О ПРИРОДНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРФЯНЫХ РЕСУРСОВ В СОСТАВЕ ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Торфяное болото - природный объект, с одной стороны, представляет собой биологический ресурс в естественном живом состоянии (растительный покров и его обитатели в виде пищевых ресурсов - клюквы, морошки, гoлyбики; охотничьих ресурсов; лекарственного сырья и т.д.). С другой стороны, это биологический ресурс в ископаемом состоянии в форме геологического тела - торфяное месторождение. В общем виде заболачивание суши - закономерный естественно-исторический процесс взаимодействия живых (биокосных) и неживых (косных) природных факторов при ведущем значении фактора влажности [8]. Болотный биогеоценоз - сложная в физическом, химическом, геологическом и биологическом отношениях система, которая находится во взаимодействии с определенными природными условиями и обладает хаpaктерной чертой: накоплением органического вещества - торфа [9].
Минеральная геологическая среда при наличии подвижного горизонта капиллярной каймы (ПГКК) вблизи поверхности суши, ее строение, вещественный состав и природные свойства являются средой формирования болотного биогеоценоза и последующего развития торфообразовательного процесса, где на первоначальном этапе имели место природные геологические процессы и явления (выветривание, суффозия, эрозионно-аккумулятивная деятельность поверхностных текучих вод и др.) как результат активного взаимодействия литосферы, атмосферы и гидросферы при последующей максимальной насыщенности органической жизнью в условиях избыточного увлажнения суши [2, 3, 7]. Все это предопределяет возможность ресурсной оценки болот в рамках естественных границ. Ландшафтный метод учитывает все многообразие природных факторов, границы которых меняются в рамках геологического времени.
Проводимая в настоящее время ресурсная оценка торфяных месторождений в рамках административных границ имеет ряд существенных недостатков: отсутствие природных границ, отсутствие влияния и учета природных факторов, нестабильность и быстрое изменение границ во времени [4-6].
Ландшафтный метод рассматривается на примере Калининского района Тверской области, который большей частью входит в состав Верхневолжской физико-географической провинции Приволжско-Оршинского и Тьмакского районов (рис. 1) [1]. Район отличает многообразие генетических форм рельефа, которые обладают различной дренируемостью и освоенностью, составом минеральных отложений, типом почв, составом леса (табл. 1). Из рис. 1 и таблицы видно, что наиболее крупными площадями торфяных месторождений на территории Калининского района обладают недренируемые и слабо освоенные низменные плоские озерно-ледниковые равнины (ландшафт 6).
При этом природно-территориальные комплексы района отличает многообразие болот по местоположению в рельефе и их большая численность, где основными типами строения залежи являются низинный и верховой тип с различными качественными хаpaктеристиками (рис. 2). По заболоченности (%) и удельным запасам торфа (т/га) низменные плоские озерно-ледниковые равнины (ландшафт 6) намного превосходят соседние ландшафты (рис. 3).
Рис. 1. Ландшафтная карта и карта размещения болот на территории
Калининского района Тверской области (площадь района 420000 га)
Таблица 1
Сравнительная оценка хаpaктеристик ландшафтов Калининского района
Тверской области
№ п/п |
Ландшафт |
Хаpaктеристика ландшафта |
2 |
|
Возвышенные дренируемые крупнохолмистые с участком конечно-моренно-грядового рельефа преимущественно валунно-суглинистые среднеосвоенные моренные с еловыми, елово-сосновыми и елово-мелколиственными лесами на дерново-подзолистых преимущественно суглинистых почвах |
4 |
|
Приподнятые замедленнодренируемые волнистые с участками холмистого рельефа суспесчано-суглинистые равнины Московского и Валдайского возрастов, среднеосвоенные с еловыми, елово-широколиственными и мелколиственными лесами на дерново-подзолисто-глеевых преимущественно суглинистых почвах |
5 |
|
Низменные, реже приподнятые, замедленнодренируемые реже приподнятые преимущественно полого-волнистые с участками мелкобугристого и гривистого рельефа песчаные (иногда перекрытые покровными суглинками) зандровые равнины Московского и Валдайского возрастов слабо- и среднеосвоенные с сосновыми и сосново-мелколиственными лесами на подзолистых, дерново-подзолистых и дерново-подзолисто-глеевых песчаных почвах |
