СТРОЕНИЕ ХРУСТАЛИКА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА
В качестве диоптрического аппарата глаза он воспроизводит на поверхности сетчатки уменьшенную и перевернутую картину рассматриваемого предмета. В то же время хрусталик является для сетчатки световым светофильтром, пpeдoxpaняющим ее от вредных для нее коротковолновых световых лучей. Абсорбируя в существенной мере синие и фиолетовые лучи, хрусталик помогает уменьшать в глазу хроматичнеские аберрации, превращающие края изображения в цветные.
Помутнения хрусталика, или катаpaкта, возникают вследствие ряда причин. Разработанные методы хирургического лечения не всегда приводят к восстановлению зрения. Поэтому одним из актуальных вопросов офтальмологии является разработка неинвазивных методов лечения катаpaкты, для чего необходимы исчерпывающие данные о морфологических особенностях хрусталика и его взаимодействии с окружающими структурами. Это послужило основанием для обоснования цели нашего исследования.
Нами изучены глаза человека в возрасте от 30 до 60 лет с помоцью морфологических методов исследования.
Установлено, что хрусталик состоит: 1) из собственного вещества хрусталика, образованного длинными шестигранными волокнами с двумя широкими и четырьмя узкими поверхностями; 2) из окружающей его эластической капсулы или сумки хрусталика; 3) из эпителия хрусталика, расположенного субкапсулярно на передней поверхности органа и состоящего из одного слоя кубических или плоских клеток. Эпителий покрывает лишь внутреннюю поверхность передней капсулы, поэтому носит название эпителия передней сумки. Клетки его имеют шестиугольную форму. У экватора клетки приобретают вытянутую форму и превращаются в хрусталиковые волокна. Образование волокон совершается в течение всей жизни, что приводит к увеличению хрусталика. Однако чрезмерного увеличения хрусталика не происходит, так как центральные, более старые волокна, теряют воду, уплотняются и постепенно в центре образуют компактное ядро. Плазматическая мембрана клеток содержит поры, облегчающие прохождение через них питательных веществ. Ядро окружено двухконтурной мембраной с порами. Наружный ее слой является продолжением эндоплазматического ретикулума. В цитоплазме присутствуют многочисленные рибосомы, митохондрии небольшого размера и обычного строения, элементы комплекса Гольджи, плотные лизосомы. Видны пиноцитозные вакуоли, центриоли, микротрубочки. Помимо актина в эпителиальных клетках хрусталика человека обнаружены тубулин и виметин.
Функция эпителия хрусталика заключается в волокнообразовании. Дифференцировка клеток морфологически выражается в прогрессирующем удлинении клеток, основания которых смещаются к экватору на заднюю капсулу, а вершины растут кпереди от экватора по направлению к переднему полюсу. Поэтому волокнообразующий эпителий переходит непосредственно в более молодые волокна хрусталика, причем синтез в хрусталиковых волокнах осуществляется преимущественно на основе диплоидной организации их ядер.
Центральная, более плотная часть хрусталика - его ядро - состоит из меридионально расположенных волокон с зазубренными краями и лишенных ядер. Волокна, составляющие более мягкую периферическую субстанцию снабжены ядрами, имеют гладкие контуры и расположены несколько спирально. Вещество, связывающее волокна, накапливается на передней и задней сторонах хрусталика в виде трехлучевой хрусталиковой звезды. Здесь происходит стык хрусталиковых волокон. При этом волокна, берущие начало от центра звезды, заканчиваются на противоположной стороне в конце луча другой звезды, и, наоборот. Таким образом, волокна не охватывают всей половины хрусталика. Хрусталиковые звезды располагаются так, что лучи одной проходят в промежутке между лучами другой. У человека хрусталиковые звезды неправильно-многолучевые.
Капсула хрусталика состоит из близких к коллагену склеропротеинов и полисахаридов, но содержит в виде следов также глутатион и нуклеотиды. Ей свойственно двоякое преломление. В электронном микроскопе обнаруживается фибриллярная структура капсулы хрусталика.
