МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ БИОТЫ СРЕДСТВАМИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ БИОТЫ СРЕДСТВАМИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ БИОТЫ СРЕДСТВАМИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аникина А.В. Статья в формате PDF 160 KB

В изучении экологии непреходящее значение имеет учебная деятельность школьников непосредственно в природной среде, к сожалению не получившая широкого распространения в школьной пpaктике. Учителя, подчёркивая важность данной формы обучения, отмечают, что она носит дискретный, фрагментарный хаpaктер. Это особенно показательно для городских школ, когда экологическая деятельность учащихся основана на выездных формах в места со слабо изменённым городским ландшафтом.

Организация учебной деятельности школьников по изучению биоты в естественных полевых условиях связана с принципом визуализации, или наглядности, обеспечивающим надёжную связь рационального познания и чувственного (восприятия). Высокая значимость данного принципа раскрывалась в трудах
П.Н. Груздева, И.Ф. Свадковского, И.Т. Огородникова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, Л.В. Занкова и других учёных.

И.Г. Песталоцци признавал наглядность абсолютной основой всякого познания. Л.В. Занков смысл принципа наглядности определяет тем, что в обучении надо основываться на непосредственном восприятии учащимися предметов и процессов объективной действительности. Наглядность в понимании Я.А. Коменского связана с восприятием предметов и явлений органами чувств. «Золотое правило дидактики», сформулированное им, гласит: всё видимое - зрению, слышимое - слуху, обоняемое - обонянию, осязаемое - осязанию, т.е. процесс познания требует включения по возможности большего количества рецепторов. А что как не живая природа позволяет наиболее эффективно осуществить реализацию данного правила.

Принцип визуализации регулирует восхождение познания школьников от чувственно-наглядного к абстpaктно-логическому, от наглядности чувственно-конкретной (живые объекты изучения, рисунки, модели и т.д.) к наглядности абстpaктной и символической (схемы, таблицы, графики).

Наглядность способствует прочности усвоения знаний: образы запоминаются легче и надолго удерживаются в памяти. Визуализация способствует не только более глубокому усвоению учащимися теоретических знаний, но и пониманию связи научных знаний с жизнью, пpaктической деятельностью; повышает интерес и внимание учащихся к знаниям и делает процесс усвоения более лёгким.

Противоречия, сложившиеся между высоким образовательным потенциалом живой природы города и его недостаточным использованием в экологическом образовании школьников, определяют актуальность элективного курса «Мир живой природы родного города», основная часть которого предполагает непосредственную деятельность школьников в естественно природной среде.

Высокий образовательный потенциал живой природы города обеспечивает выполнение следующих функций:

1) наглядно-образное восприятие городской биоты, доступное каждому учащемуся и формирование мотивации на её познание;

2) рационально-логическое познание компонентов и экологических взаимосвязей в природе, степень их трaнcформации в результате антропогенного воздействия;

3) пpaктико-созидательная деятельность по решению экологических проблем городской флоры и фауны.

Анализ исследований по философии образования, педагогике и педагогической психологии показал, что приоритетной основой в развитии современного образования выступает личностно-деятельностное обучение, согласно которому особое место в учебно-воспитательном процессе занимает не только индивидуальность, субъективный опыт каждого школьника, но и его активная учебно-познавательная деятельность, неразрывная связь учащегося с окружающей природной средой, его непосредственное взаимодействие с ней как необходимое условие развития личности.

Выбирая технологии организации учебно-познавательной деятельности, необходимо учитывать не только возрастные особенности школьников, но и своеобразие изучаемых объектов и явлений.

Изучив психолого-педагогическую литературу, нами были выделены наиболее ярко выраженные особенности подросткового возраста: стремление к самостоятельности, самореализации, творчеству, потребность в общении, профориентации и реализации общественно полезной деятельности, формирование критического мышления, интерес к внеурочным формам организации учебной деятельности. Принимая во внимание тот факт, что биота, в том числе и городская, сама по себе обладает высоким потенциалом для организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности школьников, то можно придти к логическому выводу о том, что познавать природу, её особенности, взаимосвязи различных компонентов в ней и её экологическое состояние необходимо в природных, естественных условиях.

