ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ  В МУЗЫКАЛЬНОМ САМООБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ  (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Самообразование как вид деятельности хаpaктеризуется познавательным интересом, такими качествами личности как самостоятельность, организованность и другими; совокупностью умений и навыков мыслительных операций добывать опыт в различных сферах науки, искусства и образования (А. И. Кочетов, Б. Ф. Райский и другие). Составляющие категории «самообразование» в общем значении относятся к любой сфере и ничем, кроме предметной области, в которой осуществляется деятельность личности по самообразованию, не отличаются. Поэтому данные компоненты можно отнести и к музыкальному самообразованию школьников. Музыкальное самообразование, как указывается в современной концепции музыкального воспитания Ю. Б. Алиева, должно осуществляться на всех этапах возрастного развития. Однако в связи с огромным влиянием современной видеокультуры самостоятельное общение школьников с музыкой осуществляется в основном стихийно, бесконтрольно. В результате чего в художественном развитии большинства учащихся возникают негативные проявления - доминирующая направленность интересов в область массовой музыкальной культуры, отсутствие интереса к академической музыке, преимущественное использование музыкального искусства в качестве фона для общения. Мы считаем, что нейтрализации перечисленных негативных факторов может способствовать использование в музыкальном самообразовании экранных искусств и ориентация школьников на развитие специальных умений и способностей применять аудиовизуальную информацию в различных сферах учебной и досуговой музыкальной деятельности (умений находить, собирать и систематизировать информацию по тематическому принципу, анализировать информацию о музыкальном искусстве и пpaктически применять ее в различных сферах деятельности, составлять рецензии и план на различные виды и жанры аудиовизуальной музыкальной информации и другие). Перечисленные общеучебные умения при работе с различными информационными источниками выделила Л. С. Зазнобина в концепции интегрированного медиаобразования.
В пpaктическом аспекте для осуществления формирования готовности школьников к самообразованию в процессе урочной и внеклассной музыкальной деятельности может быть рекомендован следующий аудиовизуальный музыкальный материал: художественные музыкальные теле- и видеопрограммы, культурно-просветительские музыкальные телевизионные программы образовательного хаpaктера, учебные программы. Остановимся на данных средствах более подробно.
1. Художественные музыкальные теле- и видео программы
К данному жанру можно отнести музыкальные мультипликационные фильмы (например, «Аве Мария» на музыку Ф. Шуберта, режиссер И. П. Иванов-Вано, мультипликационный фильм «Времена года», режиссёр И. П. Иванов-Вано, где представлены телевизионная интерпретация музыки П. И. Чайковского). Этот экранный материал может быть использован в 8 классе общеобразовательной школы для расширения музыкального кругозора о стиле композиторов-классиков, а также в 6 классе 3 четверти при изучении темы года «Индивидуальный стиль в музыкальном искусстве» (по программе Ю. Б. Алиева). К этому же виду экранного материала относятся телевизионные интерпретации опер и балета как новых видов функционирования музыкального искусства на экране (например, опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). Данный видеоматериал может быть использован в 8 классе 2 четверти (тема четверти «Музыка в кино и театре»), также при изучении всей темы года «Музыка «серьёзная» и «лёгкая» - две составляющие единого музыкального мира современности» (по программе Ю. Б. Алиева). При знакомстве детьми с эстрадными стилями и жанрами могут быть использованы телевизионные концерты эстрадной музыки в 8 классе 3 четверти (темы «Жанры и стили эстрадной музыки (регтайм, фокстрот, рок-н-ролл, танго, диско, рок), «Авторская песня»); теле и киномюзиклы (например, «Вестсайдская история» (киномюзикл режиссера РобертаУайза, балетмейстера Джерома Роббинса, композитора Леонардо Бернстайна), «Атлантида», «Скрипач на крыше», «Призpaк оперы»).
2. Культурно-просветительские музыкальные телевизионные программы образовательного хаpaктера
Данный вид программ может быть записан учителем на диски, видеокассеты. Учитель также может ориентировать детей на самостоятельную видеозапись передач этого направления.
