СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УНИВЕРСИТЕТСКИХ РЕЙТИНГОВ
Разнообразные рейтинги широко используют для оценивания как общего места университетов в мировой и региональных системах высшего образования, так и их позиций по отдельным направлениям деятельности. Рейтинги университетов России, Украины и других постсоветских государств начали рассчитывать относительно недавно. Поэтому методики их составления вызывают много вопросов. Их разработчики ссылаются на использование мирового опыта с учетом местной специфики. Однако качество рейтингов должно подтверждаться не только воспроизводством методик, но и качественным подобием результатов. В частности, подобием их статистических хаpaктеристик.
Поэтому целью нашей работы было определение отдельных статистических свойств ведущих рейтингов университетов мира. При этом имелось в виду, что полученные результаты могут быть использованы в качестве некоторых эталонных требований, которым должны соответствовать вновь разpaбатываемые рейтинги. С другой стороны, предполагалась необходимость проверки того, насколько сами «эталоны» соответствуют априорным требованиям к подобным показателям.
Для анализа мы использовали рейтинги, предполагающие получение числовых оценок как частных, так и итоговых показателей, т.е., главным образом рейтинги первой группы. В качестве основных анализируемых хаpaктеристик брали эмпирические функции распределения.
Распределение показателей рейтингов можно охаpaктеризовать такими свойствами: хаpaктер распределения (однородное или неоднородное); симметрия распределения (симметричное или асимметричное); ширина распределения (стандартное отклонение).
По нашему мнению, существуют некоторые априорные требования, которым должно удовлетворять распределение показателей качественного рейтинга. В первую очередь, это удовлетворительная «разрешающая способность», т.е. способность отличать друг от друга университеты, занимающие любые позиции в рейтинге. Отсюда следует, что коэффициент асимметрии распределения должен быть близок к нулю, среднее арифметическое близко к середине интервала оценок, а стандартное отклонение должно быть в пределах 0,18-0,25 от разницы между максимальным и минимальным значениями показателя для рейтингов, которые учитывают около 100 вузов; 0,15-0,20 - в случае 200 вузов и 0,13-0,19 для 500 вузов. Последние требования можно получить из свойств нормального распределения. В случае, если рейтинговые баллы подчиняются другому закону распределения они должны быть скорректированы.
Полученные нами результаты показывают, что даже для ведущих рейтингов эти требования не выполняются или выполняются не в полной мере. На рис. 1 показаны функции распределения показателей трех рейтингов - ARWU-2004, Times-2007 та ТОП200 университетов Украины - 2008. В таблице 1 приведены хаpaктеристики соответствующих распределений. Исходные данные взяты из источников [1-3].
Таблица 1
Хаpaктеристики распределения показателей рейтинга
Среднее арифметическое |
Коэффициент асимметрии |
Нормированное |
|
ARWU (2004-2009) |
36-38 |
1,78-1,95 |
0,17-0,19 |
Times (2007-2011) |
49-52 |
0,33-0,57 |
0,21-0,22 |
ТОП200 (2007-2009) |
8-18 |
2,7-4,2 |
0,12-0,14 |
Для представленных на рис. 1 рейтингов ARWU и Times распределение показателей является неоднородным и может быть представлено в виде суммы двух нормально распределенных компонент:
F(R) = 0,59N (29,3;3,5) + 0,49N (47,8;12,9)
F(R) = 0,601N (404;90) + 0,399N (678;78)
где N(a,b) - функция нормального распределения с математическим ожиданием a и стандартным отклонением b.
Распределение показателей рейтинга ТОП-200 университетов Украины описывается однородным логнормальным законом:
F(R) = L (2,11;0,582).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что рейтинг Times удовлетворительно соответствует всем названным априорным требованиям. Рейтинг ARWU соответствует им по ширине распределения и не соответствует по его центру и коэффициенту асимметрии. Рейтинг ТОП200 университетов Украины не соответствует ни одному критерию и существенно отличается от остальных по виду распределения.
