ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И НОРМАЛИЗАЦИИ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ, СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЕЙ
Нарушение развития зрительной системы отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта. Это отрицательно сказывается на формировании двигательных способностей силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия, точности движений[1].
Уже на первых этапах жизни человека его движения и действия осуществляются под контролем зрения. У детей с патологией зрения этот контроль нарушается. У них не происходит достаточного уточнения сигналов, поступающих от проприоре
цепторов, отмечается снижение кинестетической чувствительности, снижена возможность контролировать работу, положение и скорость перемещения рабочих органов, речедвигательного аппарата, оценивать расстояние и направление движения.
Важная роль принадлежит в осуществлении речи двигательному анализатору, деятельность которого обусловлена активностью речевых и неречевых мышц.
Речь развивается в процессе овладения языковыми и неязыковыми средствами общения. Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения проявляется в отставании формирования речевых навыков, накопления языковых средств и выразительных движений, обеднении мимики.
Причины могут быть следующие:
- Ограничены визуальные возможности контроля за языковыми и не языковыми средствами общения.
- Ограничены возможности подражательной деятельности.
Это особенно важно на начальных этапах развития речи, так как оно идет в значительной степени на основе рефлексов подражания.
При этом ребенок использует не только слух, но и зрение. Период активного гуления и лепета совпадает с развитием способности длительно фиксировать взор на артикуляции говорящего. Поэтому первыми у ребенка появляются гласные и губные звуки, которые он не только слышит, но и «видит».
Важную роль играет зрение в развитии начального понимания обращенной речи. Вначале понимание речи развивается на основе условного сочетательного рефлекса: ребенок в конкретной ситуации одновременно видит предмет и слышит его словесное обозначение.
Патология зрения влияет также на формирование звукопроизносительной стороны речи из-за нечеткости, неточности зрительного улавливания артикуляционных укладов, а, следовательно, и несоответствии фонематического восприятия нужным артикуляционным укладам. Они длительное время неправильно произносят звуки, с трудом овладевают звуковым и звуко-буквенным анализом.
3. Уменьшение возможности развития двигательной сферы.
4. Средовые условия воспитания и общения.
У детей с патологией зрения речевые нарушения встречаются в 2 раза чаще, чем у нормальновидящих детей.
Дефекты зрения чаще всего усиливают влияние ведущих факторов, лежащих в основе патологии речи. Такую взаимообусловленность следует расценивать как синдром взаимного отягощения. Нельзя не учитывать тех общих заболеваний, которые лежат в основе как зрительной, так и речевой патологии или усиливают ту и другую. Это избирательное влияние токсикозов, внутриутробных патологических процессов, родовых травм, асфиксии, тяжелых соматических и инфекционных заболеваний.
В специализированном детском саду для детей с патологией зрения обследование звукопроизношения у детей и коррекция речевых нарушений проводится совместно с психоневрологом. Все дети направляющиеся на коррекционные логопедические занятия имеют отягченный анамнез и клинические признаки натального повреждения нервной системы (спинального и цереброспинального уровня).
Моторика детей с патологией зрения отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму.
При обследовании пpaктически у всех детей наблюдается дизартрическая триада:
- нарушение мышечного тонуса (объем движений мимической и артикуляционной мускулатуры ограничен, дети не могут повторить движения по показу, по инструкции, не могут удержать статичную позу). У них наблюдается гиперсаливация, общая моторная неловкость, несовершенство мелкой моторики.
- нарушение речевого дыхания (короткий выдох, поверхностные вдохи, попытки говорить на вдохе...).
- нарушение голоса (слабый, иссякающий, назализованный, дефект озвончения...) [1].
Почти у всех обследуемых детей отмечается ОНР, в основе которого лежат тесно взаимосвязанные отрицательные факторы: зрительная патология, анамнестическая отягощенность, соматические осложнения, моторные нарушения, а так же часто встречающиеся нeблагополучные условия среды (асоциальные семьи, депривация...).
Учитывая, что коррекция дефектов звукопроизношения должна достигать успехов без ухудшения зрительных функций, требуется тесная взаимосвязь в работе с тифлопедагогами, офтальмологами, психоневрологом, воспитателями, родителями.
Во всех случаях дети с патологией зрения нуждаются в осторожном, дифференцированном подходе. Нужно учитывать дозированность зрительной и физической нагрузки. Так, например, некоторые из упражнений требующие статических напряжений и нервно-мышечного напряжения, слабовидящим, детям с косоглазием, подвывихом хрусталика противопоказаны.
