уровень развития хаpaктерологических особенностей личности, число баллов, оценивающих хаpaктерологические черты (свойства), укладывалось в интервал среднего уровня (от 5 до 6), за исключением фактора С, (средний балл 7,0, и фактор В, средний балл 4,0). При общем среднем уровне интеллекта (суммарный балл 3,6, выявленный у 81,3% респондентов) отмечается достаточно высокий уровень общения у 68,8% лиц, участвовавших в анкетировании, свидетельствующий о развитии обучающей и развивающей функции совершенствования коммуникативных умений и навыков.
Рисунок 2. Групповой личностный профиль школьников
Таким образом, при анализе учебной деятельности самоанализ преподавателя может быть индивидуально ориентирован. Критериальной основой анализа может быть анализ отдельной составляющей (коммуникативной) педагогической деятельности. Готовность преподавателя к самоанализу зависит от наличия позитивной Я - концепции. Необходимо помнить, что становление педагогического мастерства это постоянный процесс достижения поставленных целей и обретения новых.
Статья в формате PDF 101 KB...
06 05 2024 18:59:49
Статья в формате PDF 112 KB...
04 05 2024 7:40:25
Выявлено, что в условиях новых образовательных моделей обучения наряду с усилением централизованного управления происходит активация симпато-адреналовой системы. Полученные данные позволяют расширить концепцию онтогенетического развития детей и подростков; расширяют существующую возрастную периодизацию. Полученные результаты при проведении лонгитюдинальных исследований выявили пoлoвые особенности в регуляции сердечной деятельности. отражающие функциональное состояние организма. Результаты проведенного исследования подтверждают общепринятую в возрастной физиологии концепцию о том, что корреляционные связи в пoлoвых группах очень динамичны, что доказывает широкий диапазон функциональных возможностей. ...
02 05 2024 1:43:11
Статья в формате PDF 300 KB...
01 05 2024 21:28:12
Статья в формате PDF 167 KB...
30 04 2024 4:48:13
Статья в формате PDF 118 KB...
28 04 2024 17:48:51
Статья в формате PDF 312 KB...
27 04 2024 3:32:54
Статья в формате PDF 123 KB...
26 04 2024 7:52:14
Статья в формате PDF 253 KB...
25 04 2024 4:30:56
Статья в формате PDF 414 KB...
24 04 2024 8:53:55
Статья в формате PDF 246 KB...
23 04 2024 12:20:40
Статья в формате PDF 126 KB...
22 04 2024 1:26:48
Статья в формате PDF 124 KB...
21 04 2024 12:27:28
Статья в формате PDF 121 KB...
20 04 2024 19:53:41
Статья в формате PDF 102 KB...
17 04 2024 11:29:58
Статья в формате PDF 251 KB...
16 04 2024 3:43:38
Статья в формате PDF 125 KB...
14 04 2024 13:57:45
Статья в формате PDF 240 KB...
13 04 2024 8:14:50
Статья в формате PDF 125 KB...
12 04 2024 6:32:22
Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...
11 04 2024 4:20:49
Статья в формате PDF 144 KB...
10 04 2024 23:44:32
Статья в формате PDF 105 KB...
09 04 2024 13:27:24
Статья в формате PDF 131 KB...
08 04 2024 20:38:44
Статья в формате PDF 100 KB...
07 04 2024 14:30:20
Статья в формате PDF 420 KB...
06 04 2024 2:36:41
Статья в формате PDF 100 KB...
05 04 2024 7:44:23
Проведен анализ криминальной агрессии лиц с психическими расстройствами в различные социально-экономические периоды развития России (советский, перестройка, современный период). Выявлена прямая корреляционная зависимость уровня криминальной агрессии лиц с умственной отсталостью со снижением уровня жизни. Существенную роль в формировании криминальной агрессии указанного контингента играли корыстные мотивы. Предлагаются методы первичной и вторичной психопрофилактики. ...
03 04 2024 8:57:16
Статья в формате PDF 104 KB...
01 04 2024 5:32:35
Изучен химический состав нетрадиционного инулинсодержащего сырья Scorzonera hispanica L. и Tragopogon porrifolius L. Получены полисахаридные концентраты и установлена их антибактериальная и гипогликемическая активности. Прогнозируется их использование в качестве лечебно-профилактических комплексов. ...
30 03 2024 3:35:53
Статья в формате PDF 119 KB...
28 03 2024 2:17:34
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::