РОД КАК ИСКОННОЕ ПОНЯТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РОД КАК ИСКОННОЕ ПОНЯТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

РОД КАК ИСКОННОЕ ПОНЯТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Мазай Н.И. Статья в формате PDF 111 KB

Сейчас для России идея объединения, возвращения к исконным ценностям (например, семьи, родины), наиболее значима. Одним из самых надежных и ценных источников изучения культуры является язык Рассмотрением отношения языка, духовной культуры, народного менталитета и народного творчества занимается этнолингвистика, в рамках которой выполнено данное исследование.

Понятие «род» является одним из исконных понятий русской культуры, еще Нестор писал, что славяне жили родами. Данное понятие входит в оппозицию «свое/чужое», как пишет В.В. Колесов, понятием «род» в русской культуре всегда обозначались свои, близкие. Первоначально понятие «род» понималось как родичи, которые связаны кровными узами с общим предком, в дальнейшем, по мысли В.В. Колесова, понятие «рода» расширяется и включает в себя не только родственников, но и близких людей.

Понятие «рода» неотделимо от понятия дома. А.Н. Афанасьев писал, что славяне селились родами, у каждого рода была своя изба и свой очаг. Род объединял несколько семей, связанных кровными узами.

Род у славян считался богом, которому приписывалась функция рождения всего живого и не живого. Как пишет Б.А. Рыбаков, Род в славянской мифологии своим влиянием охватывал многие сферы жизни: человеческие отношения, земледелие, природное прострaнcтво (небо, земля, вода). Род мыслился создателем Вселенной. Исследователь считает, с такой многофункциональностью божества связан разветвленный комплекс древнерусских слов, содержащих корень -род-: род, народ, родня, родичи, родина, родить, природа, рождать, урожай, родичи, народ. Слова с корнем -род- относятся к тем сферам человеческой жизни и природы, которыми по верованиям управлял Род.

Таким образом, в славянской культуре понятие «рода» является объединяющим началом, объединяет людей друг с другом, связывает их с местом рождения, с природой и мирозданием.

Объединяющая и изначальная суть «рода» наиболее отчетливо проявляется в языке фольклора. Нами были исследованы различные фольклорные жанры, но хотелось бы подробнее остановиться на текстах русских былин.

В былинах понятие «рода» воплощено в лексеме род и сочетании род-племя. В былинах в данных лексемах отражено архаическое, первоначальное представление народа о «роде». В ранних эпических текстах лексема род встречается в следующих семи значениях:

«ряд поколений, колена»: Не бейся с родом Микуловым: Его любит матушка сыра-земля. Данный пример содержит мифологическое понимание лексемы род, в которой сохранился остаток языческого верования о покровительстве природных стихий тому или иному роду.

«рождение, родство по рождению» (связь человека с другими людьми): А ты по роду мне сестра родна.

«родина» (связь человека с землей): Есть я родом из земли да из тальянскою;

«мир, жизнь»: У меня есь ли на роду-то родный батюшко;

«судьба» (связь со Вселенной): Говорит Илья Муромец: Не была мне на роду cмepть в поле написана. В данном примере значение «судьба» лексемы род содержит смысловой компонент «рождение», связь человека с моментом рождения, связь всех его поступков между собой. Данное значение близко к значению - «мир, жизнь» лексемы род. В былинах судьба и жизнь понятия родственные.

«происхождение» (связь с обществом): Я ведь роду-ту, роду, да роду царского;

«сущность, природное свойство» (связь с природой): У нас Мишка-то роду торопливого.

Следует отметить, что слово род в былинах неоднозначно и чаще всего определяет в себе сразу несколько значений. Остановимся на некоторых их них.

Во многом архаические (родоплеменные) черты несет в себе сочетание род-племя: в эпосе сочетание род-племя употрeбляется наряду с сочетаниями отец-мать, а также со словами земля, имя, отчество. В понятие род-племя в былинах входят значения: «родина», «родители», «происхождение», «имя», «ряд поколений, принадлежность к роду, племени».

Какой ты земли, какой родины,

Да какого отца-матери,

Как тебя, молодца, да именем зовут.

Да какого ты роду-племени?

(Козарин)

То, что объединяет данные значения слова род, - это смысл «рождения», связь человека с чем-либо от рождения.

Источники

  1. Былины. - М., 1986.
  2. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. - Л., 1984.
  3. Свод русского фольклора. Былины: В 25 томах. - С-П., - М., 2001. - Т.1.
  4. Свод русского фольклора. Былины: В 25 томах. - С-П., - М., 2001. - Т.2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев А.Н. Народ-художник:Миф.Фольклор. Литература. - М., 1986.
  2. Колесов В.В. Человек в слове Древней Руси. - Л., 1986.
  3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1997.
  4. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистики. - М, 1995.
  5. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. - М., 1991.


УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА – НОВЫЙ СТАНДАРТ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА – НОВЫЙ СТАНДАРТ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ Совершенствование системы профессионального образования и профессиональной подготовки врачей является одной из актуальных проблем развития общества в настоящее время. Тенденция развития системы профессионального образования направлена на создание оптимальных условий для получения качественного образования, что способствует как реализации внутреннего потенциала студентов в процессе обучения, так и формированию удовлетворенности учебной деятельностью. Было проведено анкетирование студентов педиатрического факультета 1 курса после прохождения учебной пpaктики. Анкета была согласована с социологом и включала 15 вопросов. Было выявлено, что учебная пpaктика студентов 1 курса по общему уходу за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля позволяет повысить профессионально-пpaктическую подготовку обучающихся, необходимо уделить большее внимание освоению пpaктических навыков студентами, важно взаимодействие студентов с медицинским персоналом. ...

05 05 2024 1:48:26

КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Статья в формате PDF 130 KB...

27 04 2024 18:44:20

ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ Статья в формате PDF 496 KB...

13 04 2024 3:19:41

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВОЙ БАРОЧНОЙ МУЗЫКИ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВОЙ БАРОЧНОЙ МУЗЫКИ Статья в формате PDF 302 KB...

10 04 2024 20:36:53

Операционный стресс плода при кесаревом сечении

Операционный стресс плода при кесаревом сечении Статья в формате PDF 116 KB...

09 04 2024 12:27:53

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМАХ СРЫВА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АНТИГЕНАМ ПЛОДА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ИММУНОАЛЛЕРГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕСТОЗА СООБЩЕНИЕ I. РОЛЬ НАРУШЕНИЙ ИНВАЗИИ ТРОФОБЛАСТА В СТЕНКУ МАТКИ И НЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМАХ СРЫВА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АНТИГЕНАМ ПЛОДА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ИММУНОАЛЛЕРГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕСТОЗА СООБЩЕНИЕ I. РОЛЬ НАРУШЕНИЙ ИНВАЗИИ ТРОФОБЛАСТА В СТЕНКУ МАТКИ И НЕ Анализ данных литературы свидетельствует о том, что инициирующими патогенетическими факторами развития гестоза являются недостаточность инвазии трофобласта в стенку матки и неполноценность плацентации, то есть ограничение ее поверхностной плацентарной площадкой. Последнее обусловлено генетически детерминированными факторами, в частности, аномалиями структуры интегринов, приводящими к нарушению инвазии трофобласта в децидуальную оболочку матки, в том числе в маточно-плацентарные артерии. При этом в сосудах плаценты и субплацентарной зоны сохраняются мышечные элементы, реагирующие развитием спазма и ишемии на действие вазопрессорных нервных и гумopaльных влияний. ...

29 03 2024 1:13:15

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::