СВОБОДНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СВОБОДНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

СВОБОДНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Мильгуй Т. П. Статья в формате PDF 236 KB В условиях административно-комaндной экономики, плановое ведение хозяйства способствовало регулированию образовательного сектора в стране, поэтому отсутствовал свободный принцип формирования рынка образовательных услуг. После распада СССР, возникли рыночные отношения, подготовка специалистов в большей степени проходит «спонтанно», без учета потребностей рынка труда. Свободный выбор на рынке, описывает австрийский экономист Ф. Хайек, который в своих трудах констатирует факт полного отрицания вмешательства со стороны государства в регулирование рыночных процессов.

В своей лекции «Конкуренция как процеДypa открытия» Ф. Хайек использует два термина для описания рыночных отношений - это формирование рынка «спонтанным порядком» и «хозяйством». Теория «спонтанного порядка» предполагает свободный выбор индивидуумом его целеполаганий, основанных на собственных идеях и взглядах. Такой подход концентрируется на поддержании интересов одного или нескольких индивидов, реализация целей которых совпадает с их желаниями. Теория «спонтанного порядка» предоставляет возможность для индивида сделать выбор независимо от общественных потребностей, предполагая, что именно это и есть, то, что обществу необходимо «человек должен иметь свободу полностью использовать свои знания и мастерство, ... дабы он настолько содействовал достижению общих целей общества, насколько это в его силах» [1, с. 34]. Таким образом, стремление выразить свои желания за счет правильного выбора у индивида подконтрольны, прежде всего, внутренним инстинктам каждого, а не рыночным потребностям. В идеале идея рынка изначально предполагает свободный выбор для каждого из его участников. Свободный выбор для индивида - это цель получить то, чем по праву может владеть каждый. В теории «спонтанного порядка» этого можно добиться с помощью конкуренции, в теории «хозяйства» действует принцип «социальной справедливости». Однако, рассматривая в идеале способности индивида, Ф. Хайек отмечает, что «В спорте или на экзамене .... конкуренция, бесспopно, была бы лишена всякого смысла, если бы с самого начала нам наверняка, было известно, кто окажется лучшим» [2, с. 6]. Данное высказывание отвергает конкуренцию в принципе в оценке способностей индивида. Регулирование процессом отбора также может быть ошибочным, так как, делая выбор для одного, тем самым происходит отклонение другого с не менее незаурядными способностями.

Высшие учебные заведения сегодня на рынке образовательных услуг появляются в большей степени по принципу «спонтанного порядка» без согласия с рынком труда. Большое количество одинаковых специальностей, по которым сегодня проходит подготовка в Алтайском крае уже не отвечает потребностям общества и соответственно приводит к некоторым дисгармонии. Особенно сильно это проявляется среди высших учебных заведений, где высокая оплата за обучение. Большой процент абитуриентов отдают предпочтение специальностям из раздела «Экономика и управление» и «Правоведение». На сегодняшний день на алтайском рынке образовательных услуг можно наблюдать искусственно созданный престиж вокруг данных специальностей, подготовка по которым ведется почти во всех вузах края, не считая средние специальные учебные заведения.

Формирование рынка по принципу «спонтанного порядка» ведет к отсутствию регулирования поступающего контингента на специальности потребность, в которых для края велика. Это, прежде всего врачи, педагоги, социальные работники, в которых нуждается любой регион не зависимо от его отраслевого направления. Сложившаяся конкуренция среди учебных заведений на алтайском рынке образовательных услуг ведет к смещению абитуриента, на более престижные специальности.

Теория «хозяйства» предусматривает целенаправленное использование ресурсов для поддержания «рыночного порядка» в управлении с более четкой расстановкой приоритетов для получения наивысшего результата направленного на удовлетворение потребностей большинства. Такой подход хаpaктеризует стремление обеспечить более равномерное распределение национального богатства между группами участников рынка и «защиту определенных групп от неизбежности абсолютного или относительного ухудшения их материального положения, сохранявшегося ими в течение какого-то времени». Данный принцип, по мнению Ф. Хайека, непременно ведет к равномерному распределению доходов между общественными группами, но, однако, это совсем не означает, что общий их доход будет за счет этого повышаться [2, с. 12].

