ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Такое понимание сущности процессов развития личности ближе к положениям принципа субъективности, а также к идеям А.Ф.Лазурского и базисным положениям гуманистической психологии. По мнению одного из основателей гуманистической психологии А. Маслоу «..суть развития человека - стремление реализовать в процессе жизнедеятельности свой врожденный потенциал». Заметим, что потребности в самореализации являются у подавляющего большинства людей наименее удовлетворенными, а значит и всегда остроактуальными. Конкретная личность направлена на гармонизацию развития отношений в разных сферах деятельности, особенно профессиональной. Профессиональная же деятельность класса «человек-человек» многогранна и полифункциональна, поэтому выявление ее психологических особенностей должно происходить на социально-психологическом, психолого-акмеологическом, психолого-педагогическом и общепсихологическом уровнях [1].
Профессиональное становление субъекта происходит не только тогда, когда он начинает работать в одной из сфер деятельности, а значительно раньше, еще на этапах профессионального образования, в период обучения в вузе. Через содержание вузовского образования реализуется социальный заказ общества к образованности, воспитанности и развитости личности; психологически адаптированной в системе общих интеллектуальных и пpaктических навыков и умений, способов поисковой и профессионально-творческой деятельности; эмоционально-ценностного отношения к действительности, которым должен овладеть будущий специалист в процессе обучения [2].
В настоящее время в нашей стране идет активный процесс изменений во всех сферах жизни общества, он динамичен и противоречив. Сложны и многообразны политические, идеологические, социально - экономические, социально-психологические преобразования, связанные со становление рыночных отношений. Процесс перемен затрагивает и сферу образования. Цель современного высшего образования - не просто подготовка узких специалистов для конкретной области деятельности, а развитие личности каждого человека, расширение его профессиональной и социальной компетентности и повышение общей культуры. В этих условиях главной задачей высшей школы становится - научить будущего специалиста учиться, ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации, научить его мыслить самостоятельно, критически и творчески. В связи с этим меняется хаpaктер и содержание профессиональной деятельности будущих выпускников высшей школы, которые готовятся работать в сфере экономики и управления. Объективно выдвигаются принципиально новые требования к работе руководителей и специалистов государственной службы, к организации их подготовки, формированию профессионального мастерства в области управления. Основа квалификации будущих менеджеров-управленцев может быть заложена уже в рамках базовой управленческой подготовки на уровне высшей школы, так как требуется системный подход для формирования и развития личности специалиста, его профессионализма. Профессионализм - это не только достижение субъектом деятельности высоких профессиональных вершин, но непременно и наличие психологических качеств, свойств и таких компонентов, как сознательное отношение к труду, удовлетворенность им. Е.А.Климов профессионализм понимает не как просто новый высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенную систему организации сознания, психики человека [3]. Таким образом, профессионализм личности и деятельности - это, образно говоря, две стороны одного и того же явления, категории, отражающие свойства, находящиеся в диалектическом единстве.
Развитие личности не всегда протекает по типу ее самосовершенствования. Чаще, основным механизмом ее формирования и развития остается направляемый воспитанием процесс. Таково формирование личности в труде, в общении в коллективных взаимодействиях, то есть в определенных естественно складывающихся или специально организуемых воспитателем объективных обстоятельствах жизнедеятельности индивида. Но роль определяющих, ведущих факторов развития в данном случае выполняет система объективно предъявляемых человеку требований, в процессе которой и начинается формирование и развитие требуемых черт личности.
Современная психология исходит из невозможности кардинально переделывать психологию людей в течение короткого запланированного периода и из необходимости использовать и развивать сильные, нейтрализуя слабые стороны человека. Поэтому в проблеме повышения эффективности управления все более осознается необходимость изучения целостной системы психологических хаpaктеристик, включающих личностно-деловые и личностно-профессиональные качества, которые рассматриваются в плоскости процессуального развития профессионализма. При подготовке будущих менеджеров, исходя из требований профессии, возрастает значение развития таких личностных качеств как целеустремленность, предприимчивость, порядочность, упорство, коммуникабельность, готовность к обоснованному риску, способность увлекать за собой людей для достижения поставленной цели. Именно они, наряду с другими, образуют ядро того, что принято называть «лидерским качествами». Как показано во многих исследованиях зарубежных и отечественных авторов, наличие таких качеств позволяет менеджеру более успешно работать, способствует формированию у него высокой мотивации и коммуникативных способностей.
