ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ПЕДАГОГОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Хорошо известно, что хороший лечащий врач не всегда, может быть хорошим наставником, преподавателем. Два года тому назад в Московском государственном медико-стоматологическом университете было принято решение приглашать в качестве преподавателей врачей, имеющих педагогическое образование. Для этого был создан факультет педагогического образования в высшей медицинской школе, где в очно-заочной форме проходят подготовку сотрудники кафедр университета. Создание такого факультета потребовало решения целого ряда юридических, организационных, дидактических, и психологических проблем. Например, было необходимо адаптировать уже существующий перечень психологических и педагогических дисциплин, предусмотренных нормативными документами, объемы, в которых они должны вычитываться, к условиям медицинского вуза.
Во время обучения на факультете слушатели знакомятся с такими психологическими дисциплинами и темами, как: общая психология, психология личности, психология индивидуальных различий, педагогическая психология, педагогическая психофизиология, акмеология, психология управления в высшей школе, теория и методы интеллектуального развития студентов, психологические аспекты формирования мануальных навыков и т.д. Особый интерес у слушателей вызывают такие темы, как конфликтология, межличностные отношения врача-педагога с администрацией, диагностика и развитие у студентов академических способностей и профессионального потенциала, коррекция синдрома эмоционального выгорания у студентов, вызванного учебной деятельностью, а у преподавателей - их лечебной и педагогической деятельностью и т.д.
Очень скоро стало ясно, что преподавание на факультете следует вести с учетом специфики психологических особенностей слушателей - квалифицированных врачей с многолетним опытом педагогической деятельности, принимая во внимание особенности усвоения информации людьми зрелого возраста.
Результаты первых лет работы факультета позволили сделать ряд важных выводов и внести соответствующие изменения в методику преподавания. Так, было сведено до минимума время лекционных занятий. Большая часть аудиторных часов теперь приходится на семинары, где слушателям предоставляется возможность обменяться опытом преподавания на всех этапах обучения: подготовительном, додипломном, последипломном. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым врачом-преподавателем. Поскольку у них хорошо сформированы навыки работы с научной литературой, программой предусмотрено достаточно большое количество часов для самостоятельного изучения психолого-педагогической литературы. Все слушатели прикреплены к опытному консультанту - педагогу или психологу из числа преподавателей педагогического факультета. В его обязанности входит посещение занятий слушателя, последующее их обсуждение. Определенные сложности для консультантов создают различия медицинской специализации слушателей, которая оказывает существенное влияние на методику преподавания соответствующих дисциплин.
В самом начале работы факультета было трудно мотивировать квалифицированных врачей, имеющих значительный опыт педагогической деятельности, приступить к изучению психологии и педагогики. Атмосфера заинтересованности и доброжелательности, которая сложилась в процессе обучения, стимулирует интерес к их изучению.
При формировании учебных групп и выборе дидактических приемов учитываются: медицинская специализация, занимаемая должность, ученое звание, педагогический стаж, возраст слушателей. Так были сформированы группы: (1) руководства университета, которое сочло необходимым собственным примером подчеркнуть важность психолого-педагогического образования; (2) заведующих кафедрами и профессоров; (3) доцентов; (4) старших преподавателей.
На заключительном этапе обучения (четвертый семестр) слушатели готовят выпускную квалификационную работу, посвященную одному из аспектов организации учебного процесса в высшей медицинской школе. Приблизительно одинаковое количество работ посвящается педагогическим и психологическим проблемам. Текст ВКР состоит из обзора литературы и экспериментальной глав. Теоретическая глава, обычно, касается истории развития идей, существующих подходов решения обсуждаемой проблемы. Во второй главе обобщается собственный опыт преподавания, который оказывается наиболее интересной частью ВКР. Подготовленная работа публично обсуждается и защищается авторами на заключительном занятии.
Следует еще раз подчеркнуть, что слушателями являются высоко квалифицированные специалисты с большим пpaктическим опытом работы в лечебных и учебных учреждениях. Это налагает особую ответственность на профессорско-преподавательский коллектив факультета. Сотрудниками кафедр педагогического факультета подготовлены и опубликованы несколько учебных пособий. Так, учебное пособие «Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации», подготовленное коллективом педагогов и психологов факультета особенно часто используется слушателями, как на протяжении обучения, так и при подготовке ВКР.
В отношении слушателей к психолого-педагогическому образованию наметились две дополняющие, а в некоторых случаях, вступающие в противоречие, тенденции. Суть первой состоит в том, что слушатели хотят переключиться с привычной клинической проблематики, получить новую информацию, по новым для них педагогическим дисциплинам. В тоже время, они не хотят слушать лекции на темы не связанные с их профессиональной направленностью. Поэтому с наибольшим интересом ими принимаются учебные дисциплины, совмещающие эти две тенденции. К таким дисциплинам в медицинском вузе может быть отнесена педагогическая психофизиология.
