ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕХМЕРНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ЧАСТИЧНЫХ И ПОЛНЫХ АДЕНТИЙ
За последние годы в нашей стране и за рубежом произошло стремительное развитие и внедрение в различные сферы человеческой деятельности электронно-вычислительной техники и компьютерных систем, в том числе 3-D моделирования [1-3, 5]. При этом органическим и принципиально неустранимым недостатком традиционного текстового и схематического представления стоматологических знаний является то, что он не позволяет задействовать огромные резервы производительности человеческого мозга, связанные с его способностью к скоростной обработке больших массивов воспринимаемой информации. Замена же части текста или сопровождение его приближенным к естественному аналогу графическим трехмерным объектом включает в работу симультанные механизмы восприятия и мышления, резко повышая продуктивность мозга. В то время, как врачи-стоматологи в силу своей профессиональной деятельности занимаются объемным моделированием (пломбы, одиночные искусственные коронки, мостовидные протезы, съемные протезы, и т.д.) объемному отображению преподаваемого материала придается все большее значение.
С этой точки зрения основой развития клинического мышления и постановки диагноза является создание трехмерных диагностических моделей с применением соответствующего программного обеспечения. Так с помощью программного обеспечения «3D Studio MAX» были составлены картоиды (чертежи-схемы) челюстей и их трехмерные модели.
В то время, как врачи-стоматологи и зубные техники в силу своей профессиональной деятельности занимаются объемным моделированием (пломбы, одиночные искусственные коронки, мостовидные протезы, съемные протезы, и т.д.) объемному восприятию изучаемого материала придается все большее значение. Ввиду этого автором разработаны дидактическо-диагностические модели клинических классификаций, применение которых на основе максимального приближения видовых образов к естественному состоянию в полости рта а также адаптации к нему анатомических схем топографо-клинической диагностики позволяет получить объемное изображение всех 4 классов с соответствующими подклассами с целью высокоэффективного восприятия [4, 6].
Информатизация образования в последние годы, основанная на использовании средств новых информационных технологий [7, 8], направлена на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих стимулирование познавательной активности, овладение умением самостоятельно приобретать и закреплять новые знания.
При рассмотрении взаимодействия визуального и других способов представления информации можно выделить следующие уровни взаимодействия:
1. Динамическое визуальное представление׃
2. реальный процесс;
3. виртуальная реальность;
4. видеоизображение (плоскостное или трехмерное).
Применение в лекционном курсе геростоматологии объемной схематизации - процесса выявления наиболее важных элементов текстового материала и преобразования их из графической плоскостной схемы в объемную форму (при этом возможно применение анимации как последовательное включение элементов от менее значимых - к более значимым), на основе специально разработанных приемов, например анимированная трaнcформация верхней и, или нижней челюстей, соответственно различным возрастным периодам методов, которые позволяют облегчить работу по изучению сложных информационных блоков, хаpaктеризующихся, как «трудноусвояемый материал» за счет исключения второстепенных деталей (или их группировки), повышения наглядности и доходчивости текстового материала.
Наличие программно-методического обеспечения, с включением трехмерной графики и анимации ориентированного на поддержку преподавания возрастных изменений, в курсе ортопедической стоматологии, объектно-ориентированных программных систем, предназначено для формирования как учебной, так и информационной культуры, а также учебного и демонстрационного оборудования в учебном процессе, информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности со средствами новых информационных технологий.
На сегодняшний день максимальное количество информации может быть передано аудитории в наиболее популярных презентациях, созданных в формате.ppt, а трехмерной графики в средах 3Ds MAX 7.0, Maya и т.д. Для этой цели целесообразно применять графические редакторы, такие, как Adobe Photoschop cs 8; Corel DRAW Graphics Suite 12.
В классе мультимедийных технологий при помощи мультимедийного проектора, или при прямом подключении к экрану телевизора изображение с монитора проецируется на экран для визуализации процесса обучения.
Средства схематизации применительно к преподаванию функциональной анатомии возрастных изменений в курсе ортопедической стоматологии, должны отвечать ряду основополагающих принципов, лежащим в основе способов представления информации:
- принцип лаконичности - графические средства должны содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения существенной информации;
- принцип преемственности - представленные аудитории блоки информации должны последовательно раскрывать заданную тему
- принцип автономности - четкое ограничение каждой части информации;
- принцип логической обоснованности - акцента на основных смысловых элементах
- принцип структурности - центральные части должны занимать узловое положение;
- принцип сочетаемости - изображение (3-D, видеоклип, или фотография) должно сопровождаться текстом или другим видом информации.
Одной из важных проблем в технологии создания трехмерного изображения возрастных изменений челюстей и его анимации является определение совокупности основных графических элементов, из которых формируются графические конструкции, обеспечивающие эффективное восприятие учебного материала. Эта проблема нами была успешно разрешена в результате разработки специального графического алфавита применительно к объемным стоматологическим объектам (верхней или нижней челюсти). Основу алфавита составляют составляющие графические элементы. Для улучшения восприятия и последующего моделирования смещения полного съемного протеза при данной атрофии, контуром показаны основные плоскости (фронтальная, сагиттальная и т.д.). При разработке слайда (схемокадра) содержащего трехмерное изображение в качестве средств визуализации используются автономные графические конструкции, которые в свою очередь состоят из ряда графических элементов (верхняя челюсть, нижняя челюсть, верхний зубной ряд, нижний зубной ряд). Эти элементарные графические элементы с помощью линий связи объединяются в графические конструкции, отдельные элементы которых при помощи программных средств обеспечения приводятся в движение (открывание рта, выдвижение нижней челюсти, боковые движения челюстей). В ряде случаев, линии связи в графических конструкциях могут отсутствовать. Совокупность элементарных графических элементов и графических конструкций образуют графический конструктор, используя который создается последовательность объемных схемокадров, составляющих основу схемокурса.
