ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
В данной статье рассматривается организация самостоятельной работы студентов, которая обеспечивает рациональное сочетание теоретических знаний и их пpaктическое применение для решения конкретных проблем.
Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, выpaбатывает навыки принятия решений [4].
Одним из условий эффективности самостоятельной работы студентов является методически рациональная организация деятельности студентов. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. По мере продвижения к старшим курсам активная созидательная позиция принадлежит студентам [8]. Организация деятельности студентов должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии [1].
Дисциплину «Основы педагогического проектирования» мы изучали по электронному учебнику, разработанный к.п.н. З.С. Жирковой [2]. Пособие имеет пpaктико-ориентированную направленность потому, что студент постоянно вовлекается в самостоятельный поиск теоретической и пpaктической основы проектирования и уточнения собственных представлений и способов развития, знаний и идей.
Автор данного пособия акцентирует внимание на то, что в современных условиях самостоятельная учебная деятельность обучающихся становится главной, ведущей, а деятельность преподавателя - содействующей, способствующей эффективному обучению. Наш творческий коллектив разработал проект по организации самостоятельной работы студентов. Нами был проведен опрос среди 30 студентов педагогических колледжа, института и академии (ЯПК, ЯПИ, СГПА).
Анкетирование студентов проводили по следующим вопросам:
1. Какую самостоятельную работу вы предпочитаете:
А) устное выступление;
Б) письменный конспект (решения задач);
В) без разницы.
2. Какой литературой вы пользуетесь при выполнении СРС?
А) поисковики в Интернете;
Б) сидите в библиотеке;
В) А и Б.
3. Выполняете ли вы СРС вовремя?
А) Да;
Б) С опозданием;
В) В последний срок.
4. Самостоятельно ли вы выполняете СРС (рефераты, доклады, контрольные работы)?
А) Да;
Б) С помощью «объявлений», родных;
В) Списываю, скачиваю.
Таким образом, студенты предпочитают самостоятельную работу: устное выступление - 13; письменный конспект (решения задач) - 9; без разницы - 8.
Пользуются при выполнении СРС литературой: поисковики в Интернете - 12 человек; в библиотеке - 5 человек; А и Б - 13 человек.
Выполняют СРС во время - 10 человек; с опозданием 12; в последний срок 8.
Самостоятельно выполняют СРС (рефераты, доклады, контрольные работы): да - 9 человек; с помощью «объявлений», родных - 7 человек; списываю, скачиваю - 14 человек.
В результате опроса можно сделать следующие выводы: студенты недостаточно посещают библиотеки города, основным источником СРС является доступ в Интернет. В большинстве случаев самостоятельные работы выполняются не в срок, хотя в календарно-тематическом плане по СРС указаны сроки сдачи работ.
Таким образом, интеллектуальные, общеучебные и специальные умения составляют операционную сторону самостоятельной работы студентов. К интеллектуальным умениям мы отнесли умения анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать и др. на основе содержательно и логически усвоенного материала. К общим учебным умениям относятся умения планирования (постановка цели и определение задачи работы и ее этапов; распределение времени на их осуществление; отбор методов, приемов и средств достижения поставленных целей) и самоконтроля (контроль процесса и результатов самостоятельной работы).
Каждый студент нашей творческой группы постоянно вовлекался в самостоятельный поиск теоретической и пpaктической основы проектирования и уточнения собственных представлений и способов развития, знаний и идей. Творческие задания по проектированию позволяют организовать эффективный проектировочный процесс, и способствуют овладению технологиями целеполагания, проектирования, моделирования, экспертирования, управления. В творческой группе мы научились отстаивать свою точку зрения, участвовать в общих дискуссиях.
Продуктом проекта является разработка рекомендации студентам, которые можно использовать не только как источник конкретной информации к тому или иному виду пpaктики, но и для обсуждения со студентами проблем на семинарских занятиях, на консультациях в периоды, предшествующие очередной пpaктике и в процессе пpaктики.
Список литературы
- Жиркова З.С. Учебно-методический комплекс - средство повышения качества образовательного процесса // Информатика и образование. - 2009. - №9. - С. 125-126.
- Жиркова З.С. Основы педагогического проектирования: учебно-методический комплекс Тип ЭВМ:Pentium IV; тип и версия ОС: Windows XP / ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова». - Якутск: сайт http: //moodle.ysu.ru. Номер государственной регистрации: 50200801257, 03 июля 2008 года.
- Семашко П.В., Семашко А.В. Организация самостоятельной работы студентов на старших курсах. - Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет (НГТУ).
- Тишков К.Н., Кошелев О.С., Мерзляков И.Н. Роль и методы самостоятельной работы студента в современных условиях. - Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет.
Статья в формате PDF 112 KB...
30 04 2024 17:22:26
Статья в формате PDF 276 KB...
29 04 2024 19:35:36
Статья в формате PDF 113 KB...
28 04 2024 0:31:54
Статья в формате PDF 101 KB...
27 04 2024 21:55:29
Статья в формате PDF 112 KB...
26 04 2024 22:30:27
25 04 2024 8:30:32
Статья в формате PDF 138 KB...
24 04 2024 19:29:47
Статья в формате PDF 426 KB...
23 04 2024 6:45:59
22 04 2024 1:18:42
Статья в формате PDF 119 KB...
21 04 2024 14:41:56
Статья в формате PDF 307 KB...
20 04 2024 13:32:38
Статья в формате PDF 253 KB...
19 04 2024 10:28:17
Статья в формате PDF 262 KB...
18 04 2024 16:31:46
Статья в формате PDF 125 KB...
17 04 2024 12:45:59
Статья в формате PDF 105 KB...
15 04 2024 12:36:57
Статья в формате PDF 118 KB...
14 04 2024 13:20:37
При оценке экономической эффективности культивирования сортов яблони в разных экологических условиях Северного Кавказа важными показателями являются продуктивность и качество продукции. Значительный интерес в этом отношении представляют сорта селекции Северо-Кавказского НИИ горного и предгорного садоводства: Фестиваль гор, Долинское, Златогор, Лескенское и другие, которые являются аборигенными и конкурентоспособными с культивируемыми в регионе интродуцированными зарубежными и отечественными сортами яблони. ...
13 04 2024 12:40:11
Статья в формате PDF 129 KB...
11 04 2024 23:38:46
Статья в формате PDF 278 KB...
10 04 2024 22:45:37
Статья в формате PDF 121 KB...
09 04 2024 8:55:25
Статья в формате PDF 115 KB...
08 04 2024 5:15:27
Статья в формате PDF 137 KB...
07 04 2024 22:46:41
Статья в формате PDF 139 KB...
06 04 2024 12:32:38
Статья в формате PDF 115 KB...
05 04 2024 14:13:42
Статья в формате PDF 113 KB...
04 04 2024 22:32:50
Статья в формате PDF 141 KB...
03 04 2024 19:30:48
Статья в формате PDF 198 KB...
01 04 2024 4:26:58
Статья в формате PDF 253 KB...
31 03 2024 17:34:37
Статья в формате PDF 112 KB...
30 03 2024 5:31:36
Статья в формате PDF 110 KB...
29 03 2024 10:43:19
Статья в формате PDF 105 KB...
28 03 2024 17:21:26
Статья в формате PDF 106 KB...
27 03 2024 1:45:22
Статья в формате PDF 106 KB...
26 03 2024 15:22:49
Статья в формате PDF 135 KB...
25 03 2024 1:57:41
Статья в формате PDF 106 KB...
24 03 2024 8:19:50
Статья в формате PDF 312 KB...
23 03 2024 1:10:59
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::