ПРОБЛЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОБЛЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

ПРОБЛЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Бондарь С.Б. Мещеряков А.В. Статья в формате PDF 139 KB

В образовании и образовательной деятельности укоренилось представление о физической культуре, как о дисциплине, призванной решать второстепенные, преимущественно рекреативные задачи общего и профессионального образования. Часто недооценивается или игнорируется интегральная и социально значимая роль физической культуры в подготовке специалистов. Однако совокупность основных общекультурных, мировоззренческих, духовных ценностей и функций, которыми обладает физическая культура, как показывает пpaктика, может быть дидактически реализована и играть существенную роль в жизни и развитии личности студента только при наличии внутренне сформированных основ мотивации и возможности их пpaктической реализации в области физической культуры. Образованность в данной области знаний может рассматриваться как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, связанных с применением специальных средств, методов и технологий целенаправленного физического, интеллектуального и общекультурного совершенствования личности, а также способности передавать (ретрaнcлировать) полученные знания как социально значимую ценность (В.Н. Соловьев, 2008 и др.).

В процессе проведения академических занятий в университете студенты соприкасаются с теми явлениями и процессами, которые являются содержанием базового понятия дисциплины. Данный предмет относится к обязательным, фундаментальным дисциплинам учебного плана всех факультетов государственного высшего образования. При этом каждый вуз, в лице кафедры физической культуры, должен реально способствовать процессу физического воспитания будущего специалиста и формированию его личной физической культуры.

Научно-теоретические представления об образовании в области физической культуры послужили основой для проведения комплексных медико-биологических и педагогических исследований по совершенствованию учебного процесса по физической культуре студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, отнесённых к специальной медицинской группе (СМГ).

У студентов СМГ в возрасте 17-21 года (116 юношей и 152 дeвyшки - экспериментальная, 26 юношей и 43 дeвyшки- контрольная группы) изучалась операционная мыслительная деятельность по общепринятой методике (Бурдон, Спичак, И.Б. Берхин, А.И. Абраменко, Р.С. Немов) на академических занятиях по разработанной нами программе: с дозированной физической нагрузкой различного хаpaктера - первый блок и различной интенсивностью - второй блок. В качестве контроля различных педагогических и физиологических показателей регистрировались: функции гемодинамики - пальпаторно и электрокардиографически; центральной нервной системы - хронорефлексометром (патент на полезную модель №80740 от 21.07.2008г). Дополнительно использовалось более 28 функциональных проб и тестов оценки функций систем кровообращения, внешнего дыхания, вегетативной нервной системы (по А.Г. Дембо, А.А. Виру, В.Л. Карпману, Н.Д. Граевской, А.Г. Вербину, И.В. Аулику и др.). В начале и конце каждого семестра, студенты опытной и контрольных групп выполняли тесты по оценке изменений базовой и общефизической подготовки, функциональному состоянию, уровню психо-эмоциональных изменений. Динамические изменения комплексных показателей оценивались по таблице оценки уровня состояния здоровья в баллах (С.Б. Бондарь, 2004). По результатам сдачи экзаменационной сессии оценивалась успеваемость.

Результаты анализа первого и второго блока работы подтверждают возможности использования адаптированных занятий различного хаpaктера и интенсивности физической нагрузки у студентов СМГ не только для повышения общей физической работоспособности, восстановления нарушенных функций и систем организма, но также для совершенствования операционной мыслительной деятельности и умственной работоспособности.

В частности, использование научно обоснованной, классической системы йоги Б.К.С. Айенгара, по методике В.С. Бойко (1990-2001) в учебных занятиях существенно и достоверно повышает операционную мыслительную деятельность, улучшает функции вегетативной и центральной нервной систем, общее психо-эмоциональное состояние организма студентов (Р < 0.01).

Впервые установлена парадоксальная зависимость между величиной предложенной физической нагрузки и количеством правильно выполненных операционных действий на занятиях с использованием элементов классической йоги. С увеличением физической нагрузки количество и качество мыслительных операций увеличивается и улучшается, что не наблюдается после общепринятых учебных занятиях. Различия достоверны (Р < 0.01).

Изменения изученных физиологических показателей у студентов СМГ неоднозначны. Наиболее благоприятные изменения установлены у студентов с нарушениями функций кардио-респираторной, моче-пoлoвoй, пищеварительной систем. Менее благоприятные - у лиц с нарушениями функций опopно-двигательного аппарата, обменных процессов, остаточных явлений ДЦП, ЧМТ, неврозами различной этиологии, недостаточной общей функциональной и физической подготовленностью и органов зрения.

Полученные нами данные позволяют сделать вывод о реальной возможности использования в учебном процессе со студентами СМГ системы классической йоги. Это будет объективно способствовать эффективному восстановлению синергически взаимосвязанных основных функциональных систем организма данных лиц, улучшению их умственной работоспособности, повышению интереса к занятиям, улучшению здоровья, более высокой профессиональной подготовленности и общей культуры выпускников вузов.

