ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ (электронное учебное пособие)
История существования государств свидетельствует о том, что они отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические и государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
При всем многообразии форм государственного устройства одной из основных среди них является федерация. Федерации - самые сложные по форме государства. В связи с этим возникает множество пpaктических вопросов: как добиться полного равноправия всех субъектов федерации; как сохранить целостность государства и при этом не ущемить права и интересы других наций; как распределить функции и полномочия между федеральным центром и субъектами федерации; как сделать выбор между системами «симметричного» и «асимметричного» федерализма?
Неоднозначна в науке интерпретация и самой тpaктовки федерализма. В современной литературе можно выделить два основных подхода к нему. Согласно первому подходу, распространенному во многих европейских странах, включая Россию, федерализм понимается как определенный тип взаимоотношений между политическими образованиями различного уровня. Ключевым термином в данной системе аргументации является государство. Так, в интерпретации неоднократно обращавшегося к теме федерализма русского мыслителя И.А. Ильина федерация возможна только там, где имеется налицо несколько самостоятельных государств, стремящихся к объединению. Иначе говоря, федерация есть комплекс, связывающий отношениями координации (а не субординации) некую совокупность социальных институтов. В подобной тpaктовке федерализм предстает началом рукотворным: для его внедрения требуется лишь политическая воля, а двигателем такой организации является государственная власть.
В соответствии со вторым подходом, который отстаивают в основном североамериканские ученые, федерализм есть форма самоорганизации граждан, обеспечивающая согласование индивидуальных интересов. В данной парадигме федералистский эксперимент в США удался прежде всего потому, что построение принципиально новой, нецентрализованной государственности здесь начиналось с конкретного человека, обладавшего нерушимыми правами и свободами. Что же касается взаимоотношений между элементами государственной системы, то они были вторичными, «надстраивающимися» над личностным измерением федералистской идеи. Если первая концепция главным в федерализме считает внешнюю правовую сторону, то вторая - ориентирована на его человеческое содержание.
Оба вышеназванных подхода относятся к разделам правовой науки, в частности к теории государства и права. Однако проблемы федерализма изучаются в разделах не только юридической, но и социально-политической науки.
Спецкурс «Этнополитические и правовые проблемы федерализма в России» имеет междисциплинарный хаpaктер. Междисциплинарность курса проявляется в том, что:
- в нем используются базовые понятия и категории разных наук (этнологии, этнополитологии, психологии, социологии, политологии, юриспруденции, в частности государства и права, конституционного и международного права);
- употрeбляются понятия и категории, междисциплинарные по своей сути изначально, такие как: этнополитический конфликт, национальное государство, политизация этничности, федералистский ренессанс, этнонационализм;
- посредством данного курса формируется междисциплинарный (полилингводисциплинарный) язык научного знания, соединяющий в себе языки различных наук;
- анализируются отечественные и международные политические и правовые документы, регламентирующие различные аспекты межнациональных отношений.
Цель спецкурса - сформировать у обучающихся целостное представление о федерализме как политико-правовой форме государственного устройства России, наиболее адекватно отражающей все многообразие жизни российских этносов.
Статья в формате PDF 255 KB...
30 04 2024 3:23:35
Статья в формате PDF 113 KB...
29 04 2024 6:41:30
Статья в формате PDF 252 KB...
28 04 2024 8:28:19
Статья в формате PDF 120 KB...
27 04 2024 21:26:59
Статья в формате PDF 104 KB...
26 04 2024 4:58:52
Статья в формате PDF 255 KB...
24 04 2024 3:58:25
Статья в формате PDF 305 KB...
23 04 2024 23:57:38
Статья в формате PDF 245 KB...
22 04 2024 3:27:16
Статья в формате PDF 115 KB...
18 04 2024 7:27:55
Статья в формате PDF 132 KB...
17 04 2024 22:33:34
Статья в формате PDF 275 KB...
16 04 2024 14:59:31
Статья в формате PDF 262 KB...
15 04 2024 10:10:16
14 04 2024 0:44:48
Статья в формате PDF 129 KB...
13 04 2024 16:20:13
Статья в формате PDF 125 KB...
12 04 2024 21:45:52
Статья в формате PDF 107 KB...
11 04 2024 4:34:34
Статья в формате PDF 108 KB...
10 04 2024 0:27:17
Статья в формате PDF 172 KB...
09 04 2024 3:40:58
Статья в формате PDF 102 KB...
08 04 2024 6:40:29
Статья в формате PDF 110 KB...
06 04 2024 7:44:34
Статья в формате PDF 265 KB...
05 04 2024 14:44:27
Статья в формате PDF 100 KB...
04 04 2024 0:51:26
Статья в формате PDF 275 KB...
03 04 2024 2:36:38
Статья в формате PDF 245 KB...
02 04 2024 12:17:58
Статья в формате PDF 100 KB...
01 04 2024 8:10:19
Статья в формате PDF 124 KB...
31 03 2024 8:51:39
30 03 2024 23:56:14
Статья в формате PDF 120 KB...
28 03 2024 17:51:19
Статья в формате PDF 140 KB...
27 03 2024 19:24:41
Статья в формате PDF 106 KB...
26 03 2024 10:13:19
Статья в формате PDF 114 KB...
25 03 2024 16:53:55
Статья в формате PDF 348 KB...
24 03 2024 17:11:32
Статья в формате PDF 119 KB...
22 03 2024 12:12:12
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::