Феномен опасного знания в исторической ретроспективе
Что же такое опасное знание? Его феноменология начинается с американского oнкoлoга и философа Ронселера Ван Поттера, написавшего в 1971 г. книгу «Биоэтика - мост в будущее». По его мнению, «опасным знанием может быть признана полученная в ходе научных исследований информация о человеке и окружающем его мире, негативные последствия применения которой общество на данной фазе своего развития не способно эффективно контролировать. Иными словами, опасное знание - предпосылка возникновения и источник социального риска» [4].
Однако историческая ретроспектива на проблему опасного знания показывает, что ее постановка происходит в эпоху Средневековья. В Экклесиасте сказано «Мудрость лучше силы» [3]. Тем самым, происходит этическая интерпретация знания как мудрости, которая должна быть использована не во имя Зла, а во имя Добра. Это соотношение Силы, Добра и Знания становится мейстримом последующего научнотехнологического развития человечества. Сила олицетворяет опасность, Добро - этику и гуманизм, Знание - науку. В современной интерпретации его можно назвать взаимоотношением науки (знания), общества и этики, которое менялось в ходе истории от единственного признания силы науки до понимания роли этики и гуманизма в современную эпоху сверхтехнологий. Классическая наука Нового времени в лице Френсиса Бекона представляет свое credo стратегии человечества: «Нет никакой иной силы, кроме науки и знания, которая бы могла утвердить бы свою верховную власть над духом и душами людей» [2]. Такая наука и такое знание освобождает себя от этических и нравственных приоритетов, которые в принципе должны гарантировать безопасность знания.
Дальнейшая трехсотлетняя история классической науки и последующая эпоха техногенной цивилизации происходила под знаменем покорения Природы с помощью Силы и под девизом Ивана Мичурина: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их - наша задача». Такая стратегия вытесняет опасности и риски за пределы «второй природы». Но в действительности они не исчезают, а остаются и накапливаются на грани между уже познанным и еще не познанным.
Концент знания той эпохи хаpaктеризуется неполнотой, незавершенностью, линейностью и однозначной детерминированностью, что само по себе несет опасности и риски, и тем самым, обуславливает двойственность ментальности и тенденций развития западной науки и технологии. Первая особенность ментальности классической науки состоит в том, что «для действительного человека Нового Времени мир так и не стал действительным миром», в нем нужно бороться со всем и всеми, выживать, а не жить [3]. Вторая особенность состоит в вытеснении этических и гуманитарных ценностей, появившихся еще в эпоху Возрождения.
За опасность всегда следует риск. Если опасность - наступление или появление заметной вероятности нежелательных событий, то риск - само предполагаемое событие, способное принести кому-либо ущерб или убыток. Следовательно, риск - это наступление какого-либо нeблагоприятного исхода.
Эпоха современности, по мнению Ульриха Бека, автора книги «Общество риска. На пути к другому модерну» являет собой переход от индустриального общества к «обществу риска», в котором существует множество возможных опасностей и рисков. В это общество риска вовлекается и наука как социальный институт, и знание как продукт его деятельности: «С одной стороны, в индустриальном обществе обретает официальный хаpaктер наука, а вместе с ней и методологические сомнения. Сомнение распространяется на основы и риски научной работы, а в результате обращение в науке одновременно обобщается и демистифицируется. На передний план всё больше и больше выдвигаются опасности, для обнаружения и интерпретации которых нужны «воспринимающие органы» науки - теории, эксперименты, измерительные инструменты» [1].
Список литературы
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - http://gkaf.narod.ru/philos/bek.html.
2. Бекон Ф. Сочинения. Т.2. - М.: Мысль, 1977. - С. 135.
3. Екклесиаст. 9, 16.
4. Поттер В.Р. Биоэтика: мост в будущее. - Киев: Вадим Карпенко, 2002.
В данной работе авторами выдвигается и обосновывается тезис о том, что торгово-коммерческая деятельность является определяющим фактором в системе рыночных отношений. ...
01 05 2024 11:29:29
Статья в формате PDF 130 KB...
30 04 2024 16:49:25
Статья в формате PDF 294 KB...
29 04 2024 13:31:18
Статья в формате PDF 101 KB...
28 04 2024 15:13:11
Статья в формате PDF 134 KB...
27 04 2024 17:26:49
Статья в формате PDF 143 KB...
24 04 2024 17:32:59
Статья в формате PDF 132 KB...
23 04 2024 12:42:12
Статья в формате PDF 505 KB...
22 04 2024 7:39:20
Статья в формате PDF 104 KB...
20 04 2024 22:51:19
Статья в формате PDF 111 KB...
19 04 2024 18:30:19
Статья в формате PDF 111 KB...
18 04 2024 12:14:53
Статья в формате PDF 105 KB...
17 04 2024 9:42:40
15 04 2024 16:12:14
Статья в формате PDF 104 KB...
14 04 2024 7:32:52
Статья в формате PDF 287 KB...
13 04 2024 12:11:42
Статья в формате PDF 112 KB...
12 04 2024 8:44:36
Статья в формате PDF 122 KB...
11 04 2024 20:16:37
В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма. Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. ...
10 04 2024 19:15:35
Статья в формате PDF 132 KB...
09 04 2024 16:36:30
Статья в формате PDF 336 KB...
07 04 2024 12:44:39
Статья в формате PDF 212 KB...
06 04 2024 14:32:50
Статья в формате PDF 152 KB...
05 04 2024 5:59:59
Статья в формате PDF 103 KB...
04 04 2024 3:40:22
Статья в формате PDF 244 KB...
03 04 2024 11:55:33
Статья в формате PDF 112 KB...
02 04 2024 0:50:15
Статья в формате PDF 123 KB...
01 04 2024 12:44:47
Статья в формате PDF 210 KB...
30 03 2024 18:16:17
Статья в формате PDF 100 KB...
29 03 2024 22:51:32
28 03 2024 22:47:19
Статья в формате PDF 288 KB...
27 03 2024 18:34:16
Статья в формате PDF 496 KB...
26 03 2024 0:57:23
Статья в формате PDF 111 KB...
25 03 2024 22:22:34
Статья в формате PDF 107 KB...
24 03 2024 10:41:12
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::