ЗНАЧЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ПИСЬМА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЗНАЧЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ПИСЬМА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ЗНАЧЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ПИСЬМА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Анчабадзе Н.А. Статья в формате PDF 142 KB История письменности неразрывно связана с историей народов. Именно степень развития письменности определяла, какие из народов могут стать цивилизациями, а какие сгинут в океане всемирной истории, не сумев сохранить и передать потомкам свое культурное наследие, не воздвигнув своего духовного храма.

Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно сравнить с умением добывать огонь или изобретением колеса. Становление письменности - сложный процесс, длившийся тысячелетиями. К слову сказать, славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.

Вначале было «слово», и только слово. Именно способность к произнесению звуков, наделенных смысловым содержанием, явилась тем фактором, который объединил человеческие существа и превратил их в человечество, а каждого в отдельности - в человека, индивида, личность. Слово было и остается первым и главным средством коммуникации между людьми, носителем информации и механизмом ее обмена.

Сразу за словом появилась необходимость в его фиксации. История человечества знает четыре эволюционных этапа изменения способа фиксации письма.

Первый, «докнигопечатный», этап охватывает те времена зарождения цивилизации, когда люди только учились фиксировать смысловое содержание слов. Самым первым и простым способом письма стало так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу), выполняемое при помощи, во всех отношениях «сподручного» инструмента - пальца.

В IV-III тысячелетиях до н.э. в Древнем Шумере, в Древнем Египте, а потом и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: «иеро» - «священный», «глифы» - «высеченный на камне». Текст, составленный иероглифами, выглядел как серия рисунков. Это письмо можно назвать: «пишу понятие» или «пишу идею» (отсюда научное название такого письма - «идеографическое»).

Несомненным достижением человечества стало слоговое письмо, на изобретение которого ушло целое тысячелетие. С каждым шагом на пути развития логического абстpaктного мышления человечества, происходило усовершенствование и видоизменение письменности. Сначала - это расчлeнение фразы на слова, затем - свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг - расчлeнение слова на слоги.

Завершающей стадией первого этапа упрощения и совершенствования письменности стало так называемое звуковое письмо, когда произошло разделение смысла символов на акустические «атомы» - буквы. Додуматься до такого простого и естественного способа оказалось сложнее всего. Но новый способ продемонстрировал неоспоримые преимущества. Нужно было запомнить лишь два-три десятка букв, а точность в воспроизведении речи на письме была несопоставима ни с каким другим способом.

В кратце хотелось бы рассмотреть понятие письма. В широком смысле письмо фиксирует общую артикулированность, члeнораздельность в функционировании психики и сознания. Эти два критерия являются общими условиями любого приобретаемого человеческого опыта. В узком классическом же смысле письмо предлагает расчлeнение потока речи на слова, звуки и буквы.

Если же рассматривать понятие письма через призму философии и его места в жизни известных философов, то Сократ вообще пренебрежительно относился к письму, прибегая к его услугам крайне редко, поскольку в его обществе всегда находился человек, записывающий сказанные им слова.

А Платон, в свою очередь, весьма низко оценивал функции письма, тpaктуя его как служебный инструмент языка, как всего лишь вспомогательную технику запоминания.

Руссо, в свою очередь, полагал, что от наличия или отсутствия письма у народа зависит положение культуры и языка. При этом письмо способно «восполнять и язык». Гегель обращал внимание на тесную связь письма и процесса чтения, поскольку в процессе чтения достигается видимость жизни письма.

Вторым, исторически значимым этапом, стало изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом в XV в. В те времена оплотами знаний являлись монастыри, где книги писались вручную, и доступ к ним имел ограниченный круг лиц, что не позволяло распространению знания приобрести массовый хаpaктер. Именно поэтому появление приспособления, позволявшего тиражировать книги, можно признать поистине революционным явлением. Книги не только способствовали обогащению людей знаниями, но и также позволяли накапливать эти знания. Несмотря на то, что библиотеки со свитками существовали еще в античные времена, изобретение Гуттенберга придало этому процессу совершенно другие масштабы. Возможность получения необходимого количества копий книги способствовала ее распространению по городам и странам - теперь конкретный мaнycкрипт можно было найти в разных местах.

Следующей ступенью развития системы фиксации письма явилось эволюционирование предыдущего этапа. Возраст его относительно мал и ведет отсчет с момента появления первых печатных машинок - тех приспособлений, которые позволили людям индивидуально подходить к тиражированию документов. Позже на их смену пришли персональные компьютеры с печатающими устройствами, которые позволяли любому желающему изготавливать то количество копий, которое ему требовалось. Более того, они-то и позволили человечеству войти в эпоху Интернета, зародившуюся несколько десятилетий назад. Именно она сделала возможным быстрый обмен информацией и ее распространению. Людям стала доступна пpaктически любая информация, поиск которой стал теперь занимать считанные минуты.