Примером служит телевизионная музыкальная программа «Эдвард Григ» о творчестве композитора или музыкальный фильм-портрет «Дмитрий Шостакович».
3. Учебные музыкальные передачи
Учебные телепрограммы, как правило, имеют узкоспециализированный хаpaктер, дают информацию по определенной теме. Например, учебные программы по разделу «Музыка», целью которых является активизация творческой деятельности школьников, дают рекомендации по обучению игре на гитаре, фортепиано, затрагивают курс элементарной музыкальной грамоты.
В процессе педагогической деятельности учителя по развитию специальных умений работы с аудиовизуальной музыкальной информацией могут быть использованы следующие методы и приемы образования: 1) создание индивидуальной (у каждого ученика для личного пользования) и классной (коллективной) видеотеки по музыкальному искусству; 2) сбор и систематизация информационного материала музыкально-просветительского и образовательного хаpaктера (видеокассеты, диски), которые можно использовать в процессе учебных занятий или внеклассных музыкальных мероприятий; 3) сбор сопроводительной образовательной информации к видеоматериалу, сведений о композиторе, режиссёре аудиовизуального музыкального произведения, о самом музыкальном произведении, рецензий и аннотаций на музыкальный фильм в газетах, журналах; 4) группа логических методов (по В. И. Андрееву), которые необходимы при самостоятельном осмыслении информации о музыкальном искусстве. Это аналитические методы и приемы (анализа и выделения главного, классификации, определения и объяснения понятий, аналогии, методы, которые могут быть использованы на этапе обобщения и применения экранной информации в учебной и досуговой деятельности); синтетические методы и приемы (обобщения, систематизации, конкретизации, доказательства и опровержения). В качестве примера приведем следующие задания: «классифицируйте источники получения музыкальной информации» (метод классификации), «объясните понятия и термины, которые, по вашему мнению, являются основными в музыкальной телепередаче культурно-просветительского хаpaктера» (методы определения и объяснения понятий) и другие.
В качестве форм, активизирующих музыкальное самообразование школьников, предлагается:
а) организация внеклассных музыкальных мероприятий с использованием экранного музыкального материала, нацеленных на обучение детей работать с различными источниками распространения информации о музыкальной культуре.Формами проведения внеклассных мероприятий могут быть конкурсы, диспуты, пресс-конференция, викторины по музыкальным кинофильмам и другие; б) музыкальный киноклуб. Просмотр музыкальных библиографических фильмов, музыковедческих фильмов и других с последующим обсуждением и написанием творческих работ - рецензий, мини-сочинений; в) использование экранной информации на конкретном уроке: 8 класс «Музыка серьёзная и лёгкая», 6 класс «Стиль в музыкальном искусстве» (по программе Ю. Б. Алиева) и другие темы; г) культурнопросветительская работа учащихся.
Также в процессе развития у школьников умений к музыкальной самостоятельной деятельности нами предлагаются задания, активизирующие данную деятельность.
Пример. Просмотрите фильм о концертном выступлении ансамбля «Торама», где представлена древняя музыка мордвы - эрзян и мокшан - на международном фестивале в Финляндии. Напишите мини-сочинение о ваших впечатлениях, о выступлении и музыке ансамбля «Торама». Найдите в литературе информацию о музыкально-фольклорных коллективах г. Саранска, материал о творчестве музыкантов этого ансамбля. Используйте данный материал и рассказ о своих впечатлениях по просмотренному видеофильму на уроке по музыкальному искусству. Рекомендуемый материал: 1) видеозапись концерта «Торама» на международном фестивале в Финляндии; 2) литература: а) «Торама» //Всё о Мордовии». - Саранск, 1997. - С. 441; б) Пусть звучит Торама //Известия Мордовии. - 2002. - 8 октября; в) Потрубим о «Тораме»//Бизнес. - 1997. - № 12. - С. 43.