Кроме истинно трехмерной графики возможно применение в структурированном учебном процессе псевдообъемной графики, которая так же может быть как статической, так и динамической (анимированной). Как результат анимации может быть представлена постепенная атрофическая деформация верхней или нижней челюсти. Параллельно с этим анализируются сложности в протезировании, возникающие при том, или ином виде деформации, с учетом векторов приложенных сил, действующих как на протез, так и на его естественную опору.
Список литературы
- Мусин М.Н. Геростоматологические особенности лечения осложнений протезирования в стоматологии // МИРВЧ Превенция и реабилитация в психологии, медицине, педагогике: проблемы теории и пpaктики. Материалы международной научно-пpaктической конференции. - СПб., 2003. - С. 50.
- Мусин М.Н., Непша В.Д., Новикова С.Г. Интеграция преподавания клинической фармакологии и стоматологических дисциплин на ФПКС // Сборник материалов научно-пpaктической конференции Актуальные проблемы стоматологии Перспективы развития последипломного образования специалистов стоматологического профиля. - М., 2003. - С. 98-100.
- Мусин М.Н. Повышение эффективности процесса обучения стоматологическим дисциплинам путем визуализации с применением 3-D графики и анимации // Cathedra - кафедра: стоматологическое образование в России. - 2005. - № 1 (13). - С. 39-42.
- Мусин М.Н. Повышение эффективности процесса обучения возрастных изменений челюстей путем визуализации с применением 3-D графики // Пародонтология. - 2005. - №2 (35). - С. 70-73.
- Мусин М.Н. Классификация дефектов зубных рядов Кеннеди с применением графики 3-D // LAB. СПб. - 2005. - № 2. - с. 2-5.
- Мусин М.Н., Бабаев А.О. Новые стандарты в ортопедической стоматологии и проблемы образовательной политики. Вопросы антропологии и геронтологии // Dental Market, СПб. - 2005. - №5. - С. 32-35.
- Мусин М.Н. Новые возможности в преподавании основ возрастной антропометрии в стоматологии // Cathedra - кафедра: стоматологическое образование в России. - 2006. - №2 (17) - С. 84-86.
- Мусин М.Н. Современная концепция геростоматологии (некоторые аспекты стоматологической имплантации). // Материалы IV научно-пpaктической конференции «Общество, государство и медицина для пожилых и инвалидов». - М., 2007. - С. 74.
Статья в формате PDF 157 KB...
27 04 2024 15:18:28
Статья в формате PDF 254 KB...
26 04 2024 13:26:50
Статья в формате PDF 118 KB...
25 04 2024 17:30:16
Статья в формате PDF 301 KB...
24 04 2024 16:46:31
Статья в формате PDF 116 KB...
23 04 2024 19:19:41
За 2011 год в Республиканском Центре здоровья для детей г. Чебоксары проведено обследование условно здоровых детей и подростков в возрасте 5–17 лет с помощью биоимпедансного анализатора состава тела АВС-01 «МЕДАСС» (n = 2419). Целью исследования работы явились оценка хаpaктера направленности питания, уровня физической подготовленности, физического развития. Были проанализированы следующие показатели: жировая масса (ЖМ), активно-клеточная масса (АКМ), доля активно-клеточной массы (доля АКМ), скелетно-мышечная масса (СММ). Выявленные нарушения в виде избытка ЖМ у 39,0 % обследованных свидетельствуют о риске развития ожирения, снижение белкового компонента питания у 28,5 % и уровня двигательной активности у 21,0 % обследованных свидетельствуют о нерациональности питания и риске развития хронических неинфекционных заболеваний, снижения репродуктивной функции. ...
22 04 2024 8:31:53
Статья в формате PDF 110 KB...
21 04 2024 5:33:42
Статья в формате PDF 118 KB...
19 04 2024 10:43:29
Статья в формате PDF 333 KB...
18 04 2024 5:22:53
Статья в формате PDF 129 KB...
16 04 2024 3:30:33
Статья в формате PDF 307 KB...
15 04 2024 6:50:36
Статья в формате PDF 136 KB...
14 04 2024 17:59:57
Статья в формате PDF 276 KB...
13 04 2024 9:39:30
12 04 2024 20:31:28
Статья в формате PDF 103 KB...
11 04 2024 20:27:21
Статья в формате PDF 253 KB...
08 04 2024 1:52:52
Статья в формате PDF 244 KB...
07 04 2024 7:46:21
Представлена система управления в формализованном виде, что облегчает анализ свойств системы, позволяет намечать пути ее совершенствования. ...
06 04 2024 3:39:29
Статья в формате PDF 108 KB...
05 04 2024 20:11:27
Статья в формате PDF 312 KB...
03 04 2024 15:12:20
02 04 2024 14:57:15
Статья в формате PDF 122 KB...
01 04 2024 10:15:38
Статья в формате PDF 105 KB...
31 03 2024 13:59:50
Статья в формате PDF 114 KB...
30 03 2024 21:45:57
Статья в формате PDF 115 KB...
29 03 2024 5:34:31
Статья в формате PDF 125 KB...
27 03 2024 17:22:41
Статья в формате PDF 144 KB...
26 03 2024 14:33:29
Статья в формате PDF 280 KB...
24 03 2024 4:44:27
Статья в формате PDF 331 KB...
23 03 2024 1:58:43
Статья в формате PDF 363 KB...
21 03 2024 3:19:19
Статья в формате PDF 114 KB...
20 03 2024 6:36:51
Статья в формате PDF 123 KB...
19 03 2024 9:26:10
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::