РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
Давно ни для кого не секрет, что здоровье людей на 50% зависит от их образа жизни. Тем не менее, человек продолжает пренебрегать здоровым образом жизни (ЗОЖ) и уничтожать самого себя, укорачивая свою жизнь и ставя под угрозу выживание настоящих и будущих поколений.
Среди многих факторов, влияющих на здоровье детей и подростков, особая роль принадлежит двигательному режиму- основному компоненту ЗОЖ. Ещё Авиценна писал: «если заниматься физическими упражнениями,... не будет нужды в употрeблении лекарств».
В последнее время среди школьников и студентов растет число тех, кто имеет 3-ю и 4-ую группу здоровья. Негативные тенденции усиливаются в связи с низкой двигательной активностью (ДА) учащихся.
Это определило цель исследований: изучить функциональные резервы организма подростков и юношей с различными уровнями ДА.
Были обследованы 80 подростков 13-15 лет и 80 юношей 17-19 лет, имеющие I и II группу здоровья. 50% всех подростков и юношей занимаются физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры (группа А), остальные школьники и студенты занимаются футболом (группа В).
Для определения резервных возможностей организма школьников и студентов использовалась проба Мартинета. О состоянии сердечно-сосудистой системы (ССС) судили по частоте сердечных сокращений (ЧСС), систолическому (САД) и диастолическому артериальному давлению (ДАД), минутному объёму крови (МОК), адаптационному потенциалу (АП). Результаты исследований были подвергнуты статистической обработке.
В целом, у подростков обеих групп выявлена благоприятная реакция ССС на пробу Мартинета.
В группе А реакция выражается в приросте ЧСС в среднем на 52% (Р<0,05), увеличении САД на 11%. МОК возрастает на 68% (Р<0,05). В группе В реакция проявляется в возрастании ЧСС на 38% (Р<0,05), приросте САД на 6,6%, уменьшении ДАД на 4%. Все виды АД изменяются в обеих группах в пределах возрастной нормы. МОК у спортсменов-школьников увеличивается на 49% (Р<0,05).
Проведение аналогичных исследований с учащимися 17-19 лет выявило ещё более резкие различия между студентами, занимающимися спортом, и студентами с пониженной ДА.
В группе А базисные величины всех показателей указывают на неэкономичную работу сердца по сравнению со спортсменами. После нагрузки ЧСС в группе А возрастает на 43% (Р<0,05), тогда как у спортсменов - на 22% (Р<0,05). Увеличение САД в группе А в среднем происходит на 17,8%, а в группе В - на 3,8%. МОК в группе А увеличивается на 61% (Р<0,05), а в группе В, напротив, МОК уменьшается, что указывает на экономизацию функционирования ССС у спортсменов.
При проведении пробы Мартинета у спортивных подростков и юношей выявлена благоприятная реакция ССС на физическую нагрузку. У учащихся, занимающихся физическими упражнениями только на уроках физкультуры, реакция ССС менее благоприятна и ухудшается с возрастом.
Таким образом, можно отметить, что ССС рациональнее работает у спортсменов с большим стажем тренировок.
Для более полной хаpaктеристики адаптационных возможностей организма школьников и студентов рассчитывали АП. Адаптация к условиям среды у всех подростков, у всех юношей группы В и у 95% студентов группы А проходит удовлетворительно. У 5% юношей, не занимающихся спортом, наблюдается напряжение механизмов адаптации.
Адаптация к физической нагрузке проходит у большинства учащихся с пониженной ДА с напряжением или неудовлетворительно: у 60% школьников и у 80% студентов значения АП указывают на напряжение адаптационных механизмов; у 7,5% подростков и у 15% юношей неудовлетворительная оценка АП.
У футболистов в 13-15 лет 97,5% учащихся имеют удовлетворительную адаптацию после нагрузки, а в 17-19 лет - уже 100%.
Следовательно, выявленные результаты доказывают благотворное воздействие систематических умеренных физических нагрузок на ССС и указывают на снижение адаптационных возможностей организма в условиях недостаточной ДА.
Таким образом, резервные возможности организма подростков и юношей во многом определяются уровнем их ДА.
Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями благотворно влияют на молодой организм: способствуют гармоничному физическому и психическому развитию; расширяют двигательные возможности; повышают защитно-приспособительные реакции и усиливают устойчивость организма к нeблагоприятным воздействиям внешних факторов.Статья в формате PDF 121 KB...
27 04 2024 16:26:10
Статья в формате PDF 292 KB...
26 04 2024 2:14:11
Статья в формате PDF 253 KB...
25 04 2024 3:48:40
Статья в формате PDF 156 KB...
24 04 2024 12:51:59
Статья в формате PDF 141 KB...
23 04 2024 4:31:29
Статья в формате PDF 348 KB...
22 04 2024 4:35:50
Статья в формате PDF 122 KB...
20 04 2024 5:27:18
Статья в формате PDF 284 KB...
18 04 2024 13:11:50
Статья в формате PDF 315 KB...
17 04 2024 17:57:41
Статья в формате PDF 284 KB...
16 04 2024 6:22:21
Статья в формате PDF 120 KB...
15 04 2024 19:18:18
Статья в формате PDF 212 KB...
14 04 2024 4:46:55
Статья в формате PDF 148 KB...
13 04 2024 2:11:19
Статья в формате PDF 115 KB...
10 04 2024 16:50:37
Статья в формате PDF 111 KB...
09 04 2024 21:36:25
Статья в формате PDF 292 KB...
08 04 2024 7:11:46
Статья в формате PDF 114 KB...
07 04 2024 6:55:10
Статья в формате PDF 131 KB...
06 04 2024 14:57:48
Статья в формате PDF 127 KB...
05 04 2024 3:42:12
В работе для 55 элементов периодической системы рассчитаны поверхностное натяжение, критический радиус и постоянная Толмена. Для металлов с низкой температурой плавления величина поверхностного натяжения составляет доли Дж/м2, а для тугоплавких – единицы Дж/м2. Критический радиус d хаpaктеризует внутренние размерные эффекты и не превышает 10 нм для исследованных металлов. ...
04 04 2024 4:44:19
Статья в формате PDF 327 KB...
03 04 2024 16:58:49
Статья в формате PDF 114 KB...
02 04 2024 22:13:17
Статья в формате PDF 212 KB...
31 03 2024 9:46:57
Статья в формате PDF 117 KB...
30 03 2024 2:12:17
Статья в формате PDF 113 KB...
29 03 2024 15:46:42
Статья в формате PDF 110 KB...
28 03 2024 9:28:45
27 03 2024 10:12:21
Статья в формате PDF 112 KB...
26 03 2024 3:36:30
Статья в формате PDF 107 KB...
25 03 2024 13:49:43
Статья в формате PDF 136 KB...
24 03 2024 23:59:15
Статья в формате PDF 100 KB...
22 03 2024 0:55:30
Статья в формате PDF 126 KB...
21 03 2024 4:10:32
Статья в формате PDF 241 KB...
20 03 2024 10:39:10
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::