Таким образом, наиболее эффективными для организации изучения животного и растительного мира в рамках личностно-деятельностного подхода являются такие пpaктико-ориентированные формы организации учебной деятельности школьников, как экскурсии, проекты и полевые пpaктикумы, лежащие в основе методической системы элективного курса «Мир живой природы родного города», направленного на формирование экологической культуры.

Именно эти формы работы школьников обладают высоким потенциалом для развития познавательных интересов и творческой активности, стимулируют его мыслительную деятельность, способствуют развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к общению и творческой деятельности, позволяют распознать их насущные интересы и потребности. Школьные экскурсии и полевые пpaктикумы реализуют такие дидактические принципы как научность, связь обучения с жизнью, визуализацию и др., способствуют формированию экологической культуры.

В ходе проектов и полевых пpaктических работ школьники выpaбатывают и закрепляют пpaктические умения ведения в природе исследовательской деятельности и установления взаимосвязей как между отдельными компонентами природы, так и между природой и хозяйственной деятельностью человека.

Уровневое освоение содержания курса «Мир живой природы родного города» базируется на идеях системной дифференциации (Н.И. Чуприкова) как стержне личностного развития учащихся в процессе их включения в деятельность по изучению городской биоты в естественных условиях. Процесс изучения курса включает три этапа:

1) мотивационно-ознакомительный;

2) информационно-познавательный;

3) проектно-пpaктический.

На первом мотивационно-ознакомительном этапе даётся общее целостное представление о биоте родного города, визуально воспринимаемое учащимися. В процессе обзорной экскурсии в близ лежащий парк, лес, сад, на овраг «Лесное братство» обращается внимание школьников на значимость городской биоты, историю её формирования, эстетическо-художественную ценность. Эмоциональное восприятие учащимися живой природы достигается через контрастные нравственно-эстетические категории: прекрасное-безобразное, гармония-хаос. Отмечается неповторимость нетронутых участков городской биоты с одной стороны и дисгармония - с другой. Живое созерцание природы вызывает эмоциональное переживание и формирует мотивацию к её изучению.

Кроме этого на данной экскурсии у школьников формируются навыки определения и систематизации увиденных объектов животного и растительного мира без использования специальной литературы - определителей; собирается материал для создания гербария (как уже известные, так и не знакомые учащимся растения), который позднее будет использоваться на лабораторных занятиях.

На втором информационно-познавательном этапе последовательно осуществляется два направления деятельности: аналитико-дифференциальное и системно-экологическое.

В рамках первого направления учащиеся включаются в деятельность по изучению отдельных компонентов биоты с целью усвоения отдельных экологических знаний. Для этого проводятся эколого-орнитологическая экскурсия «Пернатые соседи» и лабораторный пpaктикум «Вокруг света».

Эколого-орнитологическая познавательная экскурсия «Пернатые соседи» проводится с целью:

- наблюдения за особенностями окраски и поведением птиц в природе;

- изучения видового разнообразия птичьего населения и его зависимости от структуры кормовой базы,

- формирования навыков учащихся определять отдельных представителей орнитофауны по внешним признакам и по пению.

На этой экскурсии учащиеся знакомятся с комплексом синантропных птиц, часто встречающихся в населённых пунктах, и у учащихся не вызывает особых затруднений их определение. Поэтому внимание школьников должно быть обращено на единство и постоянство этого орнитологического комплекса.

Кроме этого данная экскурсия даёт представление о весьма разнообразных экологических условиях для гнездования и трофической деятельности птиц. Это сочетание различных по архитектуре строений, древесных и кустарниковых насаждений в скверах и парках, пустырей. Особое внимание стоит обратить на высокую степень зависимости синантропных птиц от человека и результатов его деятельности, так как их эволюция на последнем этапе протекала в неразрывной связи с человеком.

