ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ  ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ушамирская Г.Ф. Сенникова Ю.А. Статья в формате PDF 118 KB

Смена тысячелетий ознаменовалась для нашей страны и для всего мира значительными изменениями, которые позволяют говорить о построении глобального общества и стирании межнациональных границ. Эти изменения сопряжены для России с необходимостью по новому осмыслить ее место и роль в формирующемся ныне новом мировом прострaнcтве, без чего невозможно обеспечить успешного развития экономики и общества в современных весьма жестких конкурентных условиях. Все это можно назвать проблемой позиционирования на мировом рынке как России в целом, так и, в силу ее большой площади и своеобразия различных районов друг от друга, ее отдельных регионов. Эффективность подобного позиционирования во многом зависит от того, на сколько взвешенно органы управления и общество в целом смогут решить, возникающие при этом задачи и принять необходимые решения. При этом правильность подобных решений, безусловно, будет зависеть от того, как глубоко будет проведен анализ ситуации и выявлены факторы, которые в будущем будут играть ключевое значение.

В составе подобных факторов, по нашему мнению, следует выделить следующие:

  • формирование единого мирового экономического и информационного прострaнcтва приведет к углублению специализации экономик различных стран или даже групп государств;
  • свобода перелива капитала обеспечит выравнивание жизненного уровня населения различных регионов мира, что даст возможность поднять и уровень образования в тех странах, в которых он к настоящему времени относительно низок;
  • в силу истощения природных богатств, лидирующие конкурентные позиции будут занимать страны способные обеспечить высокий уровень наукоемкости производства, благодаря чему станет возможным при незначительных ресурсах удерживать лидирующие позиции;
  • отмена ограничений на перемещение трудовых ресурсов между странами приведет к значительным миграционным процессам, которые в значительной мере изменять национальный и социальный состав населения традиционных стран.

Учет данных факторов позволяет выделить следующие наиболее значимые принципы, соблюдение которых позволит обеспечить устойчивое развитие стран в современном мире:

  • перспективность, то есть сознательное сосредоточение усилий на развитии тех аспектов экономического и общественного развития, которые определяют достижения научного, экономического и социального хаpaктера. Постиндустриальный хаpaктер современного общества диктует при этом акцентирование на таких направлениях как информационных технологиях, освоении космоса, генетике, микробиологии, микропроцессорной технике и других, отличающихся высокой наукоемкостью;
  • высокая степень интегрированности, что означает высокую степень специализации производства, формирование территориальных производственных комплексов, а также высокую степень товарного и информационного обмена между различными субъектами глобального рынка. Причем все это будет сопровождаться повышением роли и значения местных органов власти и развитием демократии.
  • обязательность минимальных социальных стандартов, подразумевающая обеспечение приемлемого уровня жизни для каждого члeна общества, создание условий для гармоничного развития личности, защиты прав и свобод каждого гражданина;
  • сбалансированность потрeбления, позволяющая добиться выравнивания жизненных условий во всех странах, обеспечения населения достаточным комплексом материальных и духовных благ, а также рационального расходования природных ресурсов;
  • относительность пределов роста, хаpaктеризующаяся ограниченностью природных ресурсов, которая приводит к ситуации, когда лидирующие позиции занимают ресурсосберегающие технологии, основанные на наиболее передовых достижениях научно-технического прогресса.

В этих условиях решающее значение для обеспечения эффективного экономического и социального роста приобретает развитие человеческого фактора. Причем необходимо подчеркнуть, что на фоне отрицательного естественного прироста населения встает задача обратить самое пристальное внимание на обеспечение высокого профессионального и культурного уровня трудящихся, за счет которых они смогут занять достойное место в условиях современного рынка. Лишь те страны, которые в настоящее время осуществляют инвестирование в повышение культурного уровня и профессиональную подготовку своего населения на формирующемся мировом рынке, безусловно, в ближайшие десятилетия будут занимать ведущую роль. Образование становится долгосрочным ресурсом развития. Россия в этом вопросе не является исключением, но имеет свою ярко выраженную специфику, которая заключается в наличии двух особенностей:

  • традиционно Россия является государством, имеющим одно из лидирующих мест по развитию науки в мире;
  • в последние годы существует весьма выраженная тенденция оттока высококвалифицированных кадров за рубеж. Вследствие этой причины по данным А.И. Турчинова, только за последние десять лет Россия уже недосчитывается 1,5 млн. высококвалифицированных специалистов, из которых 12 - 15 % кандидатов и около 2 % докторов наук.[1]

