ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Симонова Л.М. Пустовойт Ю.В. Статья в формате PDF 321 KB

Возрождение традиций духовно-нравственного воспитания требует определения или уточнения определений его основных понятий: «воспитание», «духовный» и «нравственный».

В настоящее время в педагогике, «науке о воспитании», сложилась парадоксальная ситуация, связанная с множественностью различных истолкований содержания понятия «воспитание»; общепринятое единое определение отсутствует.

Так, в советской педагогике в первые послереволюционные годы подчеркивалась насущная необходимость воспитания «общественного человека», центром тяжести школьного дела должно стать «построение системы коммунистического воспитания». Так признавая человека «общественной сущностью» и не учитывая его духовных исканий, выходящих за пределы земных отношений, советская педагогика в своих устремлениях пытается «объять необъятное» и охватить организованным воздействием возможно большее количество факторов среды. Данная позиция выражена в статье известных советских методологов А.М. Арсеньева и Ф.Ф. Королева. Они называют воспитанием «взаимодействие индивида и среды, а еще точнее, приспособление первого ко второй, подгонку индивида к данным социальным структурам и институтам». Все эти определения несут на себе отпечаток материалистического взгляда на человека.

Другой взгляд предлагает христианская педагогическая мысль.

Известно, что впервые термин «воспитание» впервые используется в славянских текстах в 1056 году в Остромировом Евангелии. С того же времени оно широко употрeбляется в бытовом словаре в значении «вскармливать, взращивать», а с XVI в. - в значении наставлять. Теоретическим педагогическим понятием «воспитание» становится лишь в XVIII в. Известный дореволюционный педагог И. Скворцов тpaктовал слово «воспитание» как сочетание слов «питание» и приставки «вос» (вверх, в вышину) - питание ребенка до достижения им полного возраста. А.А. Игнатов отмечает, что здесь «приставка «вос» имеет отношение не только к продвижению ребенка по возрастной шкале, но и к духовной устремленности», и «различные системы воспитания... отличаются друг от друга, прежде всего качеством этого питания и его направлением». Восходя к всеохватному образу человека, христианская педагогика дает наиболее точное понимание воспитания и образования, которое носит абсолютный хаpaктер и не изменяется с течением времени. Слово «воспитание», этимологически восходя к слову «питание», предполагает доброкачественную пищу для души и тела. Религиозное понимание слова «воспитание» связано с воцерковлением, приобщением к церковной жизни во всей ее полноте, участием в церковных таинствах.

Понятие «духовный» раскрывает исходное понимание самого человека, которого мы собираемся воспитывать, а также диктует принципы и методы, по которым данный процесс будет происходить.

Духовная сфера бытия человека привлекала мыслителей во все времена. Многообразие мнений на этот счет можно аналогичным образом разделить в соответствии с двумя типами мировоззрений. Это материалистический и идеалистический взгляды. Так, античный материалист Демокрит говорил о единой атомарной природе всего сущего, дух же считал разумной частью души, разлитой по всему телу. Идеалист Сократ также говорил о душе как о части человека, но части, которая находится в высшем мире - духовном и вечном. Платон понимал Дух как сверхразумное начало. С развитием христианского вероучения утверждается та точка зрения, согласно которой в каждом из людей существует образ Божий как некое духовное начало, позволяющее им обладать разумом и свободой. Однако наличие образа еще не значит причастность к Богу, а является лишь возможностью уподобления ему, стремления к этому. Таким образом, с позиций христианского вероучения, духовность человека - это степень приближения его к образу Божию, а душевность - сила стремления к Нему. Так в средневековье и в эпоху Просвещения люди придерживались данной позиции. Дж. Бруно, например, утверждал: «духовность человека так же определяется силой устремленности человека к Богу, степенью познания Бога и готовностью к исполнению Его воли.

Развивающаяся позднее западная психолого-педагогическая мысль, понятие «душа» заменила понятием «психика», а понятие духовности было либо упразднено, либо заменено развитием познавательных способностей человека (Гоббс, Локк, Ламерти и др.). Например, диалектический марксизм духовность связывал исключительно с социальной сущностью человека. Существование духовной реальности либо отрицалось, либо допускалось в виде продуктов культуры, форм искусства, норм общежития и т.д.

Отечественная философская и педагогическая мысль этого времени осталась верна православным традициям. Так К.Д. Ушинский, говоря о духовном воспитании, не сводил его только к развитию интеллекта, а Ф.М. Достоевский утверждал, что только вера в Бога является гарантом духовности личности. Н.А. Бердяев писал: «Духовность, которая всегда связана с Богом, есть обретение внутренней силы». В.В. Зеньковский считал, что человек духовен в силу его личностного начала, которое является основным выражением богообразности человека. Духовность выступает в человеке, по мнению Зеньковского, не только как творческая сила, но и как начало целостности и иерархичности. Поэтому он утверждал примат духовного начала в человеке. Известный русский философ И.А. Ильин в понимании духовности и духа отдельного человека говорит о том, что «человеку даны от Бога и от природы определенный способ телесного существования, особая форма душевной жизни и интересующий человеческую реальность принцип духовного бытия...», поясняя: «... Дух есть сила, которая имеет дар усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается; дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни».

