ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРИЛЬСКЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРИЛЬСКЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРИЛЬСКЕ

Поляничкина Г.А. Статья в формате PDF 125 KB

Решение экологических проблем особенно актуально в нашем регионе.  Нeблагоприятная биохимическая ситуация на территории Норильского промышленного района оценивается как чрезвычайная. Это подтверждается материалами ежегодно составляемого «Государственного доклада о состоянии здоровья населения муниципального образования города Норильска», состояние здоровья детского населения составляет 2024,2% заболеваний  на 1000 детского населения[1].

Медиками выявлен рост экологически обусловленных «индикаторных» болезней: увеличивается первичная заболеваемость болезнями системы кровообращения, эндокринной системы, повышается уровень новообразований, врожденных аномалий, пороков развития. На изменение состояния здоровья населения безусловное влияние оказывает нeблагоприятная экологическая обстановка.

С принятием Федерального закона «Об охране окружающей среды» экологическое образование населения определено как первостепенная государственная проблема, созданы предпосылки для формирования системы экологического образования населения. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой в сложившейся ситуации могут быть решены при условии активного формирования экологической культуры людей, повышении их экологической грамотности. Осознание серьезных экологических опасностей должно помочь людям верно мыслить и верно действовать. Просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическое образование подрастающего поколения следует рассматривать как важнейшее условие сохранения природных ресурсов и самого человека. Необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения населения, обеспечение преемственности в образовательных учреждениях очевидна.

Для решения задач экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении интересна воспитательно-образовательная модель экологического воспитания дошкольников, разработанная в ДОУ № 96 в районе Талнах г. Норильска  (опыт работы воспитателя Поляковой О.Ю.).

Реализации модели предполагает следующую систему:

I. Блок - организационный:

  1. создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
  2. создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  3. систематическое повышение квалификации педагогического коллектива: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей.

II. Блок - организационно-методический:

  1. освоение содержания и методов экологического воспитания детей;
  2. осуществление систематической работы с детьми в рамках технологии, постоянное ее совершенствование.

III. Блок - воспитательно - развивающий:

  1. освоение технологий работы с детьми разного возраста, творческий поиск их адаптации к местным условиям:
  2. определение уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах ребенка.

IV. Блок -  исследовательский:

  1. проведение исследований с целью изучения мнения родителей об уровне экологического воспитания в ДОУ;
  2. проведение исследований с целью психодиагностики эмоциональной сферы детей.

В процессе работы определена необходимость следующей организации построения учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении:

  • общение педагога и ребенка на позиции «личность-личность»;
  • вовлечение ребенка в исследовательскую и пpaктическую деятельность с растениями и животными;
  • организация занятий преимущественно в игровой форме и театрализованной деятельности (инсценирование сказок, игры-путешествия);
  • активная речевая деятельность и широкое использование художественного слова (сообщения, диалоги, обмен информацией);
  • использование музыки (прослушивание музыкальных композиций, театрализованные постановки, психологические тренинги);
  • изобразительная деятельность;
  • просмотр книг, телепередач, способствующих получению новых знаний и уточнению имеющихся представлений о природе;
  • опыты и наблюдения (поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивного хаpaктера);
  • пpaктическая деятельность по уходу, созданию и поддержанию условий для животных и растений.

В специфических условиях Севера дети крайне ограничены в общении с живой природой, представления о ее многообразии зачастую чисто теоретические. Наблюдения за аквариумными рыбками, декоративными птицами позволяют детям получить первые конкретные знания о живых существах и растениях, зависимости их жизни от достаточного количества полноценного питания, чистоты обитания,  света и тепла позволяют сформировать навыки общения с ними. Наблюдения, общение с животными, ухаживание за растениями положительно влияют на чувства ребенка (вызывают трогательное сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте).

Персонажи первых сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» понятно и увлекательно помогают расширить знания детей о домашних и диких животных. Например, персонажи сказок Дед или Баба рассказывают, о том, что кроме кур в хозяйстве имеются корова с теленком, коза с козлятами, лошадь и другие животные. Дети, играя, на правах помощников, кормят сеном, поят, пасут игрушечных животных, строят для них хозяйственные помещения. Подобное инсценирование расширяет знания маленьких северян о домашних животных, заостряет внимание на необходимости достаточных экологических условий для их жизни, а также влиянии экологических условий на качество продуктов питания, получаемых от этих животных.

