УНИВЕРСИТЕТЫ ЮГА РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

УНИВЕРСИТЕТЫ ЮГА РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

УНИВЕРСИТЕТЫ ЮГА РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Ильин В.Г. Петренко А.С. Статья в формате PDF 134 KB

Создание современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое прострaнcтво, немыслимо без использования научно-технологического и производственного потенциала Южного федерального округа, в т. ч. инновационного потенциала существующих университетов.

Происходящие в настоящее время в российском обществе социально-экономические и политические трaнcформации изменяют и формы поведения людей, и организационные паттерны. Изменениям подвергается и сфера университетского образования. Именно университеты должны стать источником подъема фундаментальной и прикладной науки на Юге России.

Только система высокоразвитых университетов может способствовать созданию в регионе устойчиво функционирующей и конкурентоспособной научно-образовательной среды, позитивно влияющей на региональное социально-экономическое развитие, на основе интеграции преимуществ западной технологической культуры и особенностей геоэтнокультурных систем и сообществ Северного Кавказа. Однако региональные инновационные университетские системы как совокупности взаимосвязанных академических и прикладных структур, занятых производством и коммерциализацией знаний и технологий, немыслимы без четко институционализированных и имплементированных в повседневную педагогическую и научную жизнь принципов, ценностей и норм организационной культуры.

Современные региональные университеты постепенно интегрируются в мировое научное - образовательное прострaнcтво. Сложности в высшем образовании приводят к неспособности современного российского общества обеспечить формирование у молодежи социально значимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности. Социально-экономический кризис связан с неустойчивостью системы высшего образования, а кризис в образовании углубляет последствия мирового финансового кризиса. Подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем цивилизационного масштаба.

Действующая система высшего образования не может обеспечить молодых людей нужными в посткризисную эпоху профессиональными знаниями. Существующие южнороссийские университеты уже не отвечают современным потребностям, а также экономическим, политическим и социальным глобальным изменениям. Они подготавливают слишком мало специалистов, владеющих передовыми инновационными технологиями, с помощью которых можно обеспечить устойчивое экономическое и культурное развитие российского общества.

Институциональные изменения, которые могут являться как негативными, так и позитивными, в системе региональных университетов на Юге России можно описать при помощи многообразных и многофакторных социальных тенденции.

Хотелось бы отметить такой положительный момент как диверсификация. Вузы Юга России столкнулись с необходимостью диверсификации еще в середине 1980х, когда наметился очередной уклон в сторону повышения количества специализаций и направлений в рамках университетской программы. Современные университеты должны диверсифицировать свои образовательные и научные программы и направления, а также хеджировать социальные и финансовые риски.

Значительное повышение внимания к научным исследованиям, которые открывают новые процессы, явления и законы в природе и обществе, а также объясняют их теоретико-методологическом уровне, повлекло за собой фундаментализацию высшего образования, поскольку до этого момента оно было направлено на личностно - ориентированную и развивающую образовательную пpaктику.

Отрицательно сказался на региональных университетах и такой рыночный вызов как коммерциализация, с которым они столкнулись уже в первой половине 1990х. Государственное финансирование учреждений высшего образования резко сократилось. Наука и высшее образование стали (наряду с прочими социальными бюджетными сферами) финансироваться по "остаточному принципу". Коммерциализация в виде распространения платных услуг на все виды и уровни образования привела к легитимации социальной дифференциации российского высшего образования, делению университетов на "элитные" и "массовые". Еще один интересным социальным явлением стала попытка организовать "приватизацию образовательных учреждений" (к примеру, проекты приватизации вузов 1998 года, предложения о приватизации учреждений дополнительного профессионального образования 2004 года, ликвидация налоговых льгот для учреждений высшего образования и др.). И хотя такие попытки провалились, общий тренд коммерциализации пока не изменился.