В проведенном нами исследовании среди студентов факультета экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института, учитывая специфику будущей профессиональной деятельности, были найдены подходы и обоснован выбор интегративной модели развития профессионально важных лидерских качеств в процессе вузовского образования. Гибкость системы психодиагностики и методики, используемые в психологическом анализе личности, могли позволить продиагностировать те качества, которые будут обеспечивать профессиональную направленность деятельности специалистов и повышение уровня их профессионализма на этапах становления.
Результаты показали, что в формировании и развитии системы профессионально важных хаpaктеристик субъекта управленческой деятельности важную роль играют психолого-акмеологические особенности развития лидерских качеств, имеющие неоднозначную, сложную динамику. Эта динамика зависит как от общих закономерностей онтогенеза человека, под влиянием которых при переходе от юности к взрослости происходит перестройка внутренних психологических структур, так и от социально-экономических условий, в которых оказывается человек. Условия же не остаются неизменными и, как следствие, постоянно предъявляют к нему различные требования. Динамика развития лидерских качеств также зависит от уровня рефлексивной самоорганизации студентов, которая проявляется в поведении, деятельности и отношениях на основе ценностных и интеллектуальных критериев, обусловленных данной профессией, за счет последовательных переходов во временных отрезках обучения.
Для развития профессионально важных качеств личности будущих специалистов необходима своевременная осведомленность о будущей профессии, более раннее вхождение в пpaктическую область избранного пути при помощи эффективных форм и методов обучения. Этому помогут специальные тренинги, пpaктикумы, деловые и ролевые игры, индивидуальная работа по саморазвитию личности будущего специалиста, использование метода акмеограммы, опирающегося на систему требований, условий и факторов, способствующих достижению высокого уровня профессионализма. Психолого-акмеологические инварианты, используемые в новых технологиях обучения, разнообразны и варьируют в зависимости от конкретных и оперативных целей, направленных на обеспечение развития опыта профессионально-творческой деятельности будущих специалистов. Гибкая система образования, уход от стереотипов, позволят раскрыть и активизировать внутренний потенциал личности, расширить ее профессиональную и социальную компетентность, повысить общую культуру и реализовать профессиональные потребности в процессе обучения в вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: Хаpaктеристики и условия достижения. М., 1998. С.20-21.
- Валеева Н.Ш. Научно-педагогические основы подготовки руководителей специалистов для МП. - Казан. гос. технол. ун-т.- Казань, 2000. - 208с.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: МПСИ, 1995. - С. 127.
Статья в формате PDF 130 KB...
28 04 2024 23:17:41
Статья в формате PDF 108 KB...
26 04 2024 0:14:49
Статья в формате PDF 146 KB...
25 04 2024 17:22:53
Статья в формате PDF 476 KB...
24 04 2024 0:54:30
Статья в формате PDF 315 KB...
23 04 2024 20:52:30
Изучены онтогенез и возрастная структура ценопопуляций многолетних травянистых поликарпических видов, относящихся к различным типам экобиоморф: стержнекорневых – дягиль лекарственный (Angenica archangelica L.) и цикорий обыкновенный (Cichorium intybus L.) и длиннокорневищных – вязель разноцветный (Coronilla varia L.).В онтогенезе выбранных видов выделены следующие 4 периода и 9 возрастных состояний: 1). период первичного покоя (покоящиеся семена); 2). виргинильный период (проростки, ювенильное, имматурное, виргинильное); 3). генеративный (молодое, средневозрастное, старое генеративное); 4). сенильный (сенильное). Изучение возрастной структуры ценопопуляций данных видов было проведено в сравнительно-георафическом аспекте с учетом приуроченности к определенным типам растительных сообществ. Установлено наличие полночлeнных возрастных спектров, представленых прегенеративными, генеративными и сенильными растениями с преобладанием молодых вегетирующих особей. Преобладающим типом самоподдержания дягиля и цикория является семенное, а вязеля – вегетативное размножение. Отмечено, что возрастные спектры ценопопуляций выбранных видов имеют адаптивный хаpaктер, заметно меняются в зависимости от условий внешней среды и антропогенного воздействия и отражают флуктуационный хаpaктер динамических процессов в фитоценозах. ...