Ориентируясь на свободный принцип построения рынка образовательных услуг, можно отметить, что конкурентная среда должна отрегулировать нарушения сложившиеся на рынке быстрее, чем это можно ожидать от вмешательства в рыночные процессы. Однако, на примере Алтайского края, можно сделать вывод, что свободный принцип построения рынка образовательных услуг не только не регулируется с помощью конкуренции, основным принципом, которой является обладать «редким благом» быстрее, чем это могут сделать другие, но и ведет к негативным демографическим последствиям в крае. Алтайский край относится к аграрным регионам и отличается от других территорий по административно-территориальному признаку. Большой процент населения в крае проживает в сельской местности, поэтому для поддержания жизнеспособности региона очень важно постоянно соблюдать равномерный выпуск в специалистах, прежде всего, необходимых для общества.

Наводнение рынка большим количеством вузов по выпуску специалистов из области экономики и правоведения ограничивает работодателей и ставит их в затруднительное положение при отборе специалистов.

Описывая теорию «хозяйства», Ф. Хайек вскользь касается ее достоинств, считая данную теорию «неприемлемой» в плане применения на территории с «не раскрытыми пока возможностями общества» и «ошибочной» для страны с развитой экономикой, которая добилась своего роста благодаря конкуренции. Теория «спонтанного порядка» сопровождающаяся конкуренцией, обязательно стремится к «равновесию». Достичь такого «равновесия» невозможно, но в виду непостоянств действующих на рынке, возникают изменения, влекущие за собой последствия однозначно хаpaктерные для ситуации с признаками «достаточно высокой степенью приближения» к такому состоянию, что ведет к появлению новой теории «как идеальный тип» [2, с. 10].

Система, находящаяся в состоянии «равновесия» должна отвечать интересам всех участников рынка - это общество, государство, предприниматели, только в этом случае она может двигаться к «идеальному типу» и значит, на рынке присутствует здоровая конкуренция. Если система, развивающаяся в конкурентной среде, игнорирует интересы общества или государства, то в этом случае замедляется развитие некоторых отраслей в экономике, в большей степени направленных на поддержание жизнедеятельности большинства населения в регионе. Следовательно, равномерное распределение капитала между специальностями на рынке образования ведет к созданию здорового общественного строя, что влечет за собой высокую степень инвестиционной привлекательности региона. В противном случае возникает смещение в сторону развития одного из секторов экономики, где оборот окупаемости капитала постепенно снижается из-за перенасыщения рынка инвесторами в данную отрасль.

Рассматривая инвестиционную привлекательность региона можно отметить, что возможности для инвестиционной деятельности в регионе постепенно снижаются из-за отсутствия специалистов, при помощи которых, должны реализовываться поставленные цели.

Предприниматель, прежде всего, должен оценивать свою будущую прибыль, ведь именно на этом основываются законы рынка. Наводняя рынок специалистами, потребность в которых уже сегодня превышает требования региона, занижаются не только возможности трудового потенциала региона в будущем, но и снижается предпринимательский капитал в крае.

По  мнению Ф. Хайека, ориентироваться на случайно выбранного индивидуума в большей степени имеет не малую возможность к получению наивысшего результата называя его «целенаправленным спонтанно установившийся и не ориентированный на решение каких-либо конкретных задач порядок», чем придерживаться «рационального поведения» [2, с. 9].

Современные процессы регулирования совсем не отвергают попыток создания условий для «случайно выбранного индивидуума». Кроме того, на сегодняшний день вложения в персонально выбранную личность, считается наиболее высоким критерием оценки инвестиционного вложения. Получить «редкое благо» (какую бы форму оно не имело), не принимая участия в конкуренции сегодня возможно, при помощи непосредственного соучастия в его формировании.