Особо при этом следует отметить, что в настоящее время россияне молодого поколения прекрасно осознают те перспективы и возможности, которые открываются для них в новом мире благодаря получению перспективной специальности и общему повышению социального статуса в результате повышения диплома об окончании высшей школы. Так данные проведенного нами социологического исследования «Состояние и развитие региональной системы образования в условиях реформ» наглядно свидетельствуют, что 45,3 % школьников; 41,2 % студентов и 44,8 % учащихся ПУ и лицеев заявили, что для уверенности в будущем необходима востребованная специальность. 49,1 % школьников; 55,0 % студентов и 58,8 % учащихся ПУ и лицеев связывают уверенность в своем будущем с полученным образованием. Для современной молодежи все более хаpaктерной становится установка на постоянное образование, на образование в течение всей жизни. Самообразованием постоянно занимаются, согласно этому же исследованию, 19,2 % школьников, а 54,9 % делают это время от времени. Среди студентов и учащихся ПУ и лицеев эти показатели, соответственно, составляют: 23 % и 63,6 %; 18,7 % и 61,5 %.

В ответ на эти тенденции в Росси в последние годы стал формироваться рынок образовательных услуг, позволяющий желающим приобрести необходимые знания на уровне, превышающем программу среднего образования. Судить об этом позволяют данные о том, что количество частных школ в РФ выросло с 7,2 тыс. в 1991 г. до 9,7 тыс. в 1997 г. и их доля в общем числе общеобразовательных школ увеличилась с 21 до 27 %.

Не остались в стороне от подобных тенденций и высшие учебные заведения. Стал формироваться целый спектр вузов, негосударственного хаpaктера. В их числе появились муниципальные учебные заведения, оказывающие образовательные услуги на коммерческой и бюджетной основе, позволяющие, как это бы ни выглядело парадоксально, давать высшее образование молодежи из относительно слабо защищенных слоев населения, которая не имея должной подготовки в средней школе, может продолжать свое обучение за умеренную плату. Значительное конкурентное преимущество подобных учебных заведений заключаются в том, что они нацелены на подготовку специалистов именно по тем специальностям, которые наиболее необходимы в соответствующих регионах. Помимо этого, муниципальные учебные заведения уже сейчас вносят ощутимую лепту в повышение квалификации персонала в виде непрерывного образования.

Исторические перемены, прошедшие в начале 90-х годов обусловили ситуацию, когда большинство специалистов в отечественной экономике старше 30-летнего возраста, хотя и занимают в настоящее время лидирующие позиции среди персонала, довольно слабо разбираются в рыночных процессах, поскольку получали высшее образование по старым, еще советским учебным программам, основанным на апологетике планового хозяйства. Не исключено, что это может являться одной из причин относительно слабых успехов отечественной экономики в последнее десятилетие. Исправление подобного положения лежит в сфере непрерывного образования, когда специалисты без отрыва от основного производства могут повысить свои теоретические знания в области маркетинга, менеджмента, финансового анализа, использовании информационных технологий изучении английского языка.

Первоначально проведение подобных программ было инициировано зарубежными неправительственными организациями и высшими учебными заведениями, работающими под эгидой ООН. Именно эти программы во многом создали тот кадровый состав, который в настоящее время осуществляет реформы. Однако, они охватили лишь незначительную часть специалистов крупных городов и столицы. Поэтому перед отечественной системой образования в настоящее время стоит задача продолжить данный процесс в средних и малых городах Российской Федерации.

О том, что непрерывное образование имеет широкие перспективы для развития, позволяют судить данные о работе муниципальных учебных заведений за последнее время. Так, в МОУ «Волжский институт экономики и менеджмента - Высшая школа коммерции» (ВИЭМ-ВШК), у котором создан «Центр непрерывного образования и консультирования», только в прошедшем году выполнил 13 договоров на оказание платных услуг с предприятиями г. Волжского и г.Волгограда.

Кроме того, видное место в составе непрерывного образования в последние годы стала занимать заочная форма обучения по второму высшему образованию. Только по этой форме в 2002-2003 гг. в МОУ ВИЭМ - ВШК по специальности «Педагогика и психология» обучалось 77 человек, а для обучения в 2003-2004 гг. было зачислено 87 учащихся. Помимо этого по специальности «Бухгалтерский учет» в 2002-2003 гг. училось 35 студентов и было принято в 2003-2004 гг. дополнительно еще 60 человек.