Элементарные опыты, например, выращивание лука: 1) в хорошо освещенном теплом месте с достаточным поливом, 2) в темноте; 3) в холоде - убеждают детей в необходимости создания благоприятных условий для растений.

Эстетика живого подается с экологических позиций: красивое растение вырастает благоприятных условиях, имеет сочные листья, разветвленные ветви (не бледные, вытянутые), цветет. Прилежный уход детей за комнатными растениями и аквариумом демонстрирует позитивные результаты и приводит к осознанию значения заботы человека о жизни живых существ и растений.

Расширяются знания об экологии в доме. Дом должен быть чистым, теплым, освещенным и проветренным, в таком доме не болеют. На экскурсиях и походах в тундру приобретаются навыки культурного поведения на природе, здесь проводятся экологические праздники.

Экологически ориентированные виды деятельности, увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально-природного хаpaктера, обеспечивают успех экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, повышают уровень экологической воспитанности детей, являются перспективным фактором улучшения здоровья людей в специфических условиях северного города.


[1] Христенко П.П. Государственный доклад о состоянии здоровья населения муниципального образования город Норильск в 2004 году.- Норильск: Управление здравоохранения Администрации города Норильска, 2005. - С. 303.


ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕХНОСФЕРЫ И НООСФЕРЫ

ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕХНОСФЕРЫ И НООСФЕРЫ Статья в формате PDF 122 KB...

23 04 2024 12:19:34

Внутривидовое разнообразие Yersinia pestis

Внутривидовое разнообразие Yersinia pestis Статья в формате PDF 131 KB...

16 04 2024 15:47:29

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ Статья в формате PDF 147 KB...

09 04 2024 10:44:19

СВЕТОДИОДНЫЙ СВЕТИЛЬНИК РАВНОМЕРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

СВЕТОДИОДНЫЙ СВЕТИЛЬНИК РАВНОМЕРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ Статья в формате PDF 331 KB...

01 04 2024 13:56:22

СЕМЕЙНЫЙ ВРАЧ (учебно-методическое пособие)

СЕМЕЙНЫЙ ВРАЧ (учебно-методическое пособие) Статья в формате PDF 108 KB...

28 03 2024 2:17:27

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНЦИИ ДВУХ ФИРМ НА ОДНОРОДНОМ РЫНКЕ

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНЦИИ ДВУХ ФИРМ НА ОДНОРОДНОМ РЫНКЕ Рассмотрена экономико-математическая модель конкуренции двух фирм на однородном рынке сбыта. Приводится формулировка соответствующей задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка, описывающей динамику развития системы, которая может быть легко обобщена на случай произвольного количества конкурирующих предприятий. Дана экономическая интерпретация полученных результатов. ...

25 03 2024 18:33:21

ПОЧВЕННЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ В ЗОНЕ УРАНОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ЭЛЬКОНСКОГО ГОРСТА

ПОЧВЕННЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ В ЗОНЕ УРАНОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ЭЛЬКОНСКОГО ГОРСТА Установлены специфические особенности микробного населения почв мерзлотных горно-таежных техногенных ландшафтов Эльконского ураново-рудного района на территории Южной Якутии. Такие как высокая численность эколого-трофических групп микроорганизмов (2,0·103–7,6·107 кл/г), сопоставимая с плотностью микробов в лугово-степных почвах Центральной Якутии и особый хаpaктер распределения их по профилю почв в зависимости от содержания в них урана. В почве радиоактивно-загрязненного разреза с уменьшением содержания урана до 161 мг/кг наблюдается увеличение численности всех исследованных групп микроорганизмов. В остальных образцах данного разреза с увеличением содержания урана в почве наблюдается исчезновение или спад численности микроорганизмов на 1–2 порядка. В отличие от загрязненного разреза в почве нативного ландшафта численность микроорганизмов остается достаточно высокой по всему почвенному профилю. ...

18 03 2024 5:35:36

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::