Задачей третьего блока исследования было: опытным путем установить наиболее эффективные, адекватные методы и приемы психорегуляции, релаксации, способствующие повышению и совершенствованию психо-эмоционального состояния, умственной работоспособности студентов опытной группы; определить индивидуально значимые особенности психорегуляции и релаксации студентов до и после проведения стандартного, общепринятого и нетрадиционного, психорегулирующего воздействия.

С этой целью было изучено четыре режима психорегуляции на основные функциональные показатели организма студентов СМГ: 1 - пассивный режим расслабления (ПРР); 2 - аудиальный режим расслабления (П.И. Чайковский, фрагменты «Времена года», шум дождя, звуки весеннего леса, шум прибоя; С. Рахманинов, фортепьянный концерт № 2 и т.д.) - АРР; 3 - вербально-аудиальный режим расслабления - ВАРР (методики В.С. Бойко, В.Л. Леви, Г.С. Беляева); двигательно-пассивный режим расслабления (ДПРР) по разработанной нами программе.

В каждом режиме расслабления исследовались следующие варианты академических занятий: с использованием бега в режиме ПАНО; с элементами спортивных игр; медитативного бега; по общефизической подготовке; использованием комплекса «Сурья Намаскара» - «Навстречу Солнцу» и оздоровительных комплексов № 1, 2 В.С. Бойко; контрольный урок.

Нами установлено, что ЧСС составляла до начала занятий 83.3±1.44 уд/мин. Физические нагрузки различного хаpaктера достоверно повышают показатели ЧСС до 131.5±1.4 уд/мин (медитативный бег); 169.5±2.3 уд/мин (занятия спортивными играми). После выполнения режимов релаксации, ЧСС существенно снижается до 90.1±2.31 уд/мин (занятия спортивными играми) и до 68.5±1.04 уд/мин (занятия классической йогой). Наиболее существенный пророст ЧСС на занятиях спортивными играми и общефизической подготовкой объясняется активным включением в работу, прежде всего, симпато-адреналовой системы, выбросом надпочечниками в кровь «гормонов действия», обеспечивающих высокий уровень эмоциональных проявлений функций центральной нервной системы и опopно-двигательного аппарата. Существенно «сниженная» активность показателей сердечно-сосудистой системы после выполнения комплексов асан йогов объясняется методическими особенностями проведения занятий: условия спортивного зала, внутренняя концентрация, спокойные, плавные движения, отсутствие эмоциональных воздействий, алертность при выполнении физических нагрузок и т.д.

Изменения показателей индекса напряжения миокарда (ИНМ), или «двойного произведения» (З.Б. Белоцерковский, с соавт., 2000 и др.) позволяют косвенно судить о состоянии обменных процессов в миокарде, кислород-трaнcпортной активности, адаптации организма к действию физических нагрузок и т.д. (В.Л. Карпман, 1988; К.В. Судаков, 1999 и др.). Исходные показатели ИНМ составляют 10.02±
0.27 у.е (занятия спортивными играми, режим релаксации - ПРР) - 10.91±0.34 у.е , (различия не достоверны, Р>0,05). После предложенных физических нагрузок показатели ИНМ изменяются в зависимости от вида нагрузок и режима релаксации. В частности, на занятиях медитативным бегом, общефизической подготовки, выполнения комплекса асан при ВАРР, значения ИНМ снижаются на 2.4÷18,0% и недостоверно повышаются на занятиях спортивными играми и контрольном уроке (Р < 0.05).

Представляет определенный интерес хаpaктер изменений показателей гемодинамики и хронорефлексометрии (скрытого периода моторной реакции - СПМР) в зависимости от режима релаксации. Анализ изменений показателей среднего АД (Ср.АД) и СПМР при разных режимах релаксации позволил установить следующее: а) наиболее благоприятные изменения Ср.АД и СПМР произошли на занятиях с использованием оздоровительной йоги и медитативного бега при вербально-аудиальном режиме расслабления (ВАРР) - снижение Ср.АД и СПМР на 7.4 - 11.6% и СПМР - на 8.6 - 11.5% соответственно; б) двигательно - пассивный и пассивный режимы релаксации (ДПРР и ПРР) также способствуют восстановлению функций кровообращения и центральной нервной системы, но уступают аналогичным данным, полученным после проведения ВАРР и АРР (Р<0.05).

Анализ электрокардиографических (ЭКГ) изменений у студентов опытной группы показал положительную динамику изменений зубцов и интервалов ЭКГ при всех режимах релаксации. Различия недостоверны (Р >0.05). Обращает на себя внимание более значимые изменения показателей комплекса QRS и зубцов T в III и VI отведениях после занятий оздоровительной йогой, медитативным бегом и общефизической подготовкой после ВАРР и ДПРР (Р < 0.05).

Проведенный в конце экспериментального исследования анализ академической успеваемости за учебный год позволил выявить существенное улучшение сдачи экзаменационной сессии у студентов опытной группы, в среднем, на 0.67 ± 0.07 балла или на 17.9%.

Выводы.