Вместе с тем, рассматривая перспективы развития непрерывного образования в Российской Федерации можно отметить следующие аспекты, которые позволят обеспечить его совершенствование:

Хаpaктеристика деятельности «Центра непрерывного образования и консультирования» МОУ ВИЭМ-ВШК в 2003 г.

№ п/п

Наименование предприятий

Программа курса

1

2

3

4

5

 

6

7

8

 

9

10

11

12

13

ОАО «ВАТИ»

ОАО «ВАТИ»

ОАО «Поволжье»

ОАО «Поволжье»

ООО «СтарДистрибьюшн-Компани»

ОАО «ВТЗ»

Индивидуальный курс

МДОУ д/с № 59

 

МДОУ д/с № 36

 

МДОУ д/с № 63

ОАО «ВАТИ»

Консалтинговая фирма «Отечество»

Волгоградский Сбербанк

Обучение оператора-пользователя ПЭВМ

Обучение оператора-пользователя ПЭВМ

Обучение работе в Microsoft Word

Обучение работе в Microsoft Excel

Английский язык

 

Обучение по программе развития персонала "Резерв"

Логопедия

"Технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми"

"Технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми"

"Сюжетно-ролевая игра: организация и руководство"

Обучение оператора-пользователя ПЭВМ

Психология делового общения

Психология делового общения

- с точки зрения государственных учебных стандартов необходимо предусмотреть увеличение часов изучения иностранных языков. Современная учебная нагрузка является недостаточной для свободного владения ими. При всем том пpaктика показывает, что специалисты владеющие хотя бы одним иностранным языком легче находят работу и имеют значительно более быстрый карьерный рост;

- исходя из анализа развития глобализационных процессов наибольший удельный вес в мировой экономике имеет Китай. Темпы его роста позволяют говорить, что уже через 25 - 30 лет он займет место безусловного лидера. Принимая во внимание, что наша страна имеет с ним весьма протяженную границу, которая делает неизбежными теснейшие экономические связи, необходимо предусмотреть введение в высшей школе России изучения китайского языка;

- высокий динамизм современной экономики обуславливает необходимость систематической подготовки и оценки персонала. Следует более широко развивать систему аттестации кадров, в особенности в государственных организациях, а для их подготовки использовать систему непрерывного образования.


[1] Турчинов А.И. Актуальные проблемы государственной кадровой политики Российской Федерации // Формирование управленческого кадрового потенциала в регионе. Сборник матералов международной научно-пpaктической конференции, состоявшейся в г.Белгороде 24 мая 2002 г. - Белгород, 2002


СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ, ФАКТОРАХ РИСКА, ПАТОГЕНЕЗЕ ВНУТРИУТРОБНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ПЛОДА. СООБЩЕНИЕ I. ЗНАЧЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ПАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ВНУТРИУТРОБНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ПЛОДА. ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ, ФАКТОРАХ РИСКА, ПАТОГЕНЕЗЕ ВНУТРИУТРОБНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ПЛОДА. СООБЩЕНИЕ I. ЗНАЧЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ПАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ВНУТРИУТРОБНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ПЛОДА. ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИИ Анализ данных литературы и результатов собственных наблюдений за беременными с внутриутробным инфицированием плода, находящихся на стационарном лечении в Перинатальном центре г. Энгельса свидетельствуют о том, что ведущими этиологическими факторами ВУИ плода являются xлaмидии , микоплазмы, уреаплазмы , вирусы простого гepпeса 1и 2 типов, а также цитомегаловирусы. Чаще всего при внутриутробном инфицировании плода встречается смешанное инфицирование вирусно-бактериальной, вирусно-вирусной природы и их различные ассоциации с трихомонадами, включающие трех и более возбудителей. ...

23 04 2024 12:41:57

ЗОЛОТО-МЕДЬ-МОЛИБДЕН-ПОРФИРОВЫЕ РУДЫ

ЗОЛОТО-МЕДЬ-МОЛИБДЕН-ПОРФИРОВЫЕ РУДЫ Рассмотренные  в  статье  особенности  геологического  строения и металлогении Восточной Тувы, в пределах которой сосредоточены  перспективные  объекты  золото-медно-молибден-порфировой рудной  формации,  позволяют  выделить  золото-медно-молибденовую  провинцию  площадью  около 70  тыс. км2. Приведена технология  обогащения  руды,  которая  обеспечивает  высокие  показатели  извлечения  золота, серебра, меди (общее  извлечение  в  концентраты  Au – 99,2 %, Ag – 92,0 %, Cu – 80,2 %). Полученный  концентрат  хаpaктеризуется  высокими  содержаниями  меди (50 %), а также  золота  и  серебра, что  позволяет  относить концентрат  к  медным  концентратам  высшей  марки  КМО (ГОСТ 48-77-74). ...