В капсуле хрусталика, хотя и представляющей единое образование, условно выделяют передний и задний отделы, разделенные в области экватора зонулярной пластинкой. Толщина передней капсулы хрусталика человека составляет 0,008-0,02 мм, а задней - 0002-0,004 мм, увеличиваясь с возрастом, причем экваториальный участок остается постоянно наиболее утолщенным. Зонулярную пластинку можно отделить, поскольку она образуется из вплетающихся в сумку под разными углами и сетевидно в ней разветвляющихся волокон ресничного пояска. Следует отметить, что чрезмерное натяжение волокон ресничного пояска может привести к отрыву зонулярной пластинки от капсулы хрусталика и последующей дислокации заднекамерной интраокулярной линзы, помещенной в капсулярную сумку. Капсула хрусталика образуется путем "сгущения" базальной мембраны и увеличивается путем длительного наслоения базальной субстанции постоянной (электронной) плотности, располагающейся параллельно первичной базальной мембране. Способность клеток эпителия к капсулообразованию сохраняется в течение всей жизни. На внутренней задней поверхности базальной мембраны располагаются углубления, в которые входят волокна хрусталика, что создает условия для увеличения поверхности контакта и адгезии между ними и капсулой. В переднем отделе капсулы найдены каналы размерами 02-0,5 мкм, идущие к экватору. Можно предположить, что они участвуют в поступлении питательных веществ в хрусталик. Капсула хрусталика человека бесструктурна, имеет одинаковую электронную плотность на всем протяжении. Интерес к изучению структуры капсулы хрусталика связан с широким распространением экстракапсулярной экстpaкции катаpaкты.
Хрусталик прикреплен к ресничному телу при помощи цилиарной связки, которая состоит из гомогенных и нерастяжимых волокон, начинающихся от базальной мембраны цилиарного эпителия и прикрепляющихся к хрусталиковой капсуле по обе стороны экватора. Экваториальная поверхность хрусталика вместе с передними и задними волокнами ресничного пояска ограничивает пространство, на меридиональных срезах имеющее треугольную форму. Это прострaнcтво носит название канала Петита или Ганновера. Фактически канала здесь нет, так как ресничный поясок образован не сплошными пластинками, а отдельными нитями.
Имеется мнение, что ресничный поясок не только подвешивает хрусталик, но и обеспечивает поступление к нему питательных веществ от отростков цилиарного тела. Для офтальмохирурга при экстpaкапсулярной экстpaкции катаpaкты существенный интерес представляет асимметрия крепления ресничного пояска. Поскольку с медиальной стороны зона его крепления уже, чем с латеральной, наиболее опасной при хирургическом вмешательстве является экваториальная зона шириной 2,2 мм с латеральной стороны и 0,9 мм с медиальной от экватора.
Передняя поверхность хрусталика контактирует со зрачковым краем радужной оболочки и в области зрачка омывается влагой передней камеры глаза. На остальном протяжении передняя поверхность хрусталика, его экватор и небольшой приэкваториальный участок омываются внутриглазной жидкостью задней камеры. Большая же часть задней поверхности хрусталика соприкасается со стекловидным телом, отделяясь от него узкой капиллярной щелью - захрусталиковым прострaнcтвом Бергера. По наружному краю захрусталиковое прострaнcтво ограничивается гиалоидокапсулярной связкой фиксирующей хрусталик к стекловидному телу. Эта связка Вигера состоит из тончайших фибрилл, выходящих из пограничной мембраны стекловидного тела. При натяжении задней порции волокон ресничного пояска при операции тpaкция может передаваться на переднюю гиалоидную мембрану стекловидного тела и сетчатку, вызывая их травматизацию.
Кровеносные сосуды и нервы в хрусталике отсутствуют, поэтому он лишен чувствительности, а трофическое обеспечение осуществляется путем осмоса.
Работа представлена на научную международную конференцию «Современные проблемы экспериментальной и клинической медицины», Бангкок, Паттайа (Тайланд), 20-30 декабря 2008 г. Поступила в редакцию 10.12.2008.
Статья в формате PDF 110 KB...
01 05 2024 17:55:22
Статья в формате PDF 109 KB...
30 04 2024 20:40:28
29 04 2024 0:12:25
Статья в формате PDF 109 KB...
28 04 2024 4:57:34
Статья в формате PDF 111 KB...
