САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Болонский процесс - это важнейший компонент европейской интеграции. Европа объединяется на всех направлениях развития культуры. В области политики, права, экономики, связи, медицины и, конечно, образования.
Равноправное международное сотрудничество и взаимные обмены в области образования, регулируемые совместно странами при содействии компетентных международных организаций, способствуют сближению, взаимному обогащению культур и лучшему взаимопониманию народов.
Поощрение и поддержка, в том числе финансовая, международной мобильности студентов и преподавателей призваны стать важным постоянным элементом этого сотрудничества, - что и закреплено в Болонской декларации.
Процессы международной интеграции и создания мультикультурного общества в глобальном масштабе набирают все большие обороты: в первую очередь, в области экономики, образования, обмена культурными ценностями. Все более открытой, поликультурной становится университетская среда, и наши образовательные инициативы не могут не учитывать этого интегрирующего фактора университетского образования. Применительно к образовательным программам Благовещенского государственного педагогического университета, со свойственными ему развитыми формами внутривузовской мобильности, международной открытостью образовательных программ, этот фактор становится один из решающих. Поэтому на первый план выходит решение задачи - самоопределение человека в межкультурном прострaнcтве.
Социум Амурской области многонационален. Наряду с коренным эвенкийский этносом на территории области проживает большое количество «приезжих» представителей различных национальностей республик бывшего Советского Союза (русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, таджики, узбеки, татары и др.). Местность направлено обжита и продолжает обживаться народами из Северной Кореи и Китая. Издавна конституирует культуру Амурской области, в частности БАМа, диаспора российских немцев, пришедших сюда через сложные перипетии отечественной истории. Амурская область - место встречи и интенсивного взаимопроникновения различных культур. Развитие и воспитание личности в современных условиях взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур на Дальнем Востоке носит интегративный хаpaктер и может рассматриваться как процесс осознания и укрепления духовно-нравственного потенциала своего народа.
Наиболее сильное влияние на процесс самоопределения личности оказывают традиции народа, его культурно-творческая среда, возможности которой активно применяются в пpaктике современного воспитания. Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение человека неразрывно связано с определением в культуре, нахождением нравственных позиций и ценностей, определяющих хаpaктер его взаимоотношений с обществом.
Концептуальной основой современного образования является взаимопроникновение педагогики и культуры. В связи с этим нам представляется важным рассмотреть некоторые подходы и педагогические возможности развития коммуникативных навыков личности как основы самоопределения человека в межкультурном прострaнcтве.
Воспитательная сила народно-творческой среды, по определению А.Э.Измайлова, заключается в том, что дает возможность войти «внутрь жизни», постепенно сформировать человеческие и духовные потребности - от осознания человеком своего «Я», своего места в жизни, до самосовершенствования и саморазвития. С точки зрения современных российских педагогов, чтобы жить и успешно функционировать в мобильном и динамичном обществе ближайшего будущего, личность должна иметь два противоположно направленных ряда качеств. «С одной стороны, человек должен обладать устойчивым, твердым ядром, мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями. С другой стороны, индивид должен обладать и высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью осваивать и переpaбатывать информацию и создавать нечто новое» [2, с.195-196], то есть воспитание человека будущего должно быть воспитанием самостоятельности, социальной ответственности и творческой инициативы. Применительно к образованию и воспитанию человека творчество во всех его видах и уровнях выделяется как одна из универсальных ценностей для развития и саморазвития, самоопределения человека [3], способствуя, таким образом, вхождению личности в социум. Творчество предполагает способность личности к ломке сложившихся стереотипов, индивидуальному видению стандартной ситуации и поиску нестандартного выхода из «тупиковой», конфликтной ситуации. Творческие способности позволяют человеку увидеть проблему там, где другие не видят ее, и вовремя принять меры к ее разрешению и погашению возможного конфликта в отношениях людей.
Рассматривая личность как сложную структуру, Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, Г.Олпорт, Б.Ф.Скиннер, К.Ясперс и другие ученые выделяют в ней коммуникативное ядро, которое интегрирует в себе единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при взаимодействии с другими людьми.
Коммуникативное ядро личности включает в себе все формы знания о людях и общностях; все более обобщенные или частичные переживания, проявляемые в контактах с другими людьми или общностями; все виды вербального и невербального поведения. При восприятии человека духовно-нравственное «Я» становится стержнем коммуникативного ядра личности (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин и др.). Следовательно, коммуникативное ядро личности - это интегральное образование, в своем совершенстве представленное единством самосознания, самопонимания, самооценкой, а также умением соотносить себя с «ТЫ», познавая окружающих и вступая с ними в различные взаимодействия на коммуникативной основе.
На основе философских и психолого-педагогических подходов мы можем определить следующие пути развития коммуникативного ядра личности:
- Личностное общение должно базироваться на духовном единстве;
- Нравственная коммуникация, предлагающая объединение людей на принципах любви и ненасилия, связанная с признанием
«Другого Я» и реализацией собственной индивидуальности; - Духовно-нравственное «Я» опирается на свободу воли, которая предполагает приоритет этических ценностей над социальными.
