БИОДЕСТРУКЦИЯ НЕКОТОРЫХ ЛИГНОСУЛЬФОНАТНЫХ БУРОВЫХ РЕАГЕНТОВ В ЖИДКОЙ СРЕДЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

БИОДЕСТРУКЦИЯ НЕКОТОРЫХ ЛИГНОСУЛЬФОНАТНЫХ БУРОВЫХ РЕАГЕНТОВ В ЖИДКОЙ СРЕДЕ

БИОДЕСТРУКЦИЯ НЕКОТОРЫХ ЛИГНОСУЛЬФОНАТНЫХ БУРОВЫХ РЕАГЕНТОВ В ЖИДКОЙ СРЕДЕ

Барахнина В.Б. Фахретдинова И.Ф. Ягафарова Г.Г. Статья в формате PDF 147 KB

При бурении скважин для регулирования основных параметров буровых растворов применяются реагенты на основе лигносульфонатов: КССБ-2М, ССБ, Spersene SF, Envirothin, IKLIG, IKLIG-1, IKLIG-2, Activator I, ФХЛС-М, ОКЗИЛ, ФХЛС, АЛС. Последний разработан НПП «Азимут» (г. Уфа), и в сочетании с ОКЗИЛ и ФХЛС входит в рецептуры буровых растворов в количестве 1-2% масс. При разработке нового бурового реагента наряду с технологическими хаpaктеристиками учитывают возможность его утилизации и биологического разложения при попадании в окружающую среду [1].

Целью данной работы явился сравнительный анализ биодеструкции лигносульфонатных понизителей вязкости (ФХЛС, ОКЗИЛ, АЛС) в жидкой среде ассоциацией микроорганизмов Pseudomonas putida ВКМ 1749 Д + Rhodococcus erythropolis АС 1339 Д + Fusarium sp. № 56.

ФХЛС (феррохромлигносульфонат) производят из целлюлозной пульпы древесины. ПДК в водоемах рыбохозяйственного назначения составляет 30 мг/л [1]. Это порошок коричневого цвета, хорошо растворяющийся в воде (рН = 4-4,5).

ОКЗИЛ (окисленный и хромзамещенный лигносульфонат) - порошок зеленовато-коричневого цвета, устойчив в широком диапазоне температур (20-200°С). ПДКОКЗИЛ в водоемах рыбохозяйственного назначения - 10 мг/л [1]. ФХЛС и ОКЗИЛ относятся к 3-му классу опасности [1].

АЛС (акрилатный лигносульфонат) - порошок коричневого цвета, применяется для улучшения свойств буровых глинистых растворов в отношении их вязкости, водоотдачи и термостойкости, с целью предотвращения осложнений при бурении скважин. В настоящее время ПДКАЛС и класс опасности не установлены.

Рис. 1. Количество микроорганизмов в среде с ФХЛС, ОКЗИЛ, АЛС 1 % масс.

Рис. 2. Снижение БПК5

Для сравнительного анализа биостойкости проводили культивирование ассоциации Pseudomonas putida ВКМ 1749 Д + Rhodococcus erythropolis АС 1339 Д + Fusarium sp. № 56 в полной минеральной среде Маккланга [2] с добавлением в качестве единственного источника углерода и энергии исследуемых реагентов в 1% масс. В качестве источника факторов роста добавляли дрожжевой автолизат в концентрации 0,01 % масс. Контролем служила среда без внесения микроорганизмов.

О биодеструкции косвенно судили по приросту гетеротрофных микроорганизмов [2], изменению БПК и рН среды. БПК определяли йодометрическим методом [3]. рН измеряли на иономере И-500 («Аквилон»). При культивировании ассоциации в среде с ФХЛС и ОКЗИЛ произошло увеличение гетеротрофных микроорганизмов на 1 порядок, тогда как в опыте с АЛС на 2 порядка (рис. 1). Установлено, что в опыте с ФХЛС и ОКЗИЛ снижение БПК через 9 суток составило 17 и 18% соответственно, а в опыте с АЛС снижение БПК достигло 45% (рис. 2).

Таким образом, из исследованных буровых реагентов наиболее биостойкими являются ФХЛС и ОКЗИЛ, по-видимому, из-за наличия в их составе ионов хрома.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Рязанов Я.А. Энциклопедия по буровым растворам. - Оренбург: Летопись, 2005. - 664 с.
  2. Егорова М.А., Нетрусов А.И. Пpaктикум по микробиологии. Учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 608 с.
  3. Лурье Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. - М .: Химия, 1984. - 448 с.