Данная методическая работа может способствовать активизации в музыкально-педагогическом процессе общеобразовательных учебных учреждений деятельности по самообразованию школьников, нейтрализовать негативные факторы современной музыкальной видеокультуры и актуализировать творческий, познавательный, нравственный и художественный материал экранных искусств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/Ю. Б. Алиев. - М.: Владос, 2000. - 336 с.
- Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
Статья в формате PDF 173 KB...
03 05 2024 13:37:51
Статья в формате PDF 101 KB...
01 05 2024 18:13:28
Статья в формате PDF 104 KB...
30 04 2024 2:17:59
Статья в формате PDF 527 KB...
29 04 2024 18:18:30
28 04 2024 18:32:39
Статья в формате PDF 104 KB...
27 04 2024 17:57:52
Статья в формате PDF 117 KB...
26 04 2024 6:25:49
Статья в формате PDF 101 KB...
25 04 2024 2:10:39
Приведены новые положения теории зацепления, отражающие специфику цилиндрической винтовой пары «инструмент-деталь» ...
23 04 2024 8:25:11
Статья в формате PDF 128 KB...
20 04 2024 10:54:18
Статья в формате PDF 101 KB...
19 04 2024 11:45:35
Приведены закономерности рангового распределения по рейтингу 110 стран, среди них Россия занимала 49-е место. Для анализа были приняты показатели: 1) инновационные затраты/суммарный балл; 2) инновационная эффективность/суммарный балл); 3) инновационная эффективность/инновационные затраты. Сравнение показывает весьма скромную инновационную активность России, но при этом значения всех трех относительных показателей инновационной активности у России положительные или позитивные. Только изобретения имеют мировую новизну и достаточно высокую конкурентоспособность, а полезные модели нужны в основном для внутреннего употрeбления. В итоге в стране образуется так называемый инновационный крест. Динамика изобретений куда значимее, если при этом снизить справедливое в неспокойной экономике колебательное возмущение изобретателей. ...
18 04 2024 7:31:55
Боль является одним из самых распространенных симптомов, встречающихся в медицинской пpaктике. Было изучено влияние фототерапии на интенсивность боли при невропатиях тройничного нерва травматического происхождения. Для лечения использовались фотонные матрицы Коробова «Барва -флекс/КИК» в сочетании с магнитной матрицей «Барва-флекс/МАГ». Ежедневно интенсивность боли оценивалась по визуальной аналоговой шкале боли. Фототерапия оказывает положительное влияние в виде сокращения интенсивности и длительности болевого синдрома. ...
17 04 2024 19:24:35
Статья в формате PDF 121 KB...
16 04 2024 1:29:44
Статья в формате PDF 119 KB...
15 04 2024 18:21:38
Статья в формате PDF 245 KB...
14 04 2024 2:32:20
Статья в формате PDF 104 KB...
13 04 2024 11:26:44
Статья в формате PDF 123 KB...
12 04 2024 7:44:56
Статья в формате PDF 121 KB...
11 04 2024 2:32:36
Статья в формате PDF 240 KB...
10 04 2024 2:36:21
Статья в формате PDF 179 KB...
09 04 2024 15:12:14
Статья в формате PDF 112 KB...
07 04 2024 2:42:30
Статья в формате PDF 119 KB...
06 04 2024 13:51:16
Статья в формате PDF 141 KB...
04 04 2024 18:13:12
Статья в формате PDF 111 KB...
03 04 2024 16:17:54
Статья в формате PDF 266 KB...
01 04 2024 0:27:55
Статья в формате PDF 143 KB...
31 03 2024 0:44:20
Статья в формате PDF 91 KB...
30 03 2024 16:19:19
29 03 2024 17:42:51
Статья в формате PDF 130 KB...
28 03 2024 8:58:51
27 03 2024 11:45:16
Статья в формате PDF 110 KB...
26 03 2024 13:24:11
Статья в формате PDF 267 KB...
25 03 2024 3:47:43
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::