Учитывая, что у детей с патологией зрения, страдающих дизартрией, формирование речедвигательного образа затруднено, а зачастую и невозможно, вследствии нарушения четкости кинестетических ощущений, нарушения тонуса в мускулатуре языка, губ, лицевой и шейной мускулатуре, наличия насильственных движений (гиперкинезов, тремора), синкинезий, дискоординационных расстройств, основным принципом работы по исправлению звукопроизношения и нормализации мимики является применение дифференцированного массажа (расслабляющего и укрепляющего, с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата), в сочетании с мимической и артикуляционной гимнастикой.
Начинаем работу с массажа рук. Массируем кисти и предплечья. Затем проводим пальчиковую гимнастику пассивно, пассивно активно, активно.
Следующая процеДypa массаж лица [2]. После проведения массажа лица[3] проводится пассивная, пассивно активная, активная мимическая гимнастика [4].
Упражнения по развитию мимической выразительности начинаются с элементарных заданий, так как не все дети могут произвольно использовать мимику. Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста.
Задания, в которых дети должны уметь выразить мимикой и жестом различные оттенки эмоциональных состояний вводятся по мере овладения детьми умениями и навыками мимической выразительности от простого к сложному[6].
- На первых, вводных занятиях показываем, как мимическими мышцами лица выражаются различные эмоции. В процессе этих занятий у детей формируются первоначальные навыки и умения владеть мышцами лба, глаз, губ... Например: «Определите, какое у меня лицо?» (показать лицом различные эмоциональные состояния веселое, грустное, злое, радостное...)
- Мимическая.гимнастика На первом этапе внимание уделяется способности ребенка сохранять статичные позы. Когда ребенок овладеет ими, вводим задания на переключение позиций. Начинаем с показа. Надуть щеки, втянуть щеки. Закрыть и открыть глаза, поочередно. Поднять брови, опустить, сдвинуть, раздвинуть. Наиболее легкими заданиями, помимо вводных, являются такие, где ребенку предлагается выразить мимикой и жестом одно эмоциональное состояние (радость, удивление, ...)
- Следующими являются задания, в которых ребенку предлагается отразить два оттеночных эмоциональных состояния. Например: «откусили лимон, он кислый, а теперь во рту конфета».....
- Творческое выражение заданного эмоционального состояния. Это задания типа: «Представь, что ты пилот, капитан корабля, волшебник, ты попал в страну добрых дел....»
Упражнения по развитию мимической выразительности снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению, создают благоприятный фон для занятий.
Спастическое напряжение обычно наиболее выражено в мышцах языка. Для расслабления мышц языка применяю точечный массаж[5]. Для точечного массажа используются так называемые «точки действия» (БАТ). Непосредственно массаж языка произвожу с использованием основных приемов (через стерильный бинт).
Для того, чтобы в работе не мешало избыточное слюноотделение энергично массирую кончиками указательных или больших пальцев выводные протоки слюнных желез.
После массажа языка проводим артикуляционную гимнастику с максимальным подключением более сохранных анализаторов (слухового, тактильного..). Все упражнения ребенок проделывает с открытыми и закрытыми глазами для привлечения внимания к проприоцептивным ощущениям.
При необходимости работаем над развитием артикуляционных движений и артикуляционного пpaксиса. Так же сначала пассивно, пассивно активно, активно. Тренируем артикуляторно сенсорные схемы.
Коррекция звукопроизношения. Способ постановки и коррекции звука выбираем индивидуально. Наиболее часто используем фонетическую локализацию (механический).
Использование массажа позволяет в короткие сроки преодолеть имеющиеся нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры. Нормальные образцы движений могут быть выработаны только на базе физиологического мышечного тонуса. Благодаря использованию массажа происходит быстрая подготовка мышц к усвоению заданных укладов и позиций, значительно быстрее происходит постановка и автоматизация звуков. Сформированная артикулема впоследствии не утрачивается ребенком, что очень важно, так как дети с патологией зрения несколько раз в году проходят курсы стационарного и оперативного лечения с подготовительными и реабилитационными периодами, что является стрессовой ситуацией и может вести к потере поставленного звука, что значительно продлевает сроки преодоления нарушений звукопроизношения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Волкова Л. С. Особенности логопедической работы при нарушении зрения.М. : Логопедия, 1995.
- Ахабадзе А.Ф. Арутюнов В.Я. Пpaктическое пособие для косметичек-массажисток: Изд-во Гиппократ.Санкт-Петербург, 1993.
