КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ПРОДУКТИВНЫМ И РЕПРОДУКТИВНЫМ КОМПОНЕНТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Современная ситуация такова, что студенту технических вузов приходится очень быстро меняться, постоянно расти и развиваться чтобы быть востребованным специалистм, способные работать в условиях жёсткой конкуренции. Креативность позволяет студенту совершенствоваться и не бояться нового, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям. Она создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом, способствует ее самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности. В этой связи особое значение приобретает креативности как фактор, необходимый для успешной реализации профессиональной деятельности.
Креативность - одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, культурологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях.
Опираясь на данные исследований В.Н. Дружинина [3] и др., мы можем определить базовое противоречие, связанное с сущностью креативности, как противоречие между продуктивным и репродуктивным компонентами деятельности человека. Нормированная деятельность строится репродуктивно, поскольку достижение уже известных целей предполагает использование уже известных алгоритмов действий. Норма в этом смысле и есть цель, реализованная и зафиксированная в культуре. Когда ситуация деятельности определена, совершение продуктивного действия может оказаться невостребованным как самим субъектом, так и другими людьми, заинтересованными в результатах этой деятельности. Именно это обстоятельство заявляет о себе, когда руководитель требует от подчиненных четкого и неукоснительного выполнения данных инструкций. Ситуация неопределенности возникает, когда известные, проверенные средства прекращают обеспечивать достижение заданной цели. Возникает ситуация, свидетельствующая о необходимости совершения продуктивного действия, направленного на выход за пределы наличной ситуации, на привлечение новых средств. В этом случае деятельность становится продуктивной, так как новая цель, возникшая в этой ситуации, не зафиксирована в опыте субъекта (а возможно, и в культуре) в виде нормы. В данном смысле продуктивное действие - это всегда шаг в неизвестность, выбор из того, чего нет в наличии, но может быть создано в результате продуктивного действия.
Креативность является личностным качеством, которое может быть сформировано на основе способов умственной деятельности будущих инженеров. В его основе лежит объективное противоречие между продуктивным, преобразующим хаpaктером деятельности и ее нормативностью, предполагающей использование (репродукцию) готовых алгоритмов. Данное противоречие разрешается на основе интеграции продуктивного и репродуктивного компонентов деятельности, управляемых особыми видами инженерного мышления - конвергентным и дивергентным. Креативность как личностное качество предполагает, во-первых, сформированность обоих видов мышления инженера, во-вторых, его способность применять конвергентные и дивергентные мыслительные способности в ходе постановки и решения специфических и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Список литература
1. Беляева А.В. Развитие творческой активности студентов при обучении в контексте научно-информационной деятельности. - Ставрополь, 2003. - 23 с.
2. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. - М., 2001. - 224 с.
3. Кузьмин С.Ю. Креативность - качество личности, направленное на управление развитием мыслительной // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2009. - Т. 10, № 6. - С. 77-80.
Статья в формате PDF 116 KB...
02 05 2024 1:57:53
Статья в формате PDF 112 KB...
01 05 2024 17:11:51
Статья в формате PDF 178 KB...
30 04 2024 13:46:42
Экспериментально показано, что получать электроэнергию из атмосферы можно, используя параметрические процессы, возникающие в атмосфере при электрической поляризации молекул воздуха. Вертикальный градиент электрического поля Земли при этом не играет роли, поэтому антенну можно располагать вблизи поверхности Земли, что существенно упрощает приёмник электроэнергии. ...
29 04 2024 8:15:35
Статья в формате PDF 111 KB...
28 04 2024 15:31:44
Статья в формате PDF 280 KB...
27 04 2024 23:13:33
Статья в формате PDF 104 KB...
25 04 2024 15:25:38
В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия хаpaктеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...
23 04 2024 3:31:45
Статья в формате PDF 271 KB...
22 04 2024 9:13:29
Статья в формате PDF 132 KB...
21 04 2024 10:40:28
Статья в формате PDF 136 KB...
20 04 2024 22:52:57
18 04 2024 9:27:27
Статья в формате PDF 420 KB...
17 04 2024 19:59:14
Статья в формате PDF 109 KB...
16 04 2024 4:39:58
Статья в формате PDF 359 KB...
15 04 2024 22:39:18
Статья в формате PDF 102 KB...
14 04 2024 1:53:55
Статья в формате PDF 140 KB...
13 04 2024 12:21:29
Статья в формате PDF 117 KB...
12 04 2024 1:23:59
Статья в формате PDF 110 KB...
11 04 2024 12:38:30
Статья в формате PDF 172 KB...
10 04 2024 8:54:51
Статья в формате PDF 114 KB...
09 04 2024 22:31:32
Статья в формате PDF 142 KB...
08 04 2024 14:45:44
Статья в формате PDF 252 KB...
07 04 2024 15:37:27
Статья в формате PDF 121 KB...
06 04 2024 0:57:27
05 04 2024 11:56:54
Статья в формате PDF 100 KB...
04 04 2024 21:28:44
Статья в формате PDF 181 KB...
03 04 2024 14:35:27
Статья в формате PDF 136 KB...
02 04 2024 2:37:30
Статья в формате PDF 200 KB...
01 04 2024 15:33:19
Статья в формате PDF 255 KB...
31 03 2024 19:29:18
Статья в формате PDF 110 KB...
30 03 2024 2:27:58
Статья в формате PDF 100 KB...
29 03 2024 8:10:11
Статья в формате PDF 263 KB...
28 03 2024 20:54:26
Статья в формате PDF 111 KB...
27 03 2024 13:16:43
Статья в формате PDF 110 KB...
25 03 2024 12:48:41
Статья в формате PDF 338 KB...
24 03 2024 18:41:28
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::