К началу 60-х годов XX века окончательно оформившаяся гуманистическая психология (Маслоу, Ясперс, Хайдеггер и др.) подчеркивает наличие духовного начала в индивиде и рассматривается как «доминантное личностное качество, определяющее ценностно-смысловую, рационально осознаваемую и сознательно выбранную человеком направленность его деятельности».

В современной светской педагогике, которая в основе своей восприняла идеи гуманистической психологии, духовность рассматривается как всеобщая категория, как идеал и высокий уровень развития личности, как антитеза бездуховности (В.И. Мурашев); как идеальное в человеке (С.С. Нурова); как творческая интуиция (П.В. Симонов); как способ человеческого существования (Т.И. Власова). Как правило, современная светская педагогическая мысль связывает духовность личности с гуманизмом и нравственными ценностями, с включением индивида в сферу духовной деятельности, под которой понимается совокупность эстетических, мopaльных, правовых и других взглядов на человека и окружающий мир.

Возрождаемое ныне педагогическое направление, основанное на восточно-христианских идеалах, тpaктует духовность как действительно творческую созидательную силу, православное главным ее составляющим считает наличие стремления души человека к Абсолютному и Бесконечному, что является живительным источником саморазвития человека. По нашему убеждению, именно такой подход наиболее актуальным.

С понятием духовности очень тесно связано понятие «нравственность».

По определению Т.И. Петpaковой, «духовность и нравственность являются базовыми, сущностными хаpaктеристиками личности», между ними существует не только смысловая, но и глубинная функциональная связь, поскольку нормы и принципы нравственности получают обоснование в идеалах добра и зла, которые сопрягаются с категорией духовности. «Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха): у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию», - отмечает Т.И. Петpaкова.

Нравственность является внутренним миром человека, вобравшего в себя совокупность интеллектуальных знаний, эмоциональных чувств, семейных, трудовых, гражданственно-патриотических, социальных, экологических отношений, основанных на традициях своего народа и тесно связанных с его религией. Нравственность человека выражается в свободном принятии им Абсолютных нравственных императивов и проявляется в поведении и поступках.

Интерес к проблемам духовно-нравственного воспитания обострился в 90-е годы прошлого века. Достаточно широкое освещение вопросов, связанных с духовностью и нравственностью, говорит об актуальности и пpaктической сложности данных феноменов. Тогда, в 90-х, большинство исследователей неизменно сводили духовность к нравственности, считая ее, например, нравственно сориентированной волей и разумом человека «своего собственного образа, своей свободы и роли...», полагая, что жить по совести - это значит быть личностью духовной. Однако необходимо различать данные понятия.

Итак, на наш взгляд, тpaктовки понятий «воспитание», «духовный» и «нравственный» в контексте гуманизма и христианской доктрины в нормативно-содержательном отношении удивительно похожи, поскольку основным предметом их внимания являются особенности внутреннего мира человека, его самосознание, пути восхождения к духовным вершинам бытия. Однако различное понимание источника духовного и нравственного - Бога или человека - в человеке ведет к различному толкованию смысла человеческой жизни и разным путям его достижения, а значит, и духовно-нравственного воспитания человека.



ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИИ НА ИЗГИБ ПЯСТНОЙ КОСТИ

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИИ НА ИЗГИБ ПЯСТНОЙ КОСТИ Костная ткань обладает целым рядом уникальных физических свойств. Наиболее ценными с производственной точки зрения, представляются только некоторые из них: жесткость, твердость, упругость, эластичность. Наш научный интерес проявился на два основных свойства: жесткость и эластичность. ...

21 04 2024 7:22:31

АГРЕГАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ТРОМБОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ С ОСТРЫМ ПАНКРЕАТИТОМ

АГРЕГАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ТРОМБОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ С ОСТРЫМ ПАНКРЕАТИТОМ Проведено изучение показателей агрегационной активности тромбоцитов у 126 пациентов, находившихся на лечении с диагнозом острый панкреатит. Из общего количества пациентов нетяжелое течение острого панкреатита отмечено у 67 (53,1 %) больных, не тяжелое у 59 (46,8 %) пациентов. Установлено, что не зависимо от тяжести течения, отмечается усиление агрегационной активности тромбоцитов, которые полностью восстанавливаются к пятнадцатым суткам при нетяжелом течение острого панкреатита и частично при тяжелом течении этого заболевания. ...

20 04 2024 6:21:35

СТРУКТУРА СИНФЛОРИСЦЕНЦИИ ARTEMISIA DRACUNCULUS L. (ASTERACEAE)

СТРУКТУРА СИНФЛОРИСЦЕНЦИИ ARTEMISIA DRACUNCULUS L. (ASTERACEAE) Статья в формате PDF 89 KB...