Другим важным результатом является то, что распределение показателей ведущих рейтингов является неоднородным. Основную причину этой неоднородности можно увидеть из рис. 2, где показаны функции распределения для отдельных составляющих рейтинга Times-2007.
Рис. 1. Функции распределения рейтингов (для ARWU взяты первые 100 университетов; для Times приведено значение R/10)
Рис. 2. Функции распределения для отдельных составляющих рейтинга Times-2007
Видно, что основной причиной является расслоение вузов по качеству научных исследований.
Таким образом, полученные результаты показывают, что рейтинг Sunday Times в наибольшей степени соответствует сформулированным априорным критериям и может быть использован в качестве некоторого эталона с точки зрения статистических свойств его показателей.
Список литературы
- The Sunday Times University Guide // http://extras.timesonline.co.uk/stug/universityguide.php
- О. Леновицкая. «Топ 200 Украина» в 2009 году // http://www.zn.ua/3000/3300/69717
- Academic Ranking of World Universities - 2010 // http://www.arwu.org/ARWU2010.jsp
Статья в формате PDF 126 KB...
27 04 2024 14:23:47
Статья в формате PDF 138 KB...
26 04 2024 2:58:32
Статья в формате PDF 254 KB...
25 04 2024 8:53:50
24 04 2024 0:59:30
Статья в формате PDF 119 KB...
23 04 2024 14:10:13
Статья в формате PDF 100 KB...
22 04 2024 15:47:44
Статья в формате PDF 232 KB...
21 04 2024 12:22:19
Статья в формате PDF 314 KB...
20 04 2024 2:20:26
Статья в формате PDF 108 KB...
19 04 2024 20:24:28
Статья в формате PDF 236 KB...
18 04 2024 1:13:45
Статья в формате PDF 123 KB...
17 04 2024 14:29:45
Статья в формате PDF 107 KB...
16 04 2024 0:57:36
Статья в формате PDF 245 KB...
15 04 2024 7:33:53
Статья в формате PDF 131 KB...
14 04 2024 2:42:12
Статья в формате PDF 104 KB...
12 04 2024 12:17:17
Статья в формате PDF 226 KB...
11 04 2024 18:55:38
Статья в формате PDF 120 KB...
10 04 2024 22:49:30
Статья в формате PDF 145 KB...
09 04 2024 20:30:20
Цель работы состоит в том, чтобы выявить отличия в организации и употрeблении сравнительных конструкций в речи женщин и мужчин, тем самым определив, как глубинные знания о мире отражаются в «женском» и «мужском» вариантах национального языка. Основным методологическим принципом работы является положение о взаимосвязи языка, человека и его речемыслительной деятельности. ...
08 04 2024 3:31:34
Статья в формате PDF 498 KB...
07 04 2024 23:45:20
Статья в формате PDF 123 KB...
06 04 2024 13:13:42
05 04 2024 16:56:50
Статья в формате PDF 267 KB...
04 04 2024 11:35:42
Статья в формате PDF 416 KB...
02 04 2024 19:49:59
Статья в формате PDF 133 KB...
01 04 2024 5:33:15
Образование и здоровье: сочетание этих понятий наполнено нравственным, социальным, политическим и экономическим смыслом. Здоровье для России должно стать зеркалом жизни, воспитания и образования, быть высшей ценностью государства ...
31 03 2024 12:32:52
Статья в формате PDF 119 KB...
30 03 2024 2:41:55
Статья в формате PDF 118 KB...
29 03 2024 7:27:39
Статья в формате PDF 143 KB...
28 03 2024 16:22:51
Статья в формате PDF 257 KB...
27 03 2024 16:14:31
26 03 2024 21:28:40
Статья в формате PDF 245 KB...
25 03 2024 12:39:22
Статья в формате PDF 400 KB...
24 03 2024 7:32:32
Статья в формате PDF 289 KB...
23 03 2024 10:40:49
Статья в формате PDF 110 KB...
22 03 2024 20:56:38
21 03 2024 9:39:12
Статья в формате PDF 288 KB...
20 03 2024 8:14:25
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::