6 |
|
Низменные (реже приподнятые) недренируемые плоские песчаные и песчано-глинистые (иногда перекрытые покровными супесями и суглинками) озёрно-ледниковые равнины преимущественно слабосвоенные с сосновыми, елово-сосновыми (на западе с примесью широколиственных пород) и мелколиственными лесами на дерново-подзолисто-глеевых и торфяно-подзолисто-глеевых песчаных почвах |
7 |
|
Разновысотные замедленнодренируемые полого-волнистые, реже плоские, песчано-суглинистые (иногда перекрытые маломощным слоем покровных суглинков) моренно-озёрно-ледниковые равнины, среднеосвоенные с сосново-еловыми и мелколиственными лесами на дерново-подзолисто-глеевых и торфяно-подзолисто-глеевых песчаных почвах |
8 |
|
Разновысотные замедленнодренируемые волнистые с участками холмистого рельефа моренно-зандровые равнины чередующимися песками и валунными суглинками, среднеосвоенные с сосново-еловыми и мелколиственными лесами на дерново-подзолисто и дерново-подзолисто-глеевых разного состава почвах |
Рис. 2. Поландшафтное распределение типов строения залежи и общетехнических свойств торфяных отложений
Рис. 3. Распределение заболоченности территории
и удельных запасов торфа по ландшафтам района:
1 - заболоченность (%), 2 - удельный запас (т 40% W/га)
В целом наблюдается определенная взаимосвязь заболоченности и удельных запасов торфа. Анализ распределения торфяных месторождений по местоположению в рельефе показал, что наибольшая их численность приходится на склон и водораздел (ландшафт 6, 7) (рис. 4)
Рис. 4. Численное поландшафтное распределение торфяных
месторождений по местоположению в рельефе
Табл. 2 отражает поландшафтную ресурсную и качественную хаpaктеристику залежей торфяных месторождений.
Выводы
Результаты проведенных исследований отражают закономерный механизм взаимоотношения «разносредовых» компонентов природных комплексов, которые могут быть востребованы для решения научных и пpaктических задач по ландшафтному районированию ископаемой ресурсной составляющей болот, равно как и для других природных объектов. Позволяют дать адекватную оценку экологического и ресурсного потенциалов территорий в свете задач рационального природополь-
зования.
Таблица 2
Номер и площадь ландшафта, га |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
39232 |
30576 |
40960 |
183460 |
95768 |
30000 |
|
Ресурсная хаpaктеристика |
||||||
Заболоченность, % |
12,22 |
9,02 |
4,25 |
45,41 |
1,97 |
9,79 |
Заторфованность, % |
9,08 |
5,55 |
2,66 |
32,41 |
1,13 |
7,5 |
Удельный запас торфа т/га |
352,72 |
159,01 |
80,49 |
11027,43 |
35,53 |
318,23 |
Удельный запас торфа м3/га |
1976,35 |
853,94 |
379,22 |
58443,45 |
176,43 |
2114,53 |
Качественная хаpaктеристика залежи |
||||||
Пнистость, % |
0,6 |
0,6 |
1,1 |
1,63 |
1,2 |
1,8 |
Степень разложения R, % |
42 |
49 |
47 |
43 |
43 |
39 |
Влажность, W, % |
87,5 |
80,7 |
85,5 |
85,1 |
85,6 |
90,8 |
Зольность AD, % |
18,1 |
16,1 |
19,3 |
14,2 |
12,8 |
18,81 |
Кислотность pHc |
5,9 |
5,2 |
6 |
5,1 |
5,5 |
5,6 |
Теплотворная способность торфа Q |
5203 |
5072,3 |
5314,78 |
4663 |
- |
5256 |
Список литературы
- География Тверской области: Книга для учителя / Рук. авт. коллектива А.А.Ткаченко. - Тверь: ТГУ, 1992. - 125 с.
- Макаренко Г.Л., Шадрина Н.И. Основы биогеоценологии болот (геологический аспект): учебное пособие. - Тверь: ТГТУ, 1999. - 162 с.
- Макаренко Г.Л. О геосистемном принципе изучения торфяных и сапропелевых месторождений // Научный журнал: Вестник Тверского государственного университета. - ТГУ: Тверь, 2006. - Вып. 8. - С. 68-72.
- Макаренко Г.Л. Оценка ресурсного потенциала природных объектов (на примере Тверской области): учебное пособие. - Тверь: ТГТУ, 2004. - 148 с.
- Макаренко Г.Л. Геологическая природа болот: монография. - 1-е изд. - Тверь: ТГТУ, 2009. - 163 с.
- Макаренко Г.Л. О природно-ресурсном районировании торфяных болот // Научный журнал: Вестник Тверского государственного университета. Серия: «География и геоэкология». - Тверь: ТГУ, 2010. - № 3. - С. 56-65.
- Назаров Н.Н. Место речных систем в морфологической структуре ландшафтов суши // Известия русского географического общества. - 2003. - Т. 135, Вып. 5. - С. 68-72.