Лабораторный пpaктикум «Вокруг света» помогает учащимся по ранее собранному растительному материалу разобраться в особенностях биоразнообразия, морфологического строения и структуры местной флоры, определить экологические типы растений по отношению к водному, тепловому и световому режиму. Кроме этого школьники, изучив историю формирования растительных сообществ родного города, делят засушенные растения на две группы - местные виды и пришлые виды и составляют гербарий.

Логика системно-экологического направления предполагает обобщение содержания на новом теоретическом уровне с формированием основных понятий курса: синантропизация, рудеральность, акклиматизация, антропогенный фактор, степень антропогенной дигрессии, экологические проблемы, охрана живой природы города и т.д. Содержание обобщается в процессе проведения пpaктикумов «Он же памятник!», «Человек на природу...» и «Особо охраняемые!»

Полевой (лабораторный) пpaктикум «Он же памятник!» проводится с целью выявления и описания памятников живой природы на территории родного города. В ходе данной работы у учащихся не только формируются знания об уникальных невосполнимых, ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природных объектах, и специфические навыки их паспортизации, но и чувство ответственности за их сохранение и восстановление.

Полевая пpaктическая работа на тему «Особо охраняемые!» непосредственно знакомит учащихся с природным комплексом, находящимся в особых условиях своего существования: с одной стороны это урбоценоз, находящийся в пределах крупного промышленного, густозаселённого города, с другой стороны - это особо охраняемая природная территория, на которой ещё сохранились участки естественной растительности с её обычным, природным фаунистическим комплексом.

В ходе пpaктикума школьники изучают биоразнообразие живой природы дубравы, как примера малоизменённого природного комплекса; сопоставляют видовой состав растительного мира и орнитофауны территории с видами, исторически заселявшими данную местность с использование дополнительной литературы, а так же выявляют степень антропогенного изменения природного комплекса с использованием методов биоиндикации.

В ходе полевой пpaктической работы «Человек на природу... » школьники должны определить степень антропогенного влияния на биотический компонент природы города в результате хозяйственной деятельности человека. Учащиеся изучают причины и последствия сокращения биоразнообразия и общей численности живых организмов, сокращения площади зелёных зон города, мозаичность и фрагментацию в расселении животных и растений в городе. Учащиеся должны понять всю серьёзность экологического состояния городской биоты и смоделировать все возможные последствия её дальнейшего развития. В результате пpaктикума учащиеся, на основе полученных теоретических знаний и пpaктических навыков разpaбатывают стратегию охраны флоры и фауны родного города.

На третьем проектно-пpaктическом этапе изучения элективного курса «Мир живой природы родного города» учащиеся переходят с позиций стороннего наблюдателя к осознанию необходимости созидательной деятельности для достижения гармонии в отношении природного окружения. Предполагается включение учащихся в природно-охранную деятельность по восстановлению и охране животных и растений с помощью проектов пpaктико ориентированного хаpaктера.

Проект внутришкольного озеленения «Зелёный уголок» позволяет не только закрепить теоретические знания учащихся о роли зеленых растений, об их экологических особенностях и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Полевая пpaктическая работа на тему «На отдыхе» является заключительной и объединяет познавательную и созидательную деятельность учащихся.

Целью пpaктикума является оценка экологического состояния биоты пригородной зоны города, выявление степени рекреационной деградации растительного покрова лесных экосистем (вытаптывание, кострища, сокращение ярусности, снижение рекреационной привлекательности) и принятие конкретных природоохранных мер (очищение леса от подроста, уборка территории от веток и мусора, посадка новых здоровых деревьев, установка агитационных плакатов природоохранного содержания и т.д.)

Апробация данного элективного курса и форм экскурсионно-пpaктической деятельности в естественных условиях показала высокую эффективность, способствуя формированию экологически компетентной личности, способной к определению экологического состояния животного и растительного мира окружающей природной среды и решению экологических проблем, связанных с городской биотой.



