И.Я. ЯКОВЛЕВ И И.Н. УЛЬЯНОВ – ОРГАНИЗАТОРЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

И.Я. ЯКОВЛЕВ И И.Н. УЛЬЯНОВ – ОРГАНИЗАТОРЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЕ

И.Я. ЯКОВЛЕВ И И.Н. УЛЬЯНОВ – ОРГАНИЗАТОРЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЕ

Сергеев Т.С. Ефимов А.Л. Статья в формате PDF 134 KB

Осенью 2008 г. педагогическая общественность Чувашской Республики отметила 130-летие со времени открытия женского училища при Симбирской чувашской школе, положившего начало массовой подготовке учителей из среды чувашских женщин и вовлечению их в широкую культурно-просветительную деятельность.

Как известно, крестьянский сын из чувашского деревни Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне входит в Тетюшский района Республики Татарстан) Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930 гг.), еще будучи гимназистом, 28 октября (9 ноября) 1868 г. на свои средства открыл чувашскую школу интернатного типа для четырех мальчиков, жителей своего уезда. И. Я. Яковлев нашел активную поддержку со стороны передовых представителей интеллигенции, особенно Ильи Николаевича Ульянова (1831-1886 гг.), назначенного в сентябре 1869 г. инспектором народных училищ Симбирской губернии (Циркуляр по Казанскому учебному округу. - 1876. - № 3. - С. 44). Вся семья Ульяновых поддерживала детище И. Я. Яковлева и принимала в его судьбе деятельное участие (подробнее см. : Сергеев, Т. С. Роль семьи Ульяновых в судьбе Симбирской чувашской учительской школы / Т. С. Сергеев // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2008. - № 1 (57). - С. 143-149).

Имея в виду отсутствие школ для чувашек, И. Я. Яковлев еще будучи студентом Казанского университета, 22 декабря 1870 г. в своей докладной записке на имя попечителя Казанского учебного округа указывал на необходимость просвещения чувашских женщин, на организацию для них особых школ (Яковлев И.Я. Из переписки / И.Я. Яковлев. - Чебоксары, 1989. - С. 54).

Приступив в 1875 г., по окончании Казанского университета, к исполнению должности инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, И. Я. Яковлев оставался руководителем чувашской школы в Симбирске. Введя в программу обучения своих воспитанников новые предметы и увеличивая часы пpaктических занятий, он придавал чувашской школе хаpaктер учительской семинарии. Летом 1876 г. он писал в разные вышестоящие инстанции по этому поводу. Только 4 апреля 1877 г. эта школа официально была преобразована в центральную чувашскую с разрешением готовить учителей для чувашских школ Казанского учебного округа «впредь до открытия в этом округе чувашской учительской школы» (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 6. - Л. 148). Затем И. Я. Яковлев задался задачей открытия женского класса при этой школе. Однако царское правительство не спешило открывать женские учебные заведения. Убедившись в бесполезности ходатайств, а И. Я. Яковлев решил женское училище за свой счет. 29 сентября 1878 г. он писал попечителю Казанского учебного округа:

«В текущем сентябре месяце в Симбирскую центральную чувашскую школу из Казанской и Симбирской губерний поступило 11 девочек из чуваш в возрасте от 7 до 14 лет, большею частью неграмотных и имеется в виду поступление нескольких девочек» (ГИА ЧР. - Ф. 501. - Оп. 1. - Д. 207. - Л. 43). Дeвoчки-чувашки изучали закон божий, чтение, письмо, русский язык, арифметику, церковное пение, рукоделие (ГИА ЧР. - Ф. 501. - Оп. 1. - Д. 207. - Л. 54). Домоводство включало в себя приемы ведения домашнего хозяйства, уход за детьми, кройку и шитье. Обучение продолжалось 6 лет. Позднее, когда стали поступать в основном окончившие двухклассные училища, обучались в течение 5 лет, в том числе 2 года в педагогических классах.