- Пьявченко Н.И. Болотообразовательный процесс в лесной зоне // Значение болот в биосфере. - М.: Наука, 1980. - С. 7-15.
- Пьявченко Н.И. Об изучении болотных биогеоценозов // Основные принципы изучения болотных биогеоценозов. - Л.: Наука, 1972. - С. 5-13.
Обучение любому иностранному языку начинается, как правило, с обучения фонетике. Каждый национальный язык имеет свою неповторимую индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на этом языке представляется самой удобной. Фонетическая система вьетнамского языка сильно отличается от фонетической системы русского. Для вьетнамских студентов работа по обучению произношению должна строиться с учётом особенностей вьетнамского языка. В статье были показаны всевозможные трудности в обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов, начиная с обучения звуков русской речи до интонации. Вместе с тем были предложены способы устранения ошибок при обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов. ...
30 04 2024 6:30:51
Статья в формате PDF 124 KB...
29 04 2024 14:43:30
Статья в формате PDF 126 KB...
28 04 2024 3:17:55
С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные хаpaктеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...
27 04 2024 8:42:52
Статья в формате PDF 133 KB...
26 04 2024 6:18:38
25 04 2024 20:54:33
Статья в формате PDF 216 KB...
24 04 2024 3:17:25
Статья в формате PDF 111 KB...
22 04 2024 10:57:12
Для определения возможности использования кристаллографического метода в оценке нарушений cпepматогенеза при действии химических факторов были изучены кристаллограммы лизата cпepматозоидов крыс после введения НДМГ в дозах 5, 25, 40 и 70 мг/кг. Экспериментальные исследования проводились на белых крысах-самцах. Анализ тезиограмм показал превалирование нарушений с увеличением введенной дозы НДМГ, начальные нарушения выявляются на ранних сроках, во всех диапазонах доз НДМГ. Максимальные нарушения прослеживаются при острой интоксикации в дозе 70 мг/кг и сроке 24 часа, о чем свидетельствует увеличение центров кристаллизации, формированием грубых монокристаллов и поликристаллов. Изменения кристаллоографической картины в тезиограммах лизата cпepмы крыс свидетельствуют о метаболических изменениях в cпepматозоидах, развивающихся в ответ на действие НДМГ, что позволяет рекомендовать кристаллографические методы для оценки действия репродуктивных токсикантов и они могут служить индикаторами функционального состояния организма. ...
21 04 2024 0:37:56
Статья в формате PDF 121 KB...
20 04 2024 15:15:40
Статья в формате PDF 263 KB...
19 04 2024 12:31:37
Статья в формате PDF 127 KB...
18 04 2024 16:56:52
Статья в формате PDF 106 KB...
15 04 2024 17:40:44
Статья в формате PDF 135 KB...
14 04 2024 15:41:21
Статья в формате PDF 267 KB...
12 04 2024 4:56:49
Статья в формате PDF 100 KB...
11 04 2024 20:43:27
09 04 2024 16:34:24
Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и пpaктическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...
08 04 2024 6:23:53
В статье представлены результаты микробиологического исследования сточных вод на различных этапах очистки. Применен метод ионной хроматографии (ИХ) как экспресс- метод детекции патогенов. В результате исследования выявлено наличие патогенов, таких как Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Proteus mirabilis, Klebsiella pneumonia после механической очистки. Результаты исследования полагают необходимость совершенствования методов очистки сточных вод, используемых в различных целях. ...
07 04 2024 9:39:23
Статья в формате PDF 111 KB...
06 04 2024 18:31:12
Статья в формате PDF 200 KB...
05 04 2024 4:13:30
04 04 2024 14:21:56
Статья в формате PDF 119 KB...
03 04 2024 20:51:46
Статья в формате PDF 245 KB...
02 04 2024 22:42:35
Статья в формате PDF 107 KB...
01 04 2024 13:52:58
Статья в формате PDF 113 KB...
31 03 2024 9:31:29
Статья в формате PDF 122 KB...
30 03 2024 9:52:18
Статья в формате PDF 252 KB...
29 03 2024 0:50:55
28 03 2024 8:28:12
Статья в формате PDF 107 KB...
27 03 2024 3:20:25
Статья в формате PDF 315 KB...
26 03 2024 21:33:19
Статья в формате PDF 130 KB...
25 03 2024 4:44:53
Статья в формате PDF 141 KB...
24 03 2024 0:23:52
Статья в формате PDF 130 KB...
23 03 2024 23:27:10
Статья в формате PDF 113 KB...
22 03 2024 15:36:30
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::