ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ МАРИИНСКОЙ ВОДНОЙ СИСТЕМЫ В ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЕ Г. ВЫТЕГРЫ
История города Вытегры связана с существовавшим до 1773 г. на р. Вытегре торгово-ремесленным поселением Вянгинская Пристань и обусловлена его положением на трассе древнего водно-волокового пути. Поэтому и функционально-планировочная структура города формировалась в тесной связи с гидротехническим строительством Мариинской водной системы (1799-1808 гг.) и Волго-Балтийского водного пути (1940-1964 гг.).
В начале гидротехнического строительства на западной окраине города, спрямляя речную излучину, был прорыт канал, а участок речного русла в городе с причалами, ремесленными мастерскими и торгово-складскими помещениями сохранился как коммуникация для обслуживания судоходства и торговли. Через реку был построен деревянный разводной мост. Сегодня на этом же месте стоит каменный мост, а в его современном названии «Сиверский» звучит известное в истории строительства Мариинского канала имя графа Якова Ефимовича Сиверса. В XX в. новый канал прошёл западнее города, старый оказался не нужен и в городской черте часть его засыпали. Оставшийся участок канала с камерой первого на Мариинском водном пути деревянного шлюза - памятник истории и культуры федерального значения и объект экскурсионного показа. Здесь же у шлюза стоит стела в честь окончания строительства Новомариинского канала, перенесённая сюда в 1960-х гг. из верховьев Вытегры. С зоной шлюза-памятника соседствует приречная хозяйственная зона, сохранившая свою специализацию с XVIII в. Над старым каналом на Красной горке рядом с каменным храмом Сретенья стоит изящная деревянная часовенка Св. Исаакия Долматского, перенесённая сюда также в 1960-е гг. с южной окраины города, с Беседной горы (место затоплено водами Волго-Балта), где по преданию в 1711 г. при обследовании трассы будущего канала Пётр I беседовал с местными жителями.
Историческая часть города, где сохранилась первоначальная планировка и каменная застройка XVIII -
нач. XIX в. (восемь зданий - памятников архитектуры регионального значения), находится главным образом на правом берегу в районе старой Торговой площади, ныне застроенной, и бывшего Воскресенского проспекта (теперь проспект Ленина). Проспект тянется параллельно берегу реки и на этом историческом участке имеет однорядную застройку, напоминая набережную. В центральной правобережной части города вдоль реки вверх по её течению сформировалась парковая зона отдыха, которая лишь частично унаследовала эти функции, в основном же её площадь увеличилась за счет трaнcформации приречной хозяйственной зоны. Современная рекреационная зона включает «островок» с детской площадкой, отделённый от центра города ещё одним объектом наследия Мариинки - узким каналом старого дока с деревянными укреплениями стен. Здесь же на острове в здании бывшей гидроэлектростанции Мариинского канала разместился филиал Вытегорского краеведческого музея «Водные пути Севера». Спуски воды через современный шлюз и водосброс, движение большегрузных судов вызывают в русле реки в пределах городской черты обратное течение воды, и после очередного спуска воды вдоль берегов обнажаются деревянные сваи прежних береговых укреплений и причалов, а в речном песке можно найти старые кованые гвозди.
Таким образом, гидротехническое обустройство Мариинской водной системы определило формирование в функционально-планировочной структуре города не только хозяйственных зон, но и его современный туристский потенциал, специфику которого составляет историко-культурное наследие знаменитой Мариинки.
Статья в формате PDF 111 KB...
02 05 2024 7:43:24
Статья в формате PDF 120 KB...
01 05 2024 6:56:15
Статья в формате PDF 145 KB...
30 04 2024 2:20:46
Статья в формате PDF 101 KB...
29 04 2024 4:31:25
28 04 2024 15:31:18
Статья в формате PDF 264 KB...
26 04 2024 15:33:14
Рассмотрена экономико-математическая модель конкуренции двух фирм на однородном рынке сбыта. Приводится формулировка соответствующей задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка, описывающей динамику развития системы, которая может быть легко обобщена на случай произвольного количества конкурирующих предприятий. Дана экономическая интерпретация полученных результатов. ...
25 04 2024 10:10:52
Статья в формате PDF 118 KB...
24 04 2024 8:39:16
Статья в формате PDF 379 KB...
21 04 2024 15:56:11
Статья в формате PDF 244 KB...
20 04 2024 12:23:31
Статья в формате PDF 361 KB...
19 04 2024 7:26:40
Статья в формате PDF 313 KB...
18 04 2024 13:38:41
Статья в формате PDF 293 KB...
17 04 2024 3:22:17
Статья в формате PDF 119 KB...
16 04 2024 22:29:53
Статья в формате PDF 259 KB...
15 04 2024 16:18:30
Статья в формате PDF 228 KB...
14 04 2024 3:16:28
Статья в формате PDF 247 KB...
11 04 2024 19:31:33
Статья в формате PDF 121 KB...
10 04 2024 15:55:12
Статья в формате PDF 297 KB...
09 04 2024 16:52:39
Статья в формате PDF 192 KB...
07 04 2024 6:44:56
Статья в формате PDF 111 KB...
06 04 2024 19:32:10
Статья в формате PDF 114 KB...
05 04 2024 4:15:14
Статья в формате PDF 125 KB...
04 04 2024 6:57:41
Статья в формате PDF 101 KB...
03 04 2024 2:10:15
Статья в формате PDF 226 KB...
02 04 2024 20:24:17
Статья в формате PDF 105 KB...
01 04 2024 1:17:46
В статье раскрываются внешние и внутренние условия психического развития обучаемых. Автором проанализирован механизм становления и развития перцептивных элементов в процессе обучения двуязычных учащихся на первом и втором языках. В работе приведены педагогические условия развития мыслительных способностей учащихся-монолингвов, а также выявлены условия эффективного развития мыслительных способностей двуязычных учащихся. ...
31 03 2024 16:47:26
Статья в формате PDF 253 KB...
30 03 2024 15:22:21
Рассматривается проблема организации продуктивной умственной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе дидактических принципов современной педагогики. Анализ принципов показывает, что отечественная дидактика в большой мере сохраняет черты традиционной модели обучения и недостаточно учитывает психологическую природу мышления и закономерности продуктивной умственной деятельности при разработке принципов обучения. Выделены основополагающие принципы организации продуктивной умственной деятельности на основе закономерностей развития знания и процесса познания, психологических закономерностей мышления. ...
29 03 2024 12:21:11
Статья в формате PDF 3943 KB...
28 03 2024 20:46:49
Статья в формате PDF 119 KB...
26 03 2024 9:38:46
Статья в формате PDF 100 KB...
25 03 2024 4:52:37
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::