НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И Н. УЛЬЯНОВА И СОВРЕМЕННОСТЬ (монография)
Книга прослеживает основные вехи жизни и деятельности педагога-демократа второй половины Х1Х в, инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова, его педагогические взгляды и пpaктическую учительскую и административно-инспекторскую работу, раскрывает его роль в просвещении народов Поволжья, поднимает проблемы творческого использования его научно-педагогического наследия в условиях нынешней рыночной экономики.
Книга состоит из введения, шести глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во введении (С. 3-15) раскрыты актуальность темы, ее научная новизна и пpaктическая значимость.
В первой главе «Историография проблемы и анализ источников» (С. 16-51) проанализированы опубликованные воспоминания члeнов семьи Ульяновых, монографии, сборники статей, журнальные и газетные статьи исследователей-«ульяноведов», сборники документов, архивные источники, в комплексе позволяющие дать общее представление по поднятой теме. Много внимания уделено материалам музеев, связанных с жизнью и деятельностью педагога-демократа.
Во второй главе «Состояние просвещения и педагогической мысли России к середине Х1Х в.» (С. 52-76) выделены два подраздела (параграфа) : «Школьное образование», «Педагогические воззрения дореформенной и пореформенной эпохи». Показано состояние школьного образования накануне буржуазных реформ 1860-1870-х гг. и развитие педагогической мысли, роль К. Д. Ушинского в формировании демократических взглядов в сфере просвещения и воспитания в пpaктической работе Н.А. Корфа, Н.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, И.Н. Ульянова, И.Я. Яковлева и других педагогов-пpaктиков пореформенного периода. Подняты дискуссионные вопросы по содержанию школьных программ, методам и приемам преподавания.
В третьей главе «Истоки формирования мировоззрения и педагогической культуры И.Н. Ульянова» (С. 77-111) выделены 4 параграфа: 1. Детские и гимназические годы в Астpaxaни; 2. Студенчество И. Н. Ульянова в Казани; 3. Учительская деятельность в Пензе; 4. Работа в учебных заведениях Нижнего Новгорода. В них прослеживается путь выходца из мещанского сословия, благодаря исключительному трудолюбию и упорству, а также помощи со стороны прогрессивных педагогов окончившего Астpaxaнскую гимназию и Казанский университет, а затем в течение 14 лет трудившегося в качестве рядового учителя в Пензе и Нижнем Новгороде. Показано, что путь этот не был легким и гладким, поскольку выходцу из трудового народа, ставшему позднее чиновником высокого ранга, в условиях консервативного окружения приходилось отстаивать свою демократическую позицию в процессе обучения детей «вчерашних рабов», недавно освободившихся от крепостнической зависимости.
Четвертая глава «Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова в Симбирской губернии» (С. 112-175) состоит из 5 параграфов: 1. Организация инспекторской и управленческой работы в крае; 2 Упорядочение сети и совершенствование работы школ; 3. Подготовка и переподготовка учительских кадров через курсы и съезды; 4. Порецкая учительская семинария - кузница подготовки учителей-«ульяновцев»; 5. И.Н. Ульянов в судьбе Симбирской чувашской школы - центра подготовки чувашских учителей. Приведено много фактов из конкретной деятельности инспектора (1869-1874) и директора (1874-1886) народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова, а также его сослуживцев и единомышленников, в частности И.Я. Яковлева.
Пятая глава «Научно-педагогические взгляды и идеи И.Н. Ульянова в действии» (С. 176-231) состоит из 6 параграфов: 1. Проявление материалистических взглядов педагога-демократа; 2. Претворение в жизнь принципов обучающей и воспитывающей народной школы; 3, Идея национальной школы в педагогической системе И.Н. Ульянова; 4. Внешкольное образование; 5. Благотворительная деятельность педагога-демократа; 6. Семейная педагогика Ульяновых. В этих параграфах раскрывается кредо педагогических идей И.Н. Ульянова.
Шестая глава «Судьба научно-педагогического наследия И.Н. Ульянова и современность» (С. 232-290) состоит из 5 параграфов: 1. Судьба школ, открытых и инспектируемых И.Н. Ульяновым; 2. Ульяновские традиции в учебных заведениях, носящих его имя; 3. Вузы им. И. Н. Ульянова; 4. Образ И.Н. Ульянова в художественной литературе и искусстве; 5. И. Н. Ульянов и современная музейная педагогика. Материалы данной главы увязывают содержание предыдущих глав с современными проблемами, побуждают к критическому использованию того положительного и прогрессивного, что делал в свое время И.Н. Ульянов вместе со своими единомышленниками и последователями.
В заключении (С. 291-294) подведены итоги исследования в виде 10 пунктов.
Список источников и литературы (С.295-369) представляет собой собрание названий почти всех названий, опубликованных по данной теме. Он имеет подзаголовки : Опубликованные источники; Неопубликованные источники (Архивы. Музеи. Периодическая печать (Журналы; Газеты); Литература (Монографии, брошюры, сборники статей, учебники); Статьи из журналов и сборников; Газетные статьи; Диссертации и авторефераты диссертаций; Материалы из Интернета; Справочные издания).
