О ПАМЯТНИКЕ ПРИРОДЫ «КАРАКАНСКИЙ ХРЕБЕТ» В КУЗБАССЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

О ПАМЯТНИКЕ ПРИРОДЫ «КАРАКАНСКИЙ ХРЕБЕТ» В КУЗБАССЕ

О ПАМЯТНИКЕ ПРИРОДЫ «КАРАКАНСКИЙ ХРЕБЕТ» В КУЗБАССЕ

Поляков А.Д. Ротькина Е.Б. Статья в формате PDF 116 KB

Каpaканский хрeбeт расположен в восточной части Беловского района Кемеровской области. Простираясь с юго-востока на северо-запад на 25 км, он возвышается над Кузнецкой котловиной, имея относительно небольшую высоту (до 486 м), но достаточно резкий перепад высот.

Кузнецкая котловина является одной из самых нарушенных территорий Кузбасса. Коренная растительность в пределах Кузнецкой котловины сохранилась только фрагментами и представлена березовыми колками и небольшими участками степных и луговых сообществ, нарушенных в той или иной степени. Степные сообщества в равнинной части пpaктически разрушены полностью, а сохранившиеся приурочены к каменистым субстратам сопок и склонов невысоких кряжей. На Каpaканском хребте сохранились самые обширные для Беловского района участки степных сообществ. Они произрастают на западном макросклоне хребта и на вершине водоразделов.

Таблица 1. Видовой состав степных сообществ

Виды растений

№ описания

1

2

проективное покрытие, %

80

60

1

Cotoneaster melanocarpus Fisch. ex Blytt - Кизильник черноплодный

3

1

2

Rosa acicularis Lindl. - Шиповник иглистый

 

1

3

Spiraea hypericifolia L. - Таволга зверобоелистная

 

1

4

Helictotrichon desertorum (Less.) Nevski (Avenastrum desertorum (Less.) Podp. Ap Laus) - Скрученноостник пустынный

5

 

5

Festuca pseudovina Hack. Ex Wiesb. - Овсяница ложноовечья

3

10

6

Stipa pennata L. (S. joannis Celak) - Ковыль перистый

15

10

7

Stipa zalesskii Wilenski (S. rubens P. Smirn.) - Ковыль Залесского

5

 

8

Carex duriuscula C. A. Mey. - Осока твердоватая

20

 

9

Carex pediformis C.A. Mey. - Осока стоповидная

10

5

10

Alyssum lenense Adams - Бурачок ленский

5

 

11

Allium rubens Schrad. Ex Willd. - Лук красноватый

<1

5

12

Androsace lactiflora Fisher ex Duby - Проломник молочноцветковый

<1

5

13

Androsace septentrionalis L. - Проломник северный

 

1

14

Artemisia frigida Willd. - Полынь холодная

3

3

15

Artemisia glauca Pall. ex Willd. - Полынь серая

3

1

16

Astragalus stenoceras C.A. Mey. - Астрагал узкорогий

<1

3

17

Aster alpinus L. - Астра альпийская

 

1

18

Cerastium arvense L. - Ясколка луговая

2

5

19

Draba nemorosa L. - Крупка перелесковая

 

1

20

Draba sibirica (Pall.) Thell. - Крупка сибирская

 

1

21

Eritrichium pectinatum (Pall.) DC. - Незабудочник гребенчатый

1

1

22

Filipendula stepposa Juz. - Лабазник степной

 

 

23

Fragaria viridis (Duch.) Weston - Клубника

1

 

24

Galium verum L. - Подмаренник настоящий

1

3

25

Goniolimon speciosum (L.) Boiss. - Гониолимон красивый

1

 

26

Gypsophila patrinii Ser. - Качим Патрэна

 

1

27

Hedysarum turczaninovii Peschkova - Копеечник Турчанинова

3

 

28

Heteropappus altaicus (Willd.) - Гетеропаппус алтайский

 

1

29

Orobanche caesia Reichb. - Заразиха гoлyбая

 

<1

30

Orostachys spinosa (L.) C.A. Mey. - Горноколосник колючий

1

3

31

Plantago urvillei Opiz (P. stepposa Kuprian.) - Подорожник Урвиллея

1

 

32

Potentilla acaulis L. - Лапчатка бестебельная

1

1

33

Potentilla bifurca L. - Лапчатка вильчатая

1

3

34

Potentilla fragarioides L. - Лапчатка земляничная

1

 

35

Potentilla sericea L. - Лапчатка шелковистая

1

3

36

Pulsatilla multifida (G. Pritz.) Juz. - Прострел многонадрезный

2

3

37

Scorzonera radiata Fisch. ex Ledeb. - Koзeлец лучистый

1

3

38

Sedum hybridum L. - Очиток гибридный

5

3

39

Seseli libanotis (L.) Koch - Жабрица порезниковая

 