Больший упор на региональный образовательный компонент и учет требований регионального бизнеса и местных рынков труда является преимуществом современной образовательной системы. Государственные образовательные стандарты содержат в себе федеральный и региональный компоненты, первый представляет собой общие федеральные требования, а второй - региональное содержание, которое в каждой области или республике может различаться. Регионализация обеспечивает диверсификацию специализаций, направлений, курсов и пpaктик высшего образования, охватывающих своеобразие регионов с их культурной, социальной и этнической спецификой.

Внедрение эффективных инновационных образовательных технологий, включая инновационные технологии по развитию университетской организационной культуры, необходимо для подготовки образованных и конкурентоспособных специалистов по широкому спектру естественнонаучных, инженерных, социально-гуманитарных и экономических дисциплин, в том числе, непосредственно для нужд регионов Южного федерального округа.

Большее внимание к индивидуальности и личности студентов и аспирантов представляет собой гуманизация. Теперь целью образования не может выступать только овладение какой-либо профессией. Университетское образование превращается в инструмент непрерывного личностного развития и совершенствования, где на первый план выступает формирование нравственных качеств человека и гражданина для достижения наиболее полного развития в личной, социальной, профессиональной жизни. При этом высшее образование должно носить непрерывный хаpaктер.

Перед системой региональных университетов постоянно возникают новые институциональные вызовы, и система отношений между обществом и институтами высшего образования нуждается в трaнcформации, которая должна оказать влияние на социально-экономическое развитие нашей страны и способствовать занятию Россией достойного места среди мировых держав. Именно классическое университетское образование может стать несущей "конструкцией" формирующегося в России инновационного и постиндустриального общества. Суть инновационной организации регионального университета состоит в его ориентации на будущее, а также адекватном использовании научных знаний и накопленного профессионального опыта. Развитие университетского образования - это основа социально-экономической стратегии, обеспечивающей качественные изменения во всех сегментах жизни на Юге России, а также формирование системы воспроизводства высококвалифицированных кадров.



ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ В США

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ В США Статья в формате PDF 320 KB...

25 04 2024 2:18:18

Оценка гигиенической безопасности сырого молока

Оценка гигиенической безопасности сырого молока Статья в формате PDF 148 KB...

22 04 2024 21:35:16

ВИДЫ ВОДЫ: Н2О, Т2О, D2O

ВИДЫ ВОДЫ: Н2О, Т2О, D2O Статья в формате PDF 321 KB...

17 04 2024 17:22:42

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА Статья в формате PDF 115 KB...

07 04 2024 8:57:12

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ Статья в формате PDF 302 KB...

02 04 2024 23:20:39

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ Рассматриваются особенности реализации методов развития критического мышления при изучении физики в средней школе. ...

01 04 2024 4:54:52

СОЗДАНИЕ КАРТЫ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ Г. ЯКУТСКА

СОЗДАНИЕ КАРТЫ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ Г. ЯКУТСКА Статья в формате PDF 1557 KB...

30 03 2024 8:23:21

НОВЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ ДЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ

НОВЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ ДЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ Статья в формате PDF 112 KB...

29 03 2024 9:26:24

ЮРЬЕВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ

ЮРЬЕВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ Статья в формате PDF 320 KB...

26 03 2024 2:11:28

ЭВТАНАЗИЯ И ВРАЧ: ОТ БИОЭТИКИ И ПРАВА К АНТРОПОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕКУ

ЭВТАНАЗИЯ И ВРАЧ: ОТ БИОЭТИКИ И ПРАВА К АНТРОПОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕКУ Данная статья посвящена проблеме эвтаназии, которая рассматривается автором в контексте философско-антропологических воззрений таких представителей русской религиозной философии, как Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв, И.А. Ильин. Согласно их учению, действие, направленное на лишение человека жизни, ведёт к разрушению человеческой природы. Исходя из данной идеи, мы можем рассматривать эвтаназию как действие, ведущее к нарушению человеческой природы врача. ...

25 03 2024 22:11:14

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. КАКАЯ ОНА?

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. КАКАЯ ОНА? Статья в формате PDF 121 KB...

24 03 2024 19:10:54

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::