27 04 2024 12:45:44
Статья в формате PDF 139 KB...
26 04 2024 1:35:47
25 04 2024 6:49:15
Статья в формате PDF 121 KB...
24 04 2024 18:12:59
Выделены навыки социальной коммуникации, необходимые для успешного освоения химических дисциплин. Предложен один из путей снятия напряженности в процессе общения преподавателя и студента - виртуальный письменный диалог, реализованный в виде учебного пособия. Используемые в пособии методические приемы позволяют наиболее полно сформировать необходимый инструментарий познания: (логические операции + социальная коммуникация) → понимание → знание. ...
23 04 2024 5:13:42
Статья в формате PDF 261 KB...
22 04 2024 14:28:34
Статья в формате PDF 255 KB...
21 04 2024 9:47:30
Статья в формате PDF 807 KB...
20 04 2024 4:46:33
Статья в формате PDF 295 KB...
19 04 2024 1:13:46
Представлены результаты использования дернообразующих сортов растений в биоремедиации нефтезагрязненных земель в почвенно-климатических условиях Якутии. Установлено влияние растений на ускорение процессов биологической очистки мерзлотных почв от загрязнений. Использование растений с развитой корневой системой в качестве заключительного этапа рекультивации позволяет сократить сроки перевода нарушенных земель в состояние, соответствующее безопасному уровню, который хаpaктеризует способность почв к естественному самоочищению. ...
18 04 2024 16:27:21
Статья в формате PDF 112 KB...
17 04 2024 10:21:27
Статья в формате PDF 105 KB...
16 04 2024 16:31:37
Построена математическая модель системы управления качеством образования филиала ВУЗа с учетом влияния внешних информационных связей, проведена оценка критерия качества и улучшения внешних связей вследствие внедрения информационной системы. ...
15 04 2024 8:40:42
Статья в формате PDF 108 KB...
14 04 2024 13:41:28
Статья в формате PDF 116 KB...
13 04 2024 23:23:11
Статья в формате PDF 127 KB...
12 04 2024 19:57:58
Статья в формате PDF 151 KB...
11 04 2024 16:51:38
Статья в формате PDF 114 KB...
10 04 2024 4:53:44
09 04 2024 23:16:16
Целью данной работы был анализ психофизиологических показателей студентов очной формы обучения, разработка мер по оптимизации учебного процесса и по предотвращению развития хронического стресса. Испытуемыми были 62 студента Института декоративно-прикладного искусства (средний возраст 25±3,7 лет) и 24 студента других высших учебных заведений, занимающихся в группе Айкидо (средний возраст 20,5±2,2 лет). Психофизиологическое состояние здоровья студентов расценивается как «функциональное перенапряжение». знание психофизиологических механизмов восприятия улучшает усвоение нового лекционного непрофильного материала. занятия восточными спортивными пpaктиками способствуют нормализации исследуемых функций ...
08 04 2024 10:30:32
Статья в формате PDF 255 KB...
07 04 2024 2:55:16
Статья в формате PDF 111 KB...
06 04 2024 0:43:39
Статья в формате PDF 256 KB...
05 04 2024 13:49:17
Статья в формате PDF 250 KB...
04 04 2024 1:14:25
Статья в формате PDF 312 KB...
03 04 2024 9:15:32
Статья в формате PDF 286 KB...
02 04 2024 20:17:16
Статья в формате PDF 212 KB...
01 04 2024 12:37:39
31 03 2024 22:51:48
Статья в формате PDF 113 KB...
30 03 2024 6:23:47
Статья в формате PDF 122 KB...
27 03 2024 23:38:31
Статья в формате PDF 104 KB...
26 03 2024 14:24:35
Статья в формате PDF 125 KB...
25 03 2024 23:57:21
8 февраля 2004 года исполняется 75 лет со дня рождения и 60 лет педагогической, производственной деятельности академика Российской Академии естествознания, Академии эмалирования России, Заслуженного деятеля науки и техники РФ, почетного работника высшего образования России, доктора технических наук, профессора кафедры технологии керамики, стекла и вяжущих веществ ЮРГТУ (НПИ). ...
23 03 2024 18:37:41
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::