ЧЕЛОВЕК ТЕЛЕСНЫЙ И СЛОВЕСНЫЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЧЕЛОВЕК ТЕЛЕСНЫЙ И СЛОВЕСНЫЙ

ЧЕЛОВЕК ТЕЛЕСНЫЙ И СЛОВЕСНЫЙ

Абросимова Л.С. Богданова М.А. Статья в формате PDF 286 KB

Одно из разительных противоречий современного состояния отечественного, культурологического знания состоит в том, что, с одной стороны, оно переживает глубокие сдвиги, находится в процессе существенного обновления, а с другой - этот процесс протекает и осознается весьма трагически гуманистически ориентированным сообществом, испытывающим глубокое разочарование ходом и направлением реформ. Общественные преобразования, в которых, безусловно, мы сегодня нуждаемся, не могут сводиться только к технологической модернизации общества, а должны, по глубокому мнению авторов данной книги, быть активно направлены на развитие потенциала каждой человеческой личности, формирование человеческого в человеке. Сегодня культура приобретает гораздо более весомое значение, возможно, становится определяющим фактором конкурентоспособности государства, благодаря чему гуманитарное образование не может рассматриваться в качестве простого дополнения к естественнонаучному или техническому, а приобретает самостоятельную решающую роль.

Образование, обеспечивающее сложнейший процесс развития когнитивных, социальных, эмоциональных хаpaктеристик личности, не может не реагировать на происходящие события в обществе. Как показывает опыт многих стран, переживших этнические конфликты и слом традиционных ценностей, вузы и школы иногда остаются единственными структурами, в которых проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Поэтому российское педагогическое сообщество считает, что образование может помочь обществу сформировать у молодежи гуманную модель поведения и позитивного отношения, как к собственным задаткам, так и талантам других людей.

Монография «Человек телесный и словесный» посвящена проблеме человека в сложном взаимодействии его с культурой и самим собой. Чем же руководствовались авторы, создавая эту во многом необычную книгу? Главным побудительным мотивом явились те объективные изменения, которые на наших глазах происходят в жизни общества и человека в конце XX века и, как можно предположить, будут определяющими для перспектив XXI столетия. С одной стороны, авторы, безусловно, приветствуют открывшиеся перспективы личностного роста, глобализацию в сфере коммуникации, открытый доступ к информации. Но невозможно согласиться с тем, что платой за это должны стать дегуманистические процессы, проявляющиеся в узкой специализации, снижении уровня образованности молодежи, превращение образования в сектор предоставления платных услуг, в деградации физического и духовного здоровья нации.

Монография «Человек телесный и словесный» дает ответы на многие вопросы, которые волнуют, однако, сегодня не всех. Как правило, эти вопросы человек начинает себе задавать, когда хочет познать себя и ответить на вызовы окружающего мира, задумывается о своем месте в этом мире.

Логическая структура книги проста. Первая глава ее является методологической, историко-философской и историко-филологической. Здесь авторы ставили своей целью не просто проследить изменения представлений о языке, его структуре, обозначить смену научных школ, направлений, течений, а соотнести это с когнитивным оснащением эпохи, в конечном счете, с духовными потребностями человека. Для авторов обращение к истории философии и истории лингвистики - это не дань моде и не демонстрация научной эрудиции. Известно, что порой новое зримо открывается в древних пластах культуры тогда, когда накопленный опыт и достижения всей науки в целом задают такой угол зрения, что позволяет исследователю увидеть то, что для людей прежних эпох было terra incognito. Например, дискуссия о лингвистических универсалиях и универсальной грамматике, начавшаяся в эпоху Средних веков, нашла новые повороты в многочисленных дискуссиях и публикациях в настоящее время.

Вторая часть книги целиком посвящена человеку в единстве его телесной и словесной природы, его безграничным возможностям и талантам, которые обнаруживаются во всех его деяниях. Философы во все времена подчеркивали, что рациональность и язык являются отличительными свойствами человеческого рода, атрибутивными признаками его культурного бытия. Но тело человека - это не только существенное условие его присутствия в культуре, но и важнейший фактор существования культуры как таковой. Тело человека выступает не только знаком человеческой природы, но и основным инструментом всяких человеческих деяний, это «наше орудие орудий, необходимое для всякого восприятия, действия и даже мышления».

Тело привлекает наше внимание в разные периоды жизни. В период его созревания - это внимание носит более физический хаpaктер, во время зрелости и заката - добавляется и интеллектуальный интерес. Предметом особого внимания оно становится, когда начинает предъявлять свои требования к возмещению того, что было им дано в течение его бескорыстной службы нам в течение многих лет. Телесное и лингвистическое самосознание дано не каждому. Многие, прожив жизнь, так и не понимают того бесценного дара, как тело и язык, данные нам при рождении. И многие даже не задают себе никаких вопросов о своем месте в этом мире. Эта книга для тех, кто задает вопросы и ищет ответы.