Наше представление об эффективном самоопределении человека основано на умении вступать в коммуникативные отношения, то есть «опосредоваться» через освоение культурных форм общения, погружаясь в культурно-творческую среду, обращаясь, в частности, к народной культуре.
Взаимопроникновение культур, языковое взаимообогащение, этно-экономическая и социально-гуманитарная толерантность обеспечивает внутри- и межрегиональную социальную миграцию студентов дальневосточных вузов. С этой целью проводится лингвокультурный мониторинг национального образования (на примере эвенкийского национального образования), социально-экономическое образование развивается при посредстве организации профильных поликультурных образовательных программ, с учетом особенностей образовательного прострaнcтва региона. Работают секции философии, истории и культуры корейского и китайского народов, идет активный обмен делегациями России и Северной Кореи, в состав которых входят представители БГПУ и ДГУПС.
На базах Дальневосточных государственных университетов действуют «Гёте-Центры», которые поддерживают инициативы, сформулированные на крупном социальном форуме «Лига БАМа: проблемы мировоззрения, экономики, социальной истории». Высшее учебное заведение всегда являлось средоточием исследовательской мысли, опopным пунктом развития науки.
Гёте-Центр в г.Тынде может стать не только образовательным и информационным центром изучения и распространения немецкого языка, но и центром реализации Межкультурного Сотрудничества. Здесь место образовательному проекту ДААД по обмену студенческими группами. Проекту «Breitenarbeit» по просветительской работе с российскими немцами, проекту с Портлендским университетом - партнером ДВГУПС и др.
Самоопределение человека через вхождения его в культуру может быть также решено следующим образом: введение преподавания языков и прививания культуры владения иностранным языком в детских садах, как это делалось и делается в Бурятии, в т.ч. на Бурятском участке БАМа, областном центре Амурской области г.Благовещенске (прогимназия №1) и др. В школах города и района кажется уместным более полное использование ресурсов регионального компонента, который позволит познакомить учащихся с культурой местных жителей и провести параллель с родной национальной культурой. Это возможно и при организации летнего детского лингвистического лагеря с привлечением иностранных специалистов, носителей языка: немецкого, эвенкийского, французского, китайского, английского, как это делается в г.Благовещенске (летний лагерь для детей российских немцев - немецкий язык), при Багдаринской школе-интернате Баунтовского района, республика Бурятия (летний этнический лагерь - эвенкийский язык), в г.Хабаровске (полиязыковая смена для школьников на зимних каникулах - английский, немецкий, французский, китайский языки).
Принимая рассмотренные нами позиции, мы подходим к утверждению о том, что человек только тогда Человек, когда его жизнь вплетена в жизнь другого. Коммуникативное ядро личности вплетено в контекст народно-творческого прострaнcтва и является основой самоопределения человека в межкультурном прострaнcтве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности / А.А. Бодалев / Советская педагогика. - 1990. - №5. - С.77-81.
- Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи / И.С. Кон // Новое педагогическое мышление/ Под ред, А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - 280 с. - С.191-205.
- Франкл В. Человек в поисках смысла/ В.Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 301 с.
Статья в формате PDF 117 KB...
26 04 2024 12:36:40
Статья в формате PDF 124 KB...
24 04 2024 15:25:49
Статья в формате PDF 106 KB...
23 04 2024 14:22:42
Статья в формате PDF 118 KB...
20 04 2024 10:12:28
Статья в формате PDF 121 KB...
19 04 2024 18:36:38
Статья в формате PDF 367 KB...
18 04 2024 2:42:48
Статья в формате PDF 109 KB...
17 04 2024 18:35:57
Статья в формате PDF 100 KB...
15 04 2024 0:31:12
Статья в формате PDF 106 KB...
12 04 2024 5:40:40
11 04 2024 20:36:18
Статья в формате PDF 298 KB...
10 04 2024 2:13:26
Статья в формате PDF 253 KB...
09 04 2024 13:27:30
Статья в формате PDF 134 KB...
05 04 2024 16:18:15
Статья в формате PDF 130 KB...
04 04 2024 7:28:35
Статья в формате PDF 326 KB...
02 04 2024 14:43:33
Статья в формате PDF 120 KB...
01 04 2024 13:58:30
31 03 2024 23:32:22
Статья в формате PDF 112 KB...
30 03 2024 9:31:47
Статья в формате PDF 275 KB...
29 03 2024 17:34:56
Статья в формате PDF 289 KB...
28 03 2024 4:27:18
Статья в формате PDF 151 KB...
27 03 2024 5:45:40
26 03 2024 12:51:32
Статья в формате PDF 128 KB...
25 03 2024 8:46:33
Статья в формате PDF 103 KB...
24 03 2024 21:31:29
Статья в формате PDF 108 KB...
23 03 2024 20:22:50
Статья в формате PDF 240 KB...
22 03 2024 17:53:28
Статья в формате PDF 136 KB...
20 03 2024 12:48:15
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::