21 04 2024 3:12:42
Статья в формате PDF 358 KB...
19 04 2024 5:18:13
Статья в формате PDF 263 KB...
18 04 2024 7:50:44
Статья в формате PDF 105 KB...
17 04 2024 23:36:54
Бесплодие в бpaке – это не только физическое, это еще всегда психологическое и социальное нeблагополучие. В последние годы интерес к проблеме психологических факторов при бесплодии возрос. Влияние психологического состояния, обусловленного бесплодием, на результат лечения признается пpaктически всеми исследователями. Реакция на бесплодие независимо от того женское оно или мужское, сильнее выражено у женщин. Возраст и длительность бpaка не влияют на остроту стресса. Наиболее сильное чувство депрессии у женщин выражено на 2-3 год после выявления бесплодия, а после 3-4 лет начинается адаптация к бесплодию. Отмечено, что женщинам с идиопатическим бесплодием присущ больший оптимизм, в отличие от пациенток, бесплодие которых было обусловлено заболеванием, требующим хирургического лечения. В последние годы разработаны различные методики психологической коррекции и лечения психических расстройств при бесплодии. ...
16 04 2024 18:36:38
Статья в формате PDF 832 KB...
15 04 2024 8:39:27
Статья в формате PDF 367 KB...
14 04 2024 20:38:47
Статья в формате PDF 113 KB...
13 04 2024 18:25:20
12 04 2024 11:17:40
Статья в формате PDF 359 KB...
11 04 2024 0:29:28
Статья в формате PDF 161 KB...
10 04 2024 14:28:21
Статья в формате PDF 100 KB...
09 04 2024 3:50:52
Статья в формате PDF 267 KB...
08 04 2024 14:24:47
Статья в формате PDF 118 KB...
06 04 2024 7:18:30
Статья в формате PDF 243 KB...
05 04 2024 9:35:51
Статья в формате PDF 115 KB...
03 04 2024 20:59:31
Статья в формате PDF 258 KB...
02 04 2024 2:53:27
Статья в формате PDF 315 KB...
31 03 2024 7:41:57
Статья в формате PDF 108 KB...
30 03 2024 10:14:58
Статья в формате PDF 113 KB...
29 03 2024 5:50:55
Статья в формате PDF 266 KB...
27 03 2024 20:40:34
Статья в формате PDF 107 KB...
26 03 2024 17:47:59
Статья в формате PDF 112 KB...
25 03 2024 21:50:32
В настоящее время, только глухой не услышит рассуждений о влияние магнитных бурь на здоровье человека, но и он найдет массу публикаций на эту тему. И все они, за исключением чисто научных сообщений, негативно оценивают воздействие магнитной бури на организм человека. Так ли это? Земля, как планета и человек, проживающий, на ней являются, участниками вселенской карусели с парадными построениями планет, определяющими процессы на небезразличной для нас звезде под названием Солнце. Миллионы лет до нашей планеты и тысячи лет до нас доходит информация из Вселенной, которую мы не можем понять силой своего разума. Астрологи древних цивилизаций смогли определить строгую последовательность движения планет и зависимых от этого изменений на Земле. Так видимо родилось наше представление о времени, цикличность которого не могла быть не замечена. Цикличность Космических событий можно выделить как первооснову Земной жизни. И в этой жизни циклы активности Солнца занимают особое место. Хорошо известно, что в основе многих восточных религий лежит двенадцатилетний событийный цикл. Не трудно предположить, что такая периодичность могла быть определена одиннадцатилетним циклом Солнечной активности (одиннадцать лет – это усредненное значение за сотни лет измерений, при разбросе от 7 до 17 лет). С такой периодичностью связано множество процессов на Земле: извержение вулканов, наводнения, техногенные катастрофы, изменения социально-политических формаций, уровня cмepтности и рождаемости, динамики инфекционных заболеваний, урожайности и многие другие. Не трудно предположить, что одиннадцатилетние циклы Солнечной активности наиболее значимы для жизни человека, длительность которой ограничена 6-9 циклами. ...
23 03 2024 10:18:52
Статья в формате PDF 106 KB...
22 03 2024 8:21:20
Статья в формате PDF 253 KB...
21 03 2024 6:11:35
Статья в формате PDF 112 KB...
20 03 2024 22:41:22
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::