3

40

Trifolium repens L. - Клевер ползучий

1

 

41

Veronica incana L. - Вероника седая

2

5

42

Vicia cracca L. - Горошек мышиный

 

1

43

Vicia nervata Sipl. - Горошек жилковатый

 

<1

44

Youngia tenuicaulis (Babc. et Stebbins) Czer. - Юнгия тонкостебельная

1

 

Степи здесь представлены различными вариантами разнотравно-злаковых петрофитных ассоциаций. Основными доминантами являются: ковыль перистый, овсяница ложноовечья, осока твердоватая [4]. Местами развит кустарниковый ярус, в основном из кизильника черноплодного. К водоразделу увеличивается каменистость субстрата и здесь пятнами произрастают лапчатка бесстебельная, горноколосник колючий, астра альпийская, незабудочник гребенчатый и др. (таблица 1). В таблице под номерами 1 и 2 указаны следующие точки сбора и описания растений:

№1 - окрестности с. Каpaкан, Каpaканский хрeбeт, северная оконечность, разнотравно-злаковая степь, склон юго-западной экспозиции, крутизна 20о, почвы каменистые, средняя высота травяного покрова 25 см.

№2 - окрестности д. Тыхта, Каpaканский хрeбeт, южная оконечность, разнотравно-злаковая степь, склон южной экспозиции, крутизна 30о, почвы каменистые, высота растений 20-25 см, следы периодических пожаров.

В состав степных сообществ, входят виды растений, в большинстве своем, приуроченные только к данным типам местообитаний: копеечник Турчанинова, астра альпийская, ковыли, скрученноостник пустынный, незабудочник гребенчатый, астрагал узкорогий, клаусия солнцепечная и др. [1].

В особо критическом положении находятся виды животных, обитатели этих мест и занесенных в Красную книгу Кузбасса: сибирский подвид степной мышовки, краснощекий суслик и лесостепной сурок.

Сибирская степная мышовка (Sicista subtilis sidirica) - редкий, малоизученный вид, представитель отряда Грызуны, семейства Тушканчики [2]. По нашим данным из 500 особей лесостепного сурка - эндемика России, в настоящее время его численность на Каpaканском хребте едва достигает 100 зверей [3]. Краснощекий суслик (Citellus erythrogenys) - вид, резко сокращающийся в численности. Скалон Н.В. и Гагина Т.Н. (2004) приводят данные о заготовке шкурок сусликов, их добывалось до 126,7 тысяч в год (1985 г.), а это значительно больше, чем всех пушных зверей в области!

От двух последних видов зависит выживание на этой территории редких хищных птиц орла-могильника, большого подорлика, луней и других, а также целого комплекса беспозвоночных обитающих в их норах.

Учитывая почти полное уничтожение коренной степной растительности на равнинной территории, данные участки можно считать рефугиумами сохранения степного ядра флоры и фауны Кемеровской области. Очевидна необходимость сохранения этих уникальных сообществ Кузбасса и создания памятника природы на Каpaканском хребте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов. - Кемерово: Кн. изд-во, 2000.- 248 с.
  2. Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. - Кемерово: Кн. изд-во, 2000.- 280 с.
  3. Поляков А.Д., Калягин Ю.С. Материалы к распространению серого сурка в Кузбассе в прошлом и настоящем. - Тез. докл. VI Межд. Cовещ. по суркам. - М.: Изд. ABF, 1996.
  4. Скалон Н.В., Гагина Т.В. // Спасать ли краснощекого суслика в Кузнецкой степи? Степной Бюллетень, 2004, № 15. - С. 42-46.
  5. Шереметова С.А., Буко Т.Е. Степные сообщества Каpaканского хребта // Сурки в антропогенных ландшафтах Евразии - Тезисы докладов IX Международного Совещания по суркам стран СНГ (Россия, г. Кемерово). Кемерово: ИПК «Графика», 2006. - 76 с.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ПОСЕВНОГО МАТЕРИАЛА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ПОСЕВНОГО МАТЕРИАЛА В работе представлены результаты исследования влияния высокоинтенсивных физических факторов электрического поля коронного разряда с напряженностью 1-6 кВ/см, создаваемого установкой «Экран», на жизнеспособность семян ячменя сорта «Абава», с целью повышения качества семенного материала. Определено, что наиболее эффективными воздействиями ЭПКР для повышения качества семенного материала без отлежки зерна перед посевом являются режимы с напряженностью 1 кВ/см и 2 кВ/см. Показано, что наиболее ярко выраженный бактерицидный эффект получен при воздействии на семена электрическим полем коронного разряда с напряженностью 6 кВ/см и 4 кВ/см. Эти режимы наряду с угнетением очаговой плесени тормозят всхожесть, прорастание и снижают жизнеспособность семян. Однако, данные режимы могут оказаться перспективными для обеззараживающей обработки фуражного зерна. Выявлено, что наиболее эффективным режимом электрического поля коронного разряда для повышения качества семенного материала с отлежкой зерна перед посевом является режим с напряженностью 2 кВ/см, поскольку данное воздействие оказывает наиболее ярко выраженный бактерицидный эффект наряду со стимуляцией всхожести, прорастания и повышением жизнеспособности семян. ...