В отдельных случаях наблюдается тяготение слушателей к «рецептурной» психологи, когда возобладает стремление получить конкретный ответ на конкретный вопрос «здесь и сейчас», минуя систематическое изучение дисциплин психолого-педагогического цикла.
Двухлетний опыт работы факультета может быть оценен положительно, повысился статус педагога и психолога в медицинском вузе. Результаты обучения на факультете принимают во внимание при заключении с преподавателями очередного трудового контpaкта, при прохождении ими конкурса на замещение вакантных должностей на теоретических и клинических кафедрах университета, при решении вопроса об оплате труда.
Статья в формате PDF 784 KB...
02 05 2024 0:18:21
Статья в формате PDF 127 KB...
01 05 2024 15:19:13
Статья в формате PDF 116 KB...
30 04 2024 3:17:15
Статья в формате PDF 110 KB...
29 04 2024 11:15:51
Статья в формате PDF 412 KB...
28 04 2024 18:28:39
27 04 2024 21:14:44
Статья в формате PDF 110 KB...
26 04 2024 20:23:58
Статья в формате PDF 105 KB...
25 04 2024 17:18:46
Статья в формате PDF 474 KB...
23 04 2024 9:30:17
Статья в формате PDF 243 KB...
22 04 2024 5:43:12
21 04 2024 3:21:13
Статья в формате PDF 134 KB...
19 04 2024 17:27:54
Статья в формате PDF 124 KB...
18 04 2024 16:33:56
Статья в формате PDF 141 KB...
17 04 2024 5:51:56
Статья в формате PDF 278 KB...
16 04 2024 2:29:17
Статья в формате PDF 115 KB...
15 04 2024 4:54:56
В статье излагается в систематизированном в виде эконометрический анализ в сфере планирования и обосновании плана по прибыли. Проведено статистическое исследование факторов, влияющих на прибыль предприятия, на основе временных рядов. Рассматривается алгоритм построения прогноза цеховой прибыли предприятия. Построен комплекс эконометрических моделей для анализа взаимосвязи результата хозяйственной деятельности предприятия с внутренними и внешними факторами на него влияющими. ...
14 04 2024 4:39:42
Статья в формате PDF 116 KB...
13 04 2024 6:24:34
Статья в формате PDF 103 KB...
12 04 2024 16:11:25
Статья в формате PDF 301 KB...
11 04 2024 21:40:47
Статья в формате PDF 506 KB...
10 04 2024 15:29:39
Статья в формате PDF 141 KB...
09 04 2024 1:10:22
Статья в формате PDF 105 KB...
08 04 2024 13:42:52
Статья в формате PDF 298 KB...
07 04 2024 19:12:33
Статья в формате PDF 136 KB...
06 04 2024 19:31:29
Статья в формате PDF 330 KB...
05 04 2024 6:57:37
Статья в формате PDF 191 KB...
04 04 2024 17:19:45
Статья в формате PDF 119 KB...
03 04 2024 23:31:12
Статья в формате PDF 124 KB...
02 04 2024 9:43:14
Статья в формате PDF 245 KB...
01 04 2024 22:47:14
Статья в формате PDF 262 KB...
31 03 2024 19:13:34
Статья в формате PDF 285 KB...
30 03 2024 21:10:24
Представлены результаты исследований инфpaкрасных спектров поглощения в образцах высушенной капли мочи. Применение метода ИК – спектроскопии для исследования образцов мочи в виде высушенной капли позволяет повысить диагностическую значимость молекулярного анализа. Полученные результаты могут быть использованы при разработке новых методов ранней диагностики различных заболеваний. ...
29 03 2024 10:12:18
Бериллиевое оруденение в Алтайском регионе образует 4 промышленных типа: комплексные (Be, W, Mo) кварцево-жильные, комплексные кварцево-грейзеновые (Be, W, Mo, Cu), комплексные скарновые (Be, W, Mo) и редкометалльные пегматиты. Месторождения бериллия связаны с постколлизионными гранитоидами, сформировавшимися в результате мантийно-корового взаимодействия. Для рудогенерирующих гранитоидов и пегматитов хаpaктерны аномальные параметры флюидного режима и особенно высокие концентрации HF в магматогенных флюидах. В регионе оруденение бериллия локализуется в пределах Тигирекско-Белокурихинской позднепалеозойско-раннемезозойской металлогенической области. Оруденение представлено преимущественно бериллом, редко – гельвином. Оценены запасы оксида бериллия по категориям В, С1, С2 и прогнозные ресурсы категории Р1. ...
28 03 2024 19:55:38
Статья в формате PDF 257 KB...
27 03 2024 15:36:24
Статья в формате PDF 132 KB...
26 03 2024 18:21:29
Статья в формате PDF 134 KB...
25 03 2024 16:37:46
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::