Приложения (С. 279-386) включают в себя : Формулярный список И.Н. Ульянова; Количество народных училищ в Симбирской губернии в 1867 г.; Число учебных заведений и учащихся в Симбирской губернии в 1885 г.; Источники содержания начальных народных училищ в 1872 и 1881 гг. (в руб.); Количество народных училищ и зданий вСимбирской губернии, открытых и построенных по инициативе и помощи И.Н. Ульянова; Распределение первого выпуска из Порецкой учительской семинарии в 1872 г.; Проект правил педагогических курсов для учителей и учительниц начальных народных училищ; Учебный план Симбирской чувашской школы (с указанием количества часов в неделю); Из инспекторской деятельности И. Н. Ульянова в первой половине 1884 г.; Список сохранившихся к 1887 г. школьных зданий Ульяновской области, связанных с инспекторской деятельностью И.Н. Ульянова; Сведения о трудоустройстве выпускников Порецкой школы-интерната 1996/97 учебного года; Важнейшие события из истории Ходарской средней школы им. И.Н. Ульянова; Перечень специальностей, по которым осуществлялся набор студентов в Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова в 2007 г.; Программа спецкурса «Семья Ульяновых и культура народов Поволжья» для студентов 2-го курса исторического факультета ЧГУ им. И. Н. Ульянова. Составитель профессор Т.С. Сергеев. Данный курс читался студентам исторического факультета ЧГУ им. ИН. Ульянова в 1971-1991 гг.
Автору аннотируемой монографии принадлежат более 40 научных публикаций (монографий, брошюр, учебных пособий, журнальных и газетных статей, указателей литературы) по данной теме. Он является создателем и научным руководителем музея И.Н. Ульянова при Чувашском госуниверситете им. И.Н Ульянова в 1971-2000 гг.
Статья в формате PDF 186 KB...
27 04 2024 21:42:14
Статья в формате PDF 116 KB...
26 04 2024 23:28:31
Статья в формате PDF 114 KB...
25 04 2024 6:21:46
Статья в формате PDF 131 KB...
22 04 2024 4:27:10
Статья в формате PDF 137 KB...
21 04 2024 15:19:52
Изучено влияние трaнcкраниальной электростимуляции на слизистую оболочку желудка. Выделяемые при этом воздействии эндогенные нейропептиды влияют на морфометрические параметры слизистой и на темп синтеза эпителиоцитами муцинов. При интактной слизистой наблюдается эффект гиперплазии ее с увеличением в составе желез мукоцитов. В условиях нарушения статуса слизистой желудка введением цистеамина действие трaнcкраниальной стимуляции прослеживается в увеличении факторов резистентности слизистой. ...
20 04 2024 1:29:37
Статья в формате PDF 113 KB...
19 04 2024 12:37:11
Статья в формате PDF 101 KB...
18 04 2024 11:47:19
Статья в формате PDF 241 KB...
17 04 2024 1:29:50
Статья в формате PDF 106 KB...
16 04 2024 2:44:54
Статья в формате PDF 255 KB...
15 04 2024 21:33:43
Статья в формате PDF 125 KB...
14 04 2024 13:26:56
Статья в формате PDF 113 KB...
12 04 2024 23:37:50
10 04 2024 2:55:27
Статья в формате PDF 122 KB...
09 04 2024 3:47:19
Статья в формате PDF 130 KB...
08 04 2024 23:12:20
Статья в формате PDF 802 KB...
07 04 2024 0:38:53
Статья в формате PDF 297 KB...
06 04 2024 11:43:39
На 30 беспородных крысах-самцах моделировалась хроническая алкогольная интоксикация и однократный приём алкоголя. Исследовалась слизистая оболочка полости носа крысы, которая окрашивалась толуидиновым-синим. Выявлено, что тучные клетки, как регуляторы местного гомеостаза реагируют на однократный и многократный приём алкоголя изменением количества клеток, величины профильного поля, коэффициента дегрануляции. Между этими изменениями выявлена коррелятивная связь. ...
05 04 2024 22:15:19
Статья в формате PDF 163 KB...
04 04 2024 8:26:42
Статья в формате PDF 115 KB...
03 04 2024 1:52:29
Статья в формате PDF 420 KB...
02 04 2024 13:26:14
Статья в формате PDF 111 KB...
01 04 2024 22:29:32
Работу вычисляют по формуле: dA=FdS или A=FS. Но эта формула применима только для силы вызывающей изменение кинетической энергии тела. Для других сил (трения, упругой деформации, центростремительных) работу нужно вычислять по формуле: , где - импульс силы. ...
31 03 2024 15:24:23
Статья в формате PDF 214 KB...
29 03 2024 19:26:16
Статья в формате PDF 243 KB...
28 03 2024 4:50:27
Экспериментальные исследования на участке распространения пород ледового комплекса выявили увеличение глубины сезонного протаивания и повышение температуры грунтов на прилегающей к железной дороге просеке. Установлено поднятие верхней границы многолетнемерзлых пород под высокой насыпью и низкой насыпью с теплоизолирующим материалом, отсыпанных в зимний сезон. Отмечено формирование чаши протаивания при отсыпке нулевой насыпи в теплый период с удалением сезонноталого слоя в её основания. Предложены мероприятия обеспечивающие устойчивость земляного полотна. ...
27 03 2024 18:48:10
Статья в формате PDF 238 KB...
26 03 2024 16:13:28
Статья в формате PDF 125 KB...
25 03 2024 8:18:20
Статья в формате PDF 106 KB...
23 03 2024 11:53:37
Статья в формате PDF 116 KB...
22 03 2024 14:15:39
Статья в формате PDF 105 KB...
21 03 2024 9:14:49
Приведены данные по поведению золота в расплавах различной кремнекислотности. На основании авторских данных и других исследователей намечен основной термодинамический и петрологический механизм поведения золота в расплавах. Установлена важная роль смены режима окисленности – восстановленности расплавов. Отмечена роль коэффициента разделения элементов при эволюции и фpaкционировании расплавов. Более предпочтительна ассоциация крупных месторождений золота с восстановленными магмами, сформировавшимися в процессе контаминации углеродистым коровым материалом родоначальных мантийных базальтоидных магм. ...
20 03 2024 22:57:33
Статья в формате PDF 300 KB...
19 03 2024 1:43:58
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::