Третья глава целиком посвящена языку, названному И. Гердером сосудом, «в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа». В первой главе монографии говорится о том, что все основания российского общества находятся в глубоком кризисе: экономические структуры, система образования, политические и семейные ценности. Такое положение вещей может восприниматься позитивно только в одном контексте: в контексте исследования языковых изменений. Лингвисты могут порадоваться открывающимся перспективам и новым находкам в изучении языка. Здесь авторы согласны с Г.Г. Гадамером, который считает, что «лучший способ отобразить крушение общества в кризисную эпоху - это наблюдать за изменениями его языка...». Но «крушение общества в кризисную эпоху» совсем не обязательно предполагает кризис языкового развития, а скорее наоборот, является движущей силой проявлений новых и новых потенций языка. В третьей главе авторы останавливаются на проблемах современного состояния языкового развития, уделяя особое внимание языковым изменениям. Представлены разделы о последствиях процессов глобализации в языковой ситуации, о несбывшейся мечте человечества о едином языке «без слез и мучений», о билингвизме, об искусственных изменениях в языке, о социокультурных прострaнcтвах формирования новых слов, о словообразовании как духовном творчестве человека и др.

Данное издание подготовлено на основе многолетнего опыта педагогической деятельности авторов, преподающих различных дисциплины на факультетах словесности и лингвистики и физического воспитания, решивших объединить в отдельную книгу те материалы, находки, которые по разным причинам не могли входить в программные курсы. Заметим, что речь идет не о механическом объединении, а о синтезе нескольких учебных дисциплин, о междисциплинарном содружестве кафедр и специалистов Южного федерального университета. Книга основана на изучении большой философской, исторической, социологической, антропологической, филологической, психологической и художественной литературы. Довольно сложные рассуждения, касающиеся проблем фундаментальной науки, авторы снабжают живыми иллюстрациями, делая чтение более занимательным и полезным. Читатель, который возьмет на себя труд последовать за авторами, узнает массу интересных вещей.

Книга представляет интерес для лингвистов, студентов гуманитарных специальностей, спортсменов, психологов, а также для тех, кто интересуется культурологией, лингвистикой, психологией, антропологией.



Правовое регулирование защиты прав потребителей

Правовое регулирование защиты прав потребителей Статья в формате PDF 113 KB...

27 04 2024 16:22:28

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ КРУПНЫХ РЕК

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ КРУПНЫХ РЕК Приведены методы ранжирования и рангового моделирования гидрологических параметров у множества крупных рек Земли по примеру статистических данных из учебника. ...

25 04 2024 22:13:31

СВОЙСТВА КРУГА БРЕССЕ

СВОЙСТВА КРУГА БРЕССЕ Статья в формате PDF 655 KB...

23 04 2024 8:29:47

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

05 04 2024 10:15:28

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕВЕРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕВЕРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В данной работе приводятся результаты экологических исследований по состояния северных экосистем, с целью разработки возможных мероприятий по снижению негативных воздействий на окружающую среду при горно-добычных работах открытых карьерным способом. Выявлены закономерности приуроченности накопления тяжелых металлов на определенных типах почв. ...

03 04 2024 17:24:12

Опыты биологической рекультивации на отвале № 6 карьера «Мир»

Опыты биологической рекультивации на отвале № 6 карьера «Мир» Представлены результаты опытов биологической рекультивации на отвалах Мирнинского ГОКа. ...

28 03 2024 17:38:18

Анализ АТФ-зависимых и кальциевых механизмов в реализации нейротропного действия аспирина и его производных

Анализ АТФ-зависимых и кальциевых механизмов в реализации нейротропного действия аспирина и его производных Статья посвящена исследованию механизмов нейротропного действия аспирина, ацетилсалицилатов кобальта и цинка. Показано, что наличие аденозинтрифосфата во внеклеточном прострaнcтве существенно модифицирует нейротропные эффекты салицилатов. Сочетанное приложение аденозинтрифосфата с аспирином устраняет угнетение импульсной активности нейронов, вызванное индивидуальным раствором этого препарата, а совместная экспозиция аденозинтрифосфата с ацетилсалицилатами кобальта и цинка, наоборот, усиливает их активирующие эффекты. При блокировании CdCl2 и BaCl2 поступления Са2 + в нейроплазму из внеклеточной среды и внутриклеточных депо выявлено, что кальциевые механизмы не участвуют в нейротропных эффектах исследуемых салицилатов. ...

25 03 2024 3:47:18

ДИНАМИКА УРОЖАЙНОСТИ УЛУЧШЕННЫХ СЕНОКОСОВ

ДИНАМИКА УРОЖАЙНОСТИ УЛУЧШЕННЫХ СЕНОКОСОВ Для функционального описания поведения территории нами вводится новые понятия — активность и интенсивность растительного покрова. Причем территория понимается как простейшее геодезическое изображение ландшафта. А сам ландшафт, в свою очередь, является первым компонентом динамической геотриады «ландшафт + население + хозяйство». Активность учитывается по доле площади растительного покрова (леса и древесно-кустарниковая растительность, луга и пастбища, особо охраняемые территории и болота) и этот экологический параметр позволяет хаpaктеризовать фактически образовавшиеся отклонения от территориального экологического равновесия на конкретной территории. Рассмотрены районы и города Республики Марий Эл (РМЭ) по состоянию распределения земель на 01.01.07 г. В наиболее общем случае интенсивность проявляется как активность во времени. Физически интенсивность — это скорость изменений. А активность — это сами изменения в природной, природно-техногенной или технической среде (по площади, урожайности растений, продуктивности почвы и пр.) в некотором срезе времени. ...

24 03 2024 20:11:22

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::