РЕШЕНИЕ IV СЕССИИ РАЕ

РЕШЕНИЕ IV СЕССИИ РАЕ Статья в формате PDF 65 KB...

02 05 2024 12:21:18

СОСТАВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ЛАГРАНЖА I РОДА

СОСТАВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ЛАГРАНЖА I РОДА Статья в формате PDF 834 KB...

01 05 2024 5:38:46

СИНДРОМ ЖИЛЬБЕРА

СИНДРОМ ЖИЛЬБЕРА Статья в формате PDF 300 KB...

29 04 2024 7:35:14

ГЛУЩЕНКО ЛЮДМИЛА ФЁДОРОВНА

ГЛУЩЕНКО ЛЮДМИЛА ФЁДОРОВНА Статья в формате PDF 175 KB...

26 04 2024 11:55:53

ГЕЛИОКЛИМАТОЛОГИЯ: ВНЕЗЕМНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗЕМНОГО КЛИМАТА

ГЕЛИОКЛИМАТОЛОГИЯ: ВНЕЗЕМНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗЕМНОГО КЛИМАТА Проведен анализ поведения 380-летних изменений солнечной активности, температуры, осадков, солнечной радиации, штормистости и СО2. Обнаружена тенденция совпадения всех процессов на ветви роста 400-летних изменений. Показано, что основным фактором климатических изменений на Земле является солнечная активность. Для дальнейших сценариев существования человечества в обозримой перспективе, уже не так важно, что лежит в основе глобального повышения температуры, CO2, осадков … Теперь важно искать пути, как снизить риски глобальных климатических изменений на природу, биосферу и экономику. Важно также оценить факторы положительные экономического развития мирового сообщества в целом и России, в частности, вызванные этими изменениями. Показано, что своевременное отслеживание и прогнозирование изменения активности Солнца и вызванных ею земных явлений позволяют снижать экономические риски и выpaбатывать оптимальную стратегию для предотвращения природных катастроф. ...

20 04 2024 16:53:56

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ. КВАЗИРЕЧЕВОЙ ДИАЛОГ В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ. КВАЗИРЕЧЕВОЙ ДИАЛОГ В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ Выделены навыки социальной коммуникации, необходимые для успешного освоения химических дисциплин. Предложен один из путей снятия напряженности в процессе общения преподавателя и студента - виртуальный письменный диалог, реализованный в виде учебного пособия. Используемые в пособии методические приемы позволяют наиболее полно сформировать необходимый инструментарий познания: (логические операции + социальная коммуникация) → понимание → знание. ...

16 04 2024 6:24:13

ВИДОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧИНОК RANA ARVALIS И RANA TEMPORARIA ПРИ СОВМЕСТНОМ ОБИТАНИИ

ВИДОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧИНОК RANA ARVALIS И RANA TEMPORARIA ПРИ СОВМЕСТНОМ ОБИТАНИИ Проведено исследование экологических ниш двух видов бурых лягушек при совместном обитании на водоемах. В период скопления на кладках у R. temporaria идет отбор крупных особей, ускоренно развивающихся за счет питания мелкими собратьями. R. arvalis – скоплений не образуют и являются типичными детритофагами. Успех роста и развития первого вида зависит от облигатного каинизма и нeкpoфагии. При отсутствии такой возможности питание схоже с питанием личинок R. arvalis. Выявлены различия в поведении личинок при появлении опасности. Крупные личинки R. temporaria, уходят на глубину, мелкие - мимикрируют под цвет грунта и становятся малоподвижными. Личинки R. arvalis не имеют маскировочной окраски, при возникновении опасности зарываются в грунт или прячутся в укрытиях. ...

13 04 2024 18:10:53

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 239 KB...

11 04 2024 8:50:50

О ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ

О ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ В статье описаны связи между общественными науками и математикой. Приведены рекомендации о преподавании математики для студентов-гуманитариев. Библиогр. 4 назв. ...

01 04 2024 6:47:37

РАЗМЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ЧИСТЫХ МЕТАЛЛОВ

РАЗМЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ЧИСТЫХ МЕТАЛЛОВ В работе для 55 элементов периодической системы рассчитаны поверхностное натяжение, критический радиус и постоянная Толмена. Для металлов с низкой температурой плавления величина поверхностного натяжения составляет доли Дж/м2, а для тугоплавких – единицы Дж/м2. Критический радиус d хаpaктеризует внутренние размерные эффекты и не превышает 10 нм для исследованных металлов. ...

30 03 2024 4:58:32

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Статья в формате PDF 182 KB...

28 03 2024 9:42:55

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::