Прошли тысячелетия, и мы сегодня пишем и общаемся с помощью символов, именуемых «digit». Это понятие произошло от древнего греческого слова, которое обозначало «палец». И вот тут круг замыкается. Начавшись с пальца, которым на заре человеческой цивилизации рисовались первые рисунки и, претерпев многовековую эволюцию, письменность достигает своего апогея в развитии, вступив в эпоху цифровых технологий.

Растущие год от года нужды цивилизации требовали изобретения методов накопления, хранения, эффективного поиска информации, а также ее дистанционного обмена. Письмо позволило человеку задуматься о своем происхождении, стал возможным культурный и духовный обмен. Религия и философские учения становятся доступными пpaктически всем представителям человеческого рода. Это явилось причиной мощного взлета всех отраслей человеческих знаний.

Если говорить о нашем времени, то стало доступным создание программ, являющихся редакторами текстов и графики. Начались разработки систем перевода текстов, распознавания печатных текстов и рукописного письма. Однако на сегодняшний день, проблемой получения более совершенной системы распознавания являются слабые результаты исследования в области так называемого машинописного зрения. Это направление движется настолько медленно, что очень сильно тормозит развитие цифровой техники и систем сканирования.

В любом случае хотелось бы надеяться, что научно-технический прогресс не оставит эту проблему без решения. А, учитывая темпы его роста на протяжении последних лет, можно с уверенностью говорить, что уже в очень скором времени рукописное письмо и его компьютерный аналог, а, равно как и текстовое распознавание голоса, сольются воедино, образуя новую более совершенную систему коммуникации. Систему, которая в глобальном использовании позволит повысить эффективность общения между людьми и государствами, следствием чего будут являться укрепление экономических и политических отношений, взаимная интеграция культур и истории, толерантность межрелигиозного и межрасового общения.


Работа представлена на V Общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», Москва, 13-15 мая 2009 г. Поступила в редакцию 01.06.2009.


ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных хаpaктеристик для дeвyшек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу «Барьерный бег». ...

27 04 2024 22:47:32

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕЖНЕГО МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕЖНЕГО МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА Работа посвящена особенностям вегетативной регуляции сердечного ритма военнослужащих срочной службы в процессе прохождения воинской службы в зависимости от прежнего местожительства. Исследования показали, что у городских военнослужащих уровень напряжения регуляторных механизмов выше, чем у сельских. У городских военнослужащих адаптация к воинской службе протекает с большим напряжением регуляторных механизмов, за счет увеличения активности симпатического звена и субкортикальных уровней регуляции (высших вегетативных центров) наблюдаемое уже на середине и в конце прохождения воинской службы. Усиление степени централизации у них отмечалось уже в середине прохождения воинской службы, в то время как у сельских военнослужащих усиления отмечалось в конце службы. ...

20 04 2024 8:45:35

НОВАЯ ПАРАДИГМА ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ

НОВАЯ ПАРАДИГМА ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ Статья в формате PDF 154 KB...

19 04 2024 21:32:21

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ Статья в формате PDF 326 KB...

15 04 2024 2:21:56

АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛЕСА

АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛЕСА Статья в формате PDF 280 KB...

14 04 2024 21:20:25

МИЛЕВИЧ ТАМАРА ПАВЛОВНА

МИЛЕВИЧ ТАМАРА ПАВЛОВНА Статья в формате PDF 305 KB...

02 04 2024 17:44:53

АНАТОМИЯ УРЕТРОВЕЗИКАЛЬНОГО СЕГМЕНТА И ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У МУЖЧИН, ОТНОСЯЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ РАСАМ

АНАТОМИЯ УРЕТРОВЕЗИКАЛЬНОГО СЕГМЕНТА И ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У МУЖЧИН, ОТНОСЯЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ РАСАМ Проведено исследование 63 препаратов уретровезикального сегмента и предстательной железы мужчин первого зрелого периода, относящихся к различным расам: европеоидам и монголоидам. Результаты: 1. межмочеточниковая складка Мерсье, расстояние от внутреннего отверстия уретры до устья мочеточника, площадь треугольника Льето достоверно больше у монголоидов при отсутствии достоверной разницы показателей «уретрального» угла треугольника Льето. 2. уретровезикальный угол, длина супрамонтанной части простатического отдела уретры и длина всего простатического отдела уретры у монголоидов достоверно больше. 3. семенной бугорок у представителей монголоидной расы в 85,7% представлял собой утолщение центральной складки простатического отдела уретры, наличие простатической маточки не зарегистрировано ни в одном случае. Семенной бугорок представителей европеоидной расы был более выражен и представлял собой анатомическое образование бόльшими размерами, простатическая маточка зарегистрирована в 60% случаев. 4. общий объем простаты у европеоидов и монголоидов не отличался, однако, центральная ее доля у монголоидов достоверно больше, а переходная достоверно меньше. ...

26 03 2024 17:46:34

ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛАГЕНА В МЕДИЦИНСКИХ ЦЕЛЯХ

ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛАГЕНА В МЕДИЦИНСКИХ ЦЕЛЯХ Статья в формате PDF 254 KB...

24 03 2024 5:11:42

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::