19 04 2024 11:17:56

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КРОВИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ  АНАЛИЗ  КРОВИ Статья в формате PDF 113 KB...

15 04 2024 16:12:17

РИТМ ИМЕННОЙ МОЛИТВЫ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

РИТМ ИМЕННОЙ МОЛИТВЫ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА Статья в формате PDF 78 KB...

14 04 2024 20:56:36

Новые приборы в реологии пищевых систем

Новые приборы в реологии пищевых систем Статья в формате PDF 114 KB...

07 04 2024 20:18:26

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ НАРУШЕНИЯ СОСТАВА ТЕЛА ДЕТЕЙ г. ЧЕБОКСАРЫ

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ НАРУШЕНИЯ СОСТАВА ТЕЛА ДЕТЕЙ г. ЧЕБОКСАРЫ За 2011 год в Республиканском Центре здоровья для детей г. Чебоксары проведено обследование условно здоровых детей и подростков в возрасте 5–17 лет с помощью биоимпедансного анализатора состава тела АВС-01 «МЕДАСС» (n = 2419). Целью исследования работы явились оценка хаpaктера направленности питания, уровня физической подготовленности, физического развития. Были проанализированы следующие показатели: жировая масса (ЖМ), активно-клеточная масса (АКМ), доля активно-клеточной массы (доля АКМ), скелетно-мышечная масса (СММ). Выявленные нарушения в виде избытка ЖМ у 39,0 % обследованных свидетельствуют о риске развития ожирения, снижение белкового компонента питания у 28,5 % и уровня двигательной активности у 21,0 % обследованных свидетельствуют о нерациональности питания и риске развития хронических неинфекционных заболеваний, снижения репродуктивной функции. ...

02 04 2024 11:20:18

ВЛИЯНИЕ МОЛЕКУЛ СРЕДНЕЙ МАССЫ НА АЛЬДЕГИДДЕГИДРОГЕНАЗНУЮ СИСТЕМУ ПЕЧЕНИ И ЭРИТРОЦИТОВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

ВЛИЯНИЕ МОЛЕКУЛ СРЕДНЕЙ МАССЫ НА АЛЬДЕГИДДЕГИДРОГЕНАЗНУЮ СИСТЕМУ ПЕЧЕНИ И ЭРИТРОЦИТОВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ Изучено влияние молекул средней массы, выделенных из обожженной in vitro печени на каталитические и кинетические свойства альдегиддегидрогеназы. Показано, что молекулы средней массы выступают в роли ингибиторов активности исследуемого фермента в эритроцитах и цитозоле печени. Отмечена корреляция уменьшения активности эритроцитарной и цитоплазматической альдегиддегидрогеназы под влиянием молекул средней массы. ...

28 03 2024 18:34:30

ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ

Образование и здоровье: сочетание этих понятий наполнено нравственным, социальным, политическим и экономическим смыслом. Здоровье для России должно стать зеркалом жизни, воспитания и образования, быть высшей ценностью государства ...

25 03 2024 3:59:40

Иммунная система и сердечная недостаточность

Иммунная система и сердечная недостаточность Статья в формате PDF 115 KB...

22 03 2024 11:53:27

РАБОТА ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫХ И ГИРОСКОПИЧЕСКИХ СИЛ

РАБОТА ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫХ И ГИРОСКОПИЧЕСКИХ СИЛ Показано, что бытующее до сих пор утверждение, что центростремительные и гироскопические силы работы не совершают, неверно. При движении тела с постоянной скоростью по круговой орбите непрерывно затрачивается работа на изменение направления движения (поворот вектора скорости). ...

21 03 2024 19:30:22

ФРЕЗЕРОВАНИЕ: ОПАСНОСТИ И ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ

ФРЕЗЕРОВАНИЕ: ОПАСНОСТИ И ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ Статья в формате PDF 253 KB...

20 03 2024 8:11:27

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::