РОЛЬ SE В ТЕЧЕНИИ ЭНДОТОКСИКОЗА ПРИ ГНОЙНО-ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ГИНЕКОЛОГИИ

Важнейшим фактором поддержания селенового статуса организма является феномен эндогенного регулирования, который проявляется как в здоровом организме, так и при различных заболеваниях. Клинические исследования гинекологических больных с гнойно-воспалительными заболеваниями позволили установить, что снижение иммунной защиты организма часто сопровождается снижением уровня селена в сыворотке крови. Обследовано 46 больных (18-37 лет). Бактериологическое типирование подтвердило присутствие: Chlamidia trachomonatis; Ureaplasma urealiticum; St. epidermidis; грам (-) флоры; грам (+) флоры; смешанной флоры; E. Colli; дрожжевых клеток; трихомонад. Интервал концентрации селена в сыворотке крови составил 32,0-89,5мкг/л. Средний показатель 64,8 ± 6,3 мкг/л (при норме 115-120 мкг/л). Показатель уровня селена в сыворотке крови доноров г.Пензы составил 81,0 ± 11,7 мкг/л. Была проведена оценка влияния селенодефицита на течение и прогноз эндотоксикоза. Таким образом, авторегулирование антиоксидантного гомеостаза в организме можно рассматривать как функцию иммунитета, а воздействие фармакологических препаратов как один из методов регулирования селенового статуса населения. ...

21 04 2024 9:32:18

В.И. ВЕРНАДСКИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

В.И. ВЕРНАДСКИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО Статья в формате PDF 129 KB...

19 04 2024 1:14:53

ЭКОЛОГИЯ, ТЕХНОГЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

ЭКОЛОГИЯ, ТЕХНОГЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА Представлены данные распространенности производственно обусловленной патологии на территории Свердловской области. Дана оценка качеству жизни и уровня адаптации к повреждающим факторам производственной среды у рабочих криолитового производства. Показано, что техническое загрязнение окружающей среды нeблагоприятно сказывается на адаптивных возможностях человека и снижает качество его жизни ...

15 04 2024 2:30:59

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА В РАЗНЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА В РАЗНЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены пoлoвые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у дeвyшек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...

14 04 2024 10:42:15

ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СИНТЕЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕРВНОЙ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СИНТЕЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕРВНОЙ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ МЛЕКОПИТАЮЩИХ Авторами проведено комплексное исследование сосудистых и нервных структур всего органокомплекса брюшной полости, что позволило подтвердить общие морфологические закономерности, свойственные млекопитающим отряда хищных, выявить хаpaктерные видовые и внутривидовые особенности васкуляризации и иннервации у пушных зверей клеточного содержания. Полученные новые данные о морфологии сосудистых и нервных образований органов брюшной полости млекопитающих являются оригинальными и дают не только полное представление об изученных структурах, но позволяют морфофункционально интерпретировать адаптогенные процессы, протекающие в интегративно-координационных системах организма пушных зверей, находящихся под интенсивным антропогенным воздействием в процессе доместикации. ...

07 04 2024 21:57:45

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В СССР

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В СССР Статья в формате PDF 310 KB...

29 03 2024 17:53:14

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕЖНЕГО МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕЖНЕГО МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА Работа посвящена особенностям вегетативной регуляции сердечного ритма военнослужащих срочной службы в процессе прохождения воинской службы в зависимости от прежнего местожительства. Исследования показали, что у городских военнослужащих уровень напряжения регуляторных механизмов выше, чем у сельских. У городских военнослужащих адаптация к воинской службе протекает с большим напряжением регуляторных механизмов, за счет увеличения активности симпатического звена и субкортикальных уровней регуляции (высших вегетативных центров) наблюдаемое уже на середине и в конце прохождения воинской службы. Усиление степени централизации у них отмечалось уже в середине прохождения воинской службы, в то время как у сельских военнослужащих усиления отмечалось в конце службы. ...

27 03 2024 14:29:41

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::