1. Экспериментально установлены различные виды академических занятий, методы психорегуляции и психорелаксации, оказывающие направленное, положительное воздействие на функции центральной нервной системы, операционную мыслительную деятельность студентов, имеющих различные отклонения и нарушения в состоянии здоровья.

2. Впервые выявлена реальная возможность прямого и непосредственного воздействия академических занятий по физической культуре в вузе на психо-эмоциональное состояние, умственную работоспособность, способствующих восстановлению основных функциональных показателей и состояния здоровья студентов специальных медицинских групп.

3. Такими учебными занятиями являются: бег в аэробном режиме при ЧСС 118-130 уд/мин и продолжительностью 25-30 мин для юношей, 20-25 мин - для дeвyшек; занятия по общефизической (базовой) подготовке на открытом воздухе; медитативный бег с элементами силовой подготовки; комплексы классической йоги № 1, 2 (В.С. Бойко, 1998, 2001) и «Сурья Намаскара».

4. Наиболее эффективными средствами релаксации в заключительной части занятий для студентов СМГ являются: вербально-аудиальный, аудиальный.

5. Впервые выявлены синергически детерминированные возможности взаимодействия в учебном процессе высшей школы системы занятий по физической культуре и специальных теоретических дисциплин, объективно способствующих существенному и достоверному повышению умственной работоспособности и повышению качества учебного процесса в вузе.



ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ НАНОМАТЕРИАЛОВ И НАНОТЕХНОЛОГИЙ В ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ НАНОМАТЕРИАЛОВ И НАНОТЕХНОЛОГИЙ В ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Дана оценка современным физико-химическим методам исследования для контроля, сертификации и гигиенической оценке безопасности нономатариалов. Разработаны методики определения ряда тяжелых металлов в биологических средах, которые утверждены МЗ РФ и Роспотребнадзором РФ и могут быть использованы для оценки безопасности наноматериалов. ...

24 04 2024 3:29:53

ПЛАЦЕНТАРНАЯ ЩЕЛОЧНАЯ ФОСФАТАЗА – МАРКЕР ЭМБРИОНАЛЬНЫХ И МАЛИГНИЗИРОВАННЫХ ТКАНЕЙ

ПЛАЦЕНТАРНАЯ ЩЕЛОЧНАЯ ФОСФАТАЗА – МАРКЕР ЭМБРИОНАЛЬНЫХ И МАЛИГНИЗИРОВАННЫХ ТКАНЕЙ Плацентарную щелочную фосфатазу (ПЩФ) относят к белкам, ассоциированным с беременностью и опухолевым ростом. ПЩФ образуется в плаценте и фетальных тканях, в крови беременных женщин выявляется с 10–14 недель в количестве от 1,0 до 40,0 Ед/л, сохраняясь в кровотоке после родов в течение 10–14 дней. ПЩФ является маркёром герминогенных опухолей, обнаруживается в биологических жидкостях, эпителиальных клетках, фибробластах стромы и эндотелии новообразующихся сосудов опухолевой ткани при paке лёгкого и других органов, что следует учитывать при назначении лечения. ...

21 04 2024 0:58:44

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ (монография)

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ (монография) Статья в формате PDF 102 KB...

19 04 2024 3:54:42

«ЦВЕТНЫЕ» СИМПТОМЫ В ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ

«ЦВЕТНЫЕ» СИМПТОМЫ В ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ Статья в формате PDF 173 KB...

17 04 2024 15:53:56

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ТВОРОГА

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ТВОРОГА Статья в формате PDF 139 KB...

16 04 2024 18:28:15

ЭФФЕКТИВНА ЛИ ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ?

ЭФФЕКТИВНА ЛИ ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ? Статья в формате PDF 223 KB...

14 04 2024 20:14:27

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

07 04 2024 19:50:50

ИКСОДОВЫЕ КЛЕЩИ И ЖИВОТНОВОДСТВО КУЗБАССА

ИКСОДОВЫЕ КЛЕЩИ И ЖИВОТНОВОДСТВО КУЗБАССА Статья в формате PDF 117 KB...

28 03 2024 17:25:18

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДИАГОНАЛЬНОЙ СЕГМЕНТАРНОЙ АМПЛИТУДОМЕТРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДИАГОНАЛЬНОЙ СЕГМЕНТАРНОЙ АМПЛИТУДОМЕТРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ Методика диагональной сегментарной амплитудометрии, заключающаяся в регистрации амплитуды колебаний активного и реактивного сопротивления тканей человеческого организма, широко используемая в медицинской пpaктике, начинает применяться в спорте для контроля за функциональным состоянием спортсменов в различные периоды учебно-тренировочного процесса. Результаты, полученные данным методом, показывают, что различия в проводимости тканей определяются видом спорта, а также квалификацией спортсменов. Проводимость тканей более устойчива в подготовительный период по сравнению с соревновательным. Суммарная нестабильность проводимости тканей выше на соревнованиях более высокого уровня. ...

26 03 2024 8:35:30

ИСПЫТАНИЕ РАСТУЩЕГО ДЕРЕВА

ИСПЫТАНИЕ РАСТУЩЕГО ДЕРЕВА По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...

23 03 2024 17:28:43

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::