Рассуждая о свободном выборе, Ф. Хайек в своих работах неоднократно указывает на то, что в высокоразвитых странах, с рыночными отношениями достигших своего развития за счет открытой конкуренции на рынке, не имеет смысла вводить государственное регулирование, так как, по мнению автора это было бы «абсурдным» и «ошибочным». На пpaктике мы видим, что даже в период великой депрессии применение и использование теории Кейнса, которая привела рынок в устойчивое положение, не послужило началом для централизованного планирования в западных странах и полного отказа от рыночных взглядов.

Следуя теории Ф. Хайека можно сделать вывод, что система, которая изначально шла по пути развития рыночных отношений, не возможно развернуть и поставить на путь жесткого планирования, однако мы наблюдаем, что в период кризисов, которым может быть подвергнута любая из систем, применение некоторых из идей государственного регулирования способствует ее уравновешиванию. Таким образом, система, развивающаяся изначально по пути капитализма и достигшая своего высокого развития благодаря рыночным отношениям, не сворачивая с пути свободной конкуренции для предотвращения кризисов, должна использовать идеи государственного регулирования. При этом «планирование и конкуренция соединены лишь на пути планирование во имя конкуренции, но не на пути планирование против конкуренции» [3, с. 63].

Образовательный рынок на сегодняшний день развивается именно согласно теории Ф. Хайека. Теория «спонтанного порядка» не только имеет отношение к индивиду, который делает выбор среди учебных заведений, ориентируясь в основном на высокодоходное место в будущем, но и к формированию внутренней среды рынка образовательных услуг в большей степени подвергающейся сегодня «спонтанному порядку» организации, чем отвечающим запросам рынка труда, государству и обществу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. - М.: Изограф, 2001. - 256 с.
  2. Хайек Ф. Конкуренция как процеДypa от-крытия/ /Мировая экономика и международные отношения. - 1989. - № 12. С. 6-14.
  3. Хайек Ф. Дорога к рабству. - М.: Новое издание, 2005. - 264 с.


ОЦЕНКА ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ НАРУШЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

ОЦЕНКА ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ НАРУШЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ Проанализированы изменения теплового состояния грунтов при техногенных воздействиях. Выявлено значительное повышение среднегодовой температуры верхних горизонтов криолитозоны и увеличение глубины сезонного протаивания при вырубке леса и удалении напочвенного покрова, вырубке леса на гарях в межаласном типе местности. Количественно оценена динамика среднегодовой температуры грунтов на разнорежимных вырубках, на гарях в зависимости от стадий сукцессионного развития растительности. ...

27 04 2024 0:19:12

ЛЖЕУЧЕНИЯ И ПАРАНАУКА ХХ ВЕКА Часть 1

ЛЖЕУЧЕНИЯ  И  ПАРАНАУКА  ХХ  ВЕКА Часть 1 Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстpaктной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит хаpaктер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...

22 04 2024 6:46:15

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТЬЮ

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТЬЮ Статья в формате PDF 275 KB...

20 04 2024 13:23:48

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ ФОРМ ДОЛЕЙ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ ФОРМ ДОЛЕЙ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ Статья в формате PDF 106 KB...

19 04 2024 0:47:11

РОССИЯ И ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

РОССИЯ И ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Статья в формате PDF 101 KB...

13 04 2024 11:20:18

ЦИТОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЭРИТРОБЛАСТОВ

ЦИТОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЭРИТРОБЛАСТОВ Статья в формате PDF 83 KB...

10 04 2024 12:17:31

О природе времени

О природе времени Понятие время является важнейшим понятием, как физики, так и философии. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что до сих пор, несмотря на широкий круг исследований, не сложилось твердо закрепленного представления о времени. В статье делается попытка раскрыть сущность понятия времени и связать меру времени с движением. За меру времени механического движения предлагается выбрать путь, пройденный, например, концом стрелки часов, участвующей не только в собственном движении относительно циферблата, как это принято, но и в сложном движении, включающем движение часов как целое относительно внешнего наблюдателя. Синхронизация хода часов производится по периодам их движений в соответствие с принятым эталоном времени. Рассматривается случай, когда часы движутся относительно внешнего наблюдателя с постоянной скоростью. Такой подход к проблеме времени позволяет понять его непрерывность и бесконечность. ...