- Васичкин В. И. Справочник по массажу: Изд-во Медицина. Санкт-Петербург, 1991.
- Тихонова А.Я. Косметический массаж.Новосибирск, 1990.
- Вартапетова Г.М. Лекции по дизартрии. Точечный массаж,1996.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу: Изд - во АРКТИ, 1999.
Статья в формате PDF 298 KB...
02 05 2024 5:13:22
Статья в формате PDF 123 KB...
01 05 2024 20:23:45
Статья в формате PDF 128 KB...
30 04 2024 0:30:56
Статья в формате PDF 114 KB...
29 04 2024 20:33:24
Статья в формате PDF 243 KB...
28 04 2024 7:31:51
Статья в формате PDF 276 KB...
27 04 2024 17:32:33
Школьная научно-исследовательская деятельность – это сочетание приемов и методов, направленных на решение актуальных проблем, которые служат активизации познавательной деятельности учащихся. Научно-исследовательская работа учащихся – это пpaктическая работа поискового хаpaктера, которая способствует расширению знаний учащихся, развитию их пpaктических умений. В процессе создания естественнонаучных проектов у школьников возрастает познавательный интерес к общим законам природы, стремление к приобретению обширных знаний, обогащается умственная деятельность учащихся, развивается умение мыслить творчески. ...
25 04 2024 19:41:44
Статья в формате PDF 116 KB...
24 04 2024 0:47:22
Статья в формате PDF 115 KB...
23 04 2024 2:36:25
Статья в формате PDF 121 KB...
22 04 2024 21:21:45
Статья в формате PDF 111 KB...
20 04 2024 5:52:29
Статья в формате PDF 300 KB...
19 04 2024 21:22:50
Статья в формате PDF 112 KB...
18 04 2024 20:16:53
Статья в формате PDF 396 KB...
17 04 2024 10:55:51
В статье обсуждаются последние достижения технологий гидрографических и геодезических съемок, таких как дифференциальная система GPS/ГЛОНАСС субметровой точности определения положения на поверхности моря, интегрированная DGPS с гидроакустической системой HPR для определения положения под водой, многолучевые эхолоты, гидролокаторы бокового обзора; морские датчики движения, специально разработанные для высокоточного измерения перемещений в море для пользователей, требующих высокой точности измерений дифферента, крена и перемещений по высоте. Аэролазерная батиметрия имеет значительный потенциал для замены эхолота при измерении глубин. Отмечено, что ROV (буксируемые подводные аппараты) и AUV (автономные подводные аппараты) становятся технически и экономически более выгодной платформой для съемки в специальных применениях и в будущем станут широко использующейся техникой. ...
16 04 2024 16:43:59
Статья в формате PDF 114 KB...
14 04 2024 1:12:21
Статья в формате PDF 459 KB...
13 04 2024 1:47:59
Статья в формате PDF 297 KB...
12 04 2024 7:59:14
Статья в формате PDF 115 KB...
11 04 2024 9:47:34
Статья в формате PDF 181 KB...
10 04 2024 14:44:11
Статья в формате PDF 116 KB...
09 04 2024 19:33:59
Статья в формате PDF 187 KB...
07 04 2024 20:47:38
Статья в формате PDF 102 KB...
06 04 2024 11:52:40
Статья в формате PDF 277 KB...
05 04 2024 15:26:22
Статья в формате PDF 120 KB...
04 04 2024 2:56:28
03 04 2024 16:52:11
Статья в формате PDF 113 KB...
01 04 2024 23:19:22
Статья в формате PDF 109 KB...
31 03 2024 23:32:29
Статья в формате PDF 103 KB...
30 03 2024 11:45:11
Статья в формате PDF 108 KB...
29 03 2024 16:13:56
Исследованы количество клеток и клеточный состав крови и кроветворных органов мелких млекопитающих (Mus musculus, Apodemus sylvaticus, Clethrionomys rutilus) с территорий, подвергшихся радиационному влиянию (Восточно-Уральский радиоактивный след, Свердловская область, Тоцкий радиоактивный след, Оренбургская область). Установлены изменения состава и структуры клеток крови, клеточного состава и концентрации клеток кроветворной ткани в зависимости от вида животных и места их обитания. Влияние на организм мышей и полевок радиационного фактора среды подтверждает обнаружение в тушках животных радионуклидов. ...
28 03 2024 14:25:56
Статья в формате PDF 126 KB...
27 03 2024 19:33:50
Статья в формате PDF 262 KB...
24 03 2024 17:34:50
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::