С 1882 г., когда число учениц удвоилось, Министерство все же утвердило бюджет женского училища при Симбирской чувашской школе в размере 1975 руб. (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - 38. - Л. 4 об.). Это равнялось пятой части бюджета всей школы (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 72. - Л. 5-9). Тогда в основных классах этой школы обучалось 80 человек (из них чувашей 73), в начальном училище - 19, в женском отделении - 21 человек (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 38. - Л. 4).

В 1884-1885 гг. И. Я. Яковлев построил новое здание в три этажа, в котором первый и второй этажи каменные, третий - деревянный. Третью часть верхнего этажа занимала квартира И. Я. Яковлева, а остальные две трети - женское отделение.

В 1890 г., когда было утверждено Положение о Чувашской учительской школе, означавшее преобразование ее в учительскую семинарию, женское отделение не вошло в структуру учебного заведения и должно было закрыться. Согласно Положению от 6 февраля 1890 г. женское училище могло существовать только на частные средства. Поэтому в 1890-1892 гг. учителя и воспитательница занимались безвозмездно, за счет личных средств руководителя школы. События получили неожиданный поворот после посещения в июле 1891 г. Симбирской чувашской учительской школы и педагогических курсов обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым. В следующем году он передал «яковлевской» школе 2000 руб. Кроме того, Православное миссионерское общество начиная с 1 июля 1892 г. ежегодно выделяло на женское училище 2700 руб. (Яковлев И. Я. Становление системы образования чувашского народа / сост. Л. П. Куpaков и др. - Чебоксары, 2004. - С. 116-117).

В 1892/93 учебном году женское училище состояло из двух отделений, в которых обучалась 41 дeвoчка. Все учащиеся пользовались бесплатно готовым помещением, столом, учебными принадлежностями, баней, чисткой белья, но носили свою одежду. Учеба и повседневный быт шли по установленному на многие годы распорядку. Воспитанницы жили дружно, скромно, строго выполняя христианские обряды (НАРТ. - Ф. 92. - Оп. 1. - Д. 18634. - Л. 10); Православный собеседник. - 1893. - № 11. - С. 23-40).

Наряду с Казанской инородческой, Казанской татарской, Вольской, Порецкой учительскими семинариями, Казанской земской женской, Казанской татарской, Самарской земской женской учительскими школами, открытое И. Я. Яковлевым женское училище при Симбирской чувашской школе вносило заметный вклад в расширение контингента учителей. Если в 1868 г. было всего 15 учителей-чувашей, то через тридцать лет - 558 (в 40 раз больше!), в том числе 176 учительниц (Первая перепись населения 1897 года. - СПб., 1905. - Т. 2. С. 48, 343).

К сентябрю 1900 г. из окончивших женское училище Симбирской чувашской школы 48 учительниц работали училищах разного ведомства Симбирской (21 человек), Казанской (14), Уфимской (8), Самарской (4), Саратовской (1) губерний. Они успешно привлекали девочек для учебы в школе (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 286. - Л. 8 об.).

Не дожидаясь официального разрешения, И. Я. Яковлев осенью 1900 г. открыл при Симбирской чувашской учительской школе женские педагогические курсы на 20 человек на базе функционировавшего с 1891 г. женского училища, которые были узаконены в начале 1902 г. Бюджет курсов был утвержден в сумме 2240 руб. (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. Д. 286. - Л. 50 об.). В дальнейшем число воспитанниц колeбaлось в пределах 25-28 человек (ГИА ЧР. - Ф. 207. -
Оп. 1. - Д. 506. - Л. 14-26).

1 октября 1907 г. женское училище при Симбирской чувашской школе было преобразовано в двухклассное приходское училище. На его содержание Министерство выделяло 3700 рублей, а Православное миссионерское общество - 3300 руб. в год (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. -
Д. 974. - Л. 10-11).