09 04 2024 6:58:37

К КИНЕТИКЕ ПРОЦЕССОВ РОСТА, РАЗМНОЖЕНИЯ И ГИБЕЛИ МИКРООРГАНИЗМОВ

К КИНЕТИКЕ ПРОЦЕССОВ РОСТА, РАЗМНОЖЕНИЯ И ГИБЕЛИ МИКРООРГАНИЗМОВ Рассмотрен вариант синхронного деления клеток. Предложены кинетические уравнения, описывающие рост, размножение и гибель микроорганизмов с учетом как естественной cмepтности, так и внутривидовой борьбы. Рассматривается квазистационарный метод решения уравнения для определения плотности функции распределения микроорганизмов по возрастам. Предложен явный вид коэффициента диффузии в прострaнcтве масс. Получено аналитическое решение в квазистационарном приближении для плотности функции распределения микроорганизмов по возрастам для случая, когда рост клетки пропорционален ее массе (объему). ...

07 04 2024 21:36:49

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ Статья в формате PDF 180 KB...

05 04 2024 7:17:28

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ СИНАПСЕ

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ СИНАПСЕ Понимание физико-химической природы генерации нервного сигнала, путей передачи информации с одной нервной клетки на другую или на мышечную клетку позволит вплотную подойти к объяснению механизма деятельности нервной системы. Нервные клетки передают информацию с помощью сигналов, представляющие собой электрические токи, генерируемой поверхностной мембраной нейрона. Эти токи возникают благодаря движению зарядов, принадлежащих ионам натрия, калия, кальция и хлора. ...

03 04 2024 8:35:36

УТИЛИЗАЦИЯ СНЕГА В МОСКВЕ

УТИЛИЗАЦИЯ СНЕГА В МОСКВЕ Статья в формате PDF 262 KB...

28 03 2024 18:33:58

АКТИВНОСТЬ АЛЬДЕГИДДЕГИДРОГЕНАЗЫ В ПОКОЛЕНИЯХ КРЫС ПОСЛЕ ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ

АКТИВНОСТЬ АЛЬДЕГИДДЕГИДРОГЕНАЗЫ В ПОКОЛЕНИЯХ КРЫС ПОСЛЕ ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ Изучены каталитические свойства неспецифической альдегиддегидрогеназы (КФ 1.2.1.3.), как основного молекулярного маркера альдегиддегидрогеназной системы биотрaнcформации, в поколениях крыс с термической травмой. Активность альдегиддегидрогеназы определяли по регистрации начальной скорости образования НАДН при дегидрогеназном окислении ацетальдегида в качестве субстрата. Показано уменьшение активности фермента через 6 месяцев после ожога. Отмечено снижение активности альдегиддегидрогеназы в I и II поколениях крыс с термической травмой. ...

25 03 2024 2:43:29

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИКЕ В ТОМСКЕ. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИКЕ В ТОМСКЕ. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ В работе анализируются результаты единого государственного экзамена по физике на примере региональной, а именно, томской выборки по результатам 2003 г. Проведено сравнение единого экзамена по физике и математике, а также вузовского и школьного тура ЕГЭ. Изучается решаемость конкретных заданий частей «А», «В», «С». Результаты исследования должны помочь учителям средних общеобразовательных школ в планировании учебного материала, построении новых методик обучения и, как следствие, в ликвидации пробелов в знаниях учащихся. ...

24 03 2024 23:36:47

ПСИХОЛОГИЯ ВЫЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГИЯ ВЫЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Новая реальность предъявляет к человеку повышенные требования. Выживание человека в сложных условиях – это сохранение его целостности (как биологического индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Защищенность личности – условие психологического выживания человека в мире. Неосознаваемые психологические защиты снижают свободу действий человека. В статье рассматриваются психологические аспекты адаптации человека. Для сохранения устойчивости личности необходимы психологические константы – мировоззрение, жизненная позиция, смысл жизни, профессионализм. ...

21 03 2024 5:17:58

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::