18 04 2024 1:25:55

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПАТОЛОГИИ: ХРОНИЧЕСКИЙ ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПАТОЛОГИИ: ХРОНИЧЕСКИЙ ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В статье представлен фрагмент авторской концепции теории патологического процесса. На примере становления хронического инфекционного процесса проведен анализ взаимоотношения основных причинных факторов, составляющих сложную структуру этиологии болезни. ...

17 04 2024 20:17:57

термодинамика и люминесцентный газовый анализ

термодинамика и люминесцентный газовый анализ В работе рассмотрены термодинамические аспекты люминесцентного газового анализа. Молекулы красителя, адсорбированные на поверхности пористого вещества или внедренные в полимерную пленку, рассматриваются как система невзаимодействующих частиц, погруженная в термостат. Для относительной интенсивности флюоресценции молекул красителя получена связь с основной термодинамической хаpaктеристикой термостата – энергией Гиббса. Определены термодинамические ограничения точности газового анализа. Показано, что оптимальной основой для люминесцентного анализатора является полимерная пленка с наименьшим значением поверхностного натяжения. ...

14 04 2024 20:22:15

Теоретические основы эффективного обеспечения эколого-экономической стабилизации состояния Тюменского региона

Теоретические основы эффективного обеспечения эколого-экономической стабилизации состояния Тюменского региона Тюменский регион является одним из лидеров по уровню экономического развития. Устойчивое развитие его обеспечит сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Реализация перехода на путь стабильного развития потребует в дальнейшем формирования новой стратегии, которая оказалась бы экологически и экономически сбалансированной. ...

07 04 2024 8:43:19

МТС-ГЛОБАЛЬНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР

МТС-ГЛОБАЛЬНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР Статья в формате PDF 256 KB...

05 04 2024 11:48:39

БИОХИМИЧЕСКИЕ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ С ХЛАМИДИЙНОЙ И УРЕАПЛАЗМЕННОЙ ИНФЕКЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ (СУРГУТ)

БИОХИМИЧЕСКИЕ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ С ХЛАМИДИЙНОЙ И УРЕАПЛАЗМЕННОЙ ИНФЕКЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ (СУРГУТ) Проведены биохимические и иммунологические исследования крови у больных с урогeнитaльными инфекциями в условиях Среднего Приобья. Отмечены патологические изменения показателей белкового, липидного обменов и активация белков острой фазы. Наблюдалось резкое повышение активности креатинкиназы в крови всех групп больных. Результаты иммунологических исследований показали изменения В-клеточного звена в сторону увеличение уровня иммуноглобулинов IgG, IgA и снижение активности Т-клеточного звена иммунитета. ...

04 04 2024 2:41:44

БАХРУШИН ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ

БАХРУШИН ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ Статья в формате PDF 114 KB...

01 04 2024 16:46:34

ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ И ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА С ПАРОКСИЗМАЛЬНОЙ ФОРМОЙ ФИБРИЛЛЯЦИИ ПРЕДСЕРДИЙ

ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ И ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА С ПАРОКСИЗМАЛЬНОЙ ФОРМОЙ ФИБРИЛЛЯЦИИ ПРЕДСЕРДИЙ Цель. Изучить показатели пероксидного статуса и вариабельность сердечного ритма у больных ишемической болезнью сердца с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий. Материалы и методы. В исследование было включено 22 больных ишемической болезнью сердца с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий. Контрольную группу составили 15 относительно здоровых человек. Нейровегетативный статус изучали методом кардиоинтервалометрии. Активность перекисного окисления липидов у пациентов оценивали по уровню фоновой концентрации малонового диальдегида в эритроцитах крови. Концентрацию малонового диальдегида определяли при поступлении на фоне фибрилляции предсердий, а также в первые сутки после восстановления синусового ритма параллельно с проведением кардиоинтервалометрии. Результаты. По сравнению с контрольной группой у больных с фибрилляцией предсердий в момент нарушения ритма имеет место повышение концентрации малонового диальдегида и некоторое ее снижение в первые сутки после восстановления. Данные кардиоинтервалометрии указывают на достоверное повышение активности симпатоадреналовой системы, снижение активности парасимпатической системы и повышение активности регуляторных систем организма в целом у больных ишемической болезнью сердца с фибрилляцией предсердий после восстановления синусового ритма. Заключение. Дальнейшее изучение исследуемых показателей и их фармакологическая регуляция позволят улучшить лечение и прогноз у данной категории больных. ...

28 03 2024 2:32:35

РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАДИОВОЛН В ГОРОДЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАДИОВОЛН В ГОРОДЕ Статья в формате PDF 266 KB...

24 03 2024 11:38:32

ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ

ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ Статья в формате PDF 143 KB...

23 03 2024 16:45:17

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::