26 04 2024 5:15:28

ИССЛЕДОВАНИЕ ОНКОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОНКОЛОГИИ Статья в формате PDF 379 KB...

24 04 2024 18:11:44

ТАЛАНОВ ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

ТАЛАНОВ ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Статья в формате PDF 218 KB...

23 04 2024 21:44:54

МАКРО-РЕЧЕВЫЕ АКТЫ КОРПОРАТИВНОГО ДИСКУРСА

МАКРО-РЕЧЕВЫЕ АКТЫ КОРПОРАТИВНОГО ДИСКУРСА Статья в формате PDF 224 KB...

22 04 2024 17:29:14

Оценка детоксикационных свойств гoлyбой глины

Оценка детоксикационных свойств гoлyбой глины Статья в формате PDF 116 KB...

17 04 2024 13:25:57

Взаимодействие науки и технологии

Взаимодействие науки и технологии Статья в формате PDF 267 KB...

15 04 2024 21:50:19

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В данной статье осуществлены анализ и обощение зарубежных психологических концепций, объясняющих активность человека в отношении своего здоровья, и на этой основе дано авторское определение понятия «здоровьесозидающий потенциал личности». Особое внимание авторы уделяют рассмотрению структуры здоровьесозидающего потенциала, описанию психологических механизмов его формирования и выявлению закономерностей его развития в различные возрастные периоды. Авторами впервые представлена и научно обоснована векторная модель здоровьесозидающего потенциала личности, показаны её возможности при выявлении психологических детерминант, влияющих на показатели целостного здоровья человека. ...

12 04 2024 17:25:26

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА – НОВЫЙ СТАНДАРТ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА – НОВЫЙ СТАНДАРТ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ Совершенствование системы профессионального образования и профессиональной подготовки врачей является одной из актуальных проблем развития общества в настоящее время. Тенденция развития системы профессионального образования направлена на создание оптимальных условий для получения качественного образования, что способствует как реализации внутреннего потенциала студентов в процессе обучения, так и формированию удовлетворенности учебной деятельностью. Было проведено анкетирование студентов педиатрического факультета 1 курса после прохождения учебной пpaктики. Анкета была согласована с социологом и включала 15 вопросов. Было выявлено, что учебная пpaктика студентов 1 курса по общему уходу за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля позволяет повысить профессионально-пpaктическую подготовку обучающихся, необходимо уделить большее внимание освоению пpaктических навыков студентами, важно взаимодействие студентов с медицинским персоналом. ...

10 04 2024 1:49:55

Внутривидовое разнообразие Yersinia pestis

Внутривидовое разнообразие Yersinia pestis Статья в формате PDF 131 KB...

07 04 2024 9:31:55

Мониторинг за состоянием речных систем г. Белгорода

Мониторинг за состоянием речных систем г. Белгорода Статья в формате PDF 107 KB...

03 04 2024 23:54:57

СЕТЕВЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

СЕТЕВЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ Учебный предмет география состоит из двух блоков. Физическая география изучает элементы природы как единое целое, формирует “образ территории”. Социально-экономическая география рассматривает развитие общества и экономики в тесной взаимосвязи с природными условиями. Для формирования и поддержания интереса к географии в ФТЛ № 1 широко используются современные информационные технологии. Компьютерное тестирование систематически используется на уроках. Лицеисты успешно участвуют в различных телекоммуникационных олимпиадах - индивидуальных и групповых конкурсах с использованием электронной почты и сети Интернет. Такие проекты развивают умение работать с различными источниками информации, способствуют межпредметной интеграции знаний и формированию целостной картины мира. ...

02 04 2024 7:48:13

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИОННОЙ ХРОМАТОГРАФИИ (ИХ) ДЛЯ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗАГРЯЗНЕННЫХ ВОД

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИОННОЙ ХРОМАТОГРАФИИ (ИХ) ДЛЯ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗАГРЯЗНЕННЫХ ВОД В статье представлены результаты микробиологического исследования сточных вод на различных этапах очистки. Применен метод ионной хроматографии (ИХ) как экспресс- метод детекции патогенов. В результате исследования выявлено наличие патогенов, таких как Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Proteus mirabilis, Klebsiella pneumonia после механической очистки. Результаты исследования полагают необходимость совершенствования методов очистки сточных вод, используемых в различных целях. ...

30 03 2024 6:33:41

КАЙДАКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

КАЙДАКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА Статья в формате PDF 389 KB...

25 03 2024 6:38:51

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::