Женские педагогические курсы в Симбирске с 1 июля 1912 г. были преобразованы в трехгодичные с годовым бюджетом 6 тыс. руб. (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 974. - Л. 79). К 1 января 1914 г. на них обучались 73 слушательницы, в том числе 52 чувашки, 31 - русская (ГИА ЧР. Там же. - л. 80). Теоретические и пpaктические занятия занимали 30 часов в неделю. Кроме общеобразовательных предметов, изучались : педагогика, дидактика, чистописание с методикой, гигиена, гимнастика. Каждая слушательница проводила в базовой начальной школе не менее 10 пробных уроков. Рукоделию и скрипичной игре обучались во внеклассное время (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 974. - Л. 79 об.).

Преподавательский и административный состав курсов, состоящий из 14 человек, был достаточно опытный. И. Я. Яковлев читал воспитанницам женского училища и слушательницам педагогических курсов педагогику, дидактику, логику, училищеведение. Его жена Е. А. Яковлева, заведовавшая женским училищем, вела гигиену, домоводство, русский язык и литературу и другие предметы, причем чаще всего бесплатно. Она проработала в Симбирской чувашской школе с 1878 по 1922 г. и оставила добрую о себе память. Воспитанницы хорошо отзывались о ней, называли ее «русской мамой». (Женскому педагогическому образованию в Чувашии 100 лет: буклет / авт-сост. А. Марков, Н. Краснов, П. А. Емелькин, М. В. Илларионова. - Чебоксары, 1978).

К началу 1917 г. в Симбирской чувашской учительской школе, в мужском и женском начальных училищах и на женских педагогических курсах насчитывалось 273 учащихся из чувашей, русских, мордвы. Их обучением и воспитанием занимались 35 человек. В библиотеках хранилось около 14 тыс.книг, в учебных кабинетах - более
2 тыс. учебных пособий. В распоряжении учебных заведений находилось более 300 гектаров земли, большая животноводческая ферма, пасека, сад, огород, питомник, учебно-производственные мастерские. Учительская школа и женские педагогические курсы выпускали специалистов широкого профиля, близко знавших крестьянский быт и имеющих навыки сельскохозяйственного и ремесленного труда. По данным на 1911 г., школ, обучавших садоводству, огородничеству и пчеловодству, в Казанской губернии было 59, Вятской - 46, Самарской - 33, Саратовской - 32, Астpaxaнской - 2, Симбирской - 112 (Однодневная перепись начальных школ империи, произведенная 18 января 1911 года. - СПб., 1913. - Вып. VI. - Часть I. - С. 112-119).

По подсчетам Н. Г. Краснова, со времени основания к концу 1917 г. в Симбирской чувашской учительской школе и на женских педагогических курсах при ней обучались 1233 человека (Краснов Н. Г. И. Я. Яковлев и его потомки Н.Г. Краснов. - Чебоксары, 1998. - С. 106). На женщин приходится третья часть питомцев национальной учительской школы. Женское училище и педагогические курсы при Симбирской чувашской школе дали плеяду женщин-педагогов и общественных деятелей (М.Д. Трубина, А.Ф. Фаддеева, Е.Я. Орлова, Е.Д. Ванерке, О.В. Урукова, И.Д. Глухова, М.Н. Николаева, Ф.Д. Дмитриева (Ижедер), А.И. Овчинникова, А.И. Токсина и др.), которые внесли достойный вклад в просвещение и культуру родного народа, претворив в жизнь заветы выдающихся просветителей народов Поволжья И.Я. Яковлева и И.Н. Ульянова.


ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ ДМИТРИЕВ

ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ ДМИТРИЕВ Статья в формате PDF 317 KB...

26 04 2024 2:45:42

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 239 KB...

