ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
В учебном пособии «Теория систем и системный анализ» рассмотрены основы теории систем и методология системного анализа. Описаны многокритериальные методы принятия решений в условиях неопределенности.
Принятие решения в большинстве случаев заключается в генерации возможных альтернатив решений, их оценке и выборе лучшей альтернативы.
Принять «правильное» решение значит выбрать такую альтернативу из числа возможных, в которой с учетом всех разнообразных факторов и противоречивых требований будет оптимизирована общая ценность, то есть она будет в максимальной степени способствовать достижению поставленной цели.
В учебном пособии рассмотрена задача принятия решений в сложной экономической системе на примере выбора приоритетных направлений инвестирования экономики Волгоградской области. Для этого создана математическая и информационная модели для прогнозирования стратегических направлений инвестирования Волгоградской области.
Существует большое количество методов прогнозирования и планирования в сложных экономических системах. В данном учебном пособии представлен комплексный подход к исследованию сложных экономических систем на основе построения иерархической модели задачи и построения сетевой модели задачи.
Способ решения данных моделей может состоять из двух вариантов. Первый вариант, когда иерархическая или сетевая модели системы рассчитываются с помощью экспертных методов. Второй вариант, когда данные модели рассчитываются с помощью вероятностных методов. Данные два подхода к решению сложных экономических систем могут значительно дополнять друг друга. К наиболее распространенным методам принятия решений относятся три группы методов: метод анализа иерархии, теория нечетких множеств и методы Electra.
Метод анализа иерархии основан на представлении знаний экспертов в виде иерархии целей, факторов, критериев, подкритериев и альтернатив. Предпочтения экспертов выявляются с помощью процедуры парных сравнений элементов иерархии нижележащих уровней относительно связанных с ними элементов более высокого уровня. Для измерения степени предпочтительности используется шкала отношений.
Одним из основополагающих методов принятия решений является теория нечетких множеств.
Ключевым элементом в теории нечетких множеств является понятие функции принадлежности. Эта функция отображает элементы множества U на множество вещественных чисел отрезка [0, 1], которые указывают степень принадлежности каждого элемента нечеткому множеству F, являющееся нечетким подмножеством множества U.
Теория нечетких множеств предоставляет разнообразные средства для принятия решений. Нечеткими множествами можно представить информацию о целях, критериях, альтернативах. Представление экспертных предпочтений с помощью нечетких множеств позволяет перейти от точечных оценок к интервальным, которые являются более устойчивыми в случае неточных и неполных данных. Математические методы принятия решений на нечетких множествах можно классифицировать по способу представления оценок альтернатив и критериев, по виду предпочтений и по способу упорядочения предпочтений. При точечном оценивании альтернатив по критериям, которые представлены нечеткими множествами, предполагается, что высокие значения функций принадлежности соответствуют наиболее желательным значениям критерия, а низкие - наименее желательным. Многокритериальный выбор сводится к получению значения интегрального показателя качества на основе точечных оценок альтернативных вариантов по критериям. Такой подход называют априорным, поскольку вся информация, необходимая для оценки альтернатив, заранее известна.
Другим подходом к многокритериальному решению задач является метод Electre. Данный подход был предложен в конце 60-х годов группой французских ученых во главе с профессором Б. Руа. Методы ELECTRE направлены на решение задач с уже заданными многокритериальными альтернативами. В этих методах не определяется количественно показатель качества каждой из альтернатив, а устанавливается лишь условие превосходства одной альтернативы над другой.
В учебном пособии также представлена модель управления большими системами на основе метода Монте-Карло. Экономические процессы в системах любой сложности могут быть формально выражены при помощи цепей Маркова и решены методом Монте-Карло за ограниченное время, зависящее только от требуемой точности вычислений.
Таким образом в учебном пособии представлен комплексный подход к исследованию сложных экономических систем.
Статья в формате PDF 123 KB...
27 04 2024 1:21:44
Статья в формате PDF 106 KB...
26 04 2024 21:57:31
Статья в формате PDF 124 KB...
25 04 2024 20:24:34
Статья в формате PDF 113 KB...
24 04 2024 12:24:39
Статья в формате PDF 263 KB...
23 04 2024 6:50:10
Статья в формате PDF 163 KB...
21 04 2024 20:24:55
Статья в формате PDF 144 KB...
20 04 2024 6:35:19
Статья в формате PDF 307 KB...
19 04 2024 3:59:31
Статья в формате PDF 314 KB...
18 04 2024 20:32:23
Патогенез грамотрицательного септического шока рассматривается с позиций нового класса пептидов - цитокинов, инициирующих и опосредующих токсичность молекулы липополисахарида. В механизмах церебральных расстройств при септицемии цитокины считаются ключевыми медиаторами, т.к. головной мозг, наряду с другими органами, является местом активного их синтеза. Считается, что основа будущих неврологических расстройств при эндотоксемии в эксперименте и клинике формируется вначале на молекулярном уровне и затем проявляется в виде морфологического субстрата на ультраструктурном уровне. При нeблагоприятном стечении обстоятельств прогрессирование процесса может привести к развитию клинической картины острой церебральной недостаточности или шокового мозга. ...
15 04 2024 17:59:33
Статья в формате PDF 257 KB...
14 04 2024 23:44:48
Статья в формате PDF 251 KB...
12 04 2024 21:12:20
Статья в формате PDF 121 KB...
11 04 2024 9:53:54
Статья в формате PDF 123 KB...
09 04 2024 7:10:51
Статья в формате PDF 384 KB...
08 04 2024 8:25:17
Статья в формате PDF 106 KB...
07 04 2024 4:48:30
Проведена разработка метода междисциплинарного экологического проектирования на основе профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии обучения. Метод позволяет интегрировать знания студентов технических специальностей из разных наук вокруг решения одной проблемы экологического содержания. Метод представляет собой процесс творчества студентов, решающий нестандартные научно-учебные задачи. Центральным понятием междисциплинарного экологического проектирования является проект. Ведущие хаpaктеристики проекта новизна, оригинальность и возможность последующего воплощения в пpaктику. Выполнение проектов требует от студентов проявления самостоятельности, нестандартных подходов к решению насущных экологических проблем, что соответствует современным тенденциям реформирования высшего профессионального образования. В целом междисциплинарное экологическое проектирование ориентировано на развитие самостоятельности студентов, их интеллектуальной, познавательной и творческой активности, позволяет выстроить учебный процесс в соответствии с профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологией, способствует развитию экологического сознания и формированию экологической компетенции студентов технических специальностей. ...
06 04 2024 12:28:36
Статья в формате PDF 100 KB...
05 04 2024 11:34:23
Статья в формате PDF 126 KB...
04 04 2024 22:43:28
Статья в формате PDF 227 KB...
03 04 2024 13:46:52
Статья в формате PDF 109 KB...
02 04 2024 13:58:44
Статья в формате PDF 124 KB...
30 03 2024 23:50:43
Статья в формате PDF 117 KB...
29 03 2024 2:36:29
Статья в формате PDF 129 KB...
28 03 2024 7:50:44
27 03 2024 9:37:29
Статья в формате PDF 131 KB...
26 03 2024 10:38:35
25 03 2024 16:40:36
24 03 2024 19:26:58
Статья в формате PDF 113 KB...
23 03 2024 6:52:49
Статья в формате PDF 119 KB...
21 03 2024 18:42:30
Статья в формате PDF 129 KB...
20 03 2024 18:55:35
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::