24 04 2024 2:52:11

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Статья посвящена анализу рынка бытовых услуг Саратовской области. Дается хаpaктеристика объема и структуры потрeбления, места бытовых услуг в системе предпочтений граждан, обеспеченности бытовыми услугами населения городской и сельской местности, анализируется распределение оказывающих бытовые услуги организаций по формам собственности. ...

23 04 2024 23:28:38

НПВС В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ РОЖИ

Статья в формате PDF 121 KB...

14 04 2024 4:53:17

МИКРОЦИРКУЛЯТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНОЙ ЗОНЫ У ДЕТЕЙ

МИКРОЦИРКУЛЯТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНОЙ ЗОНЫ У ДЕТЕЙ Обследовано 109 детей 8-15 лет с эрозивно-язвенными и неэрозивными формами гастродуоденальной патологии в динамике заболевания. В острой фазе заболевания при деструктивных формах поражения выявлена перестройка терминального русла, замедление кровотока во всех сосудах, сопровождающееся внутрисосудистой агрегацией эритроцитов, изменением их реологических свойств в сочетании с изменениями центральной гемодинамики. Установлена выраженная коррелятивная связь гемореологических нарушений с кислотообразующей и ощелачивающей функциями желудка. ...

08 04 2024 22:48:23

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ МИГРАНТОВ-РЕПАТРИАНТОВ

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ МИГРАНТОВ-РЕПАТРИАНТОВ На здоровье населения особое влияние оказывают экологические, гигиенические, социально-медицинские причины. В работе была реализована специально созданные социологические карты. Результаты социологического исследования показали, что к причинам, сильно влияющим на здоровье мигрантов-репатриантов относятся экологически нeблагоприятные условия окружающей среды. Заболеваемость мигрантов-репатриантов, проживающих в высокой степени опасности экологически наблагоприятных районах достигает от 2227,9 до 3010,9 ‰. Этот показатель указывает на значительное повышение показателей мигрантов, проживающих районах, где экологическая обстановка средняя, низкая и неопасная .Между загрязнением атмосферного воздуха и почвы и патологиями иммунной системы, минерализацией воды и заболеваниями мочепoлoвoй системы, загрязнением атмосферного воздуха и патологиями дыхательных путей есть прямая и в высокой степени связь. ...

06 04 2024 5:32:55

ИСЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА ВОЗДУХОРАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КААР-30М

ИСЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА ВОЗДУХОРАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КААР-30М В статье отражен анализ работы действующей системы предварительного охлаждения воздуха (СПОВ) воздухоразделительной установки (ВРУ) КААр-30М; выявлены основные проблемы действующей СПОВ; предложены технологические решения, которые способствуют преодолению существующих недостатков и проведен сравнительный анализ действующей и модернизированной систем по основным показателям. ...

22 03 2024 0:22:40

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ КА И ВЫРАБОТКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ КА И ВЫРАБОТКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ При управлении автоматическими космическими аппаратами (КА) важной проблемой является обеспечение надежного и оперативного анализа и диагностирования работоспособности бортовых систем. Это позволит своевременно выявить негативные тенденции в работе бортовой аппаратуры и предотвратить их развитие. Наибольшую актуальность проблема приобретает при управлении КА со сложными бортовыми системами, хаpaктеризующимися большим объемом телеметрических параметров, а так же при необходимости выдачи комaндных воздействий непосредственно в сеансах связи. Существующий опыт управления КА показывает, что в ряде случаев только своевременная выдача комaнд немедленного исполнения позволила обеспечить выполнение программы полета КА [1]. В настоящей работе предлагается общий подход к решению указанной проблемы, основанный на создании адекватных моделей анализа и диагностики функционирования бортовых систем и алгоритмов автоматизированной выработки рекомендаций по воздействию на КА. Ожидается, что использование в пpaктике управления таких моделей и алгоритмов даст возможность существенно повысить эффективность работы аппаратуры, в том числе за счет оперативного устранения возникающих на борту нештатных ситуаций. ...

19 03 2024 17:50:28

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::