АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации. Анализ исторических предпосылок формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате показал, что идея абилитации детей с ограниченными возможностями, как процесса восстановления их физических и умственных способностей, имеет довольно длительную историю и насчитывает несколько столетий.
Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные тpaктовки. На сегодняшний день нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию. Понятие «абилитация» близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В переводе с латинского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей» и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом.
В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации. По Л.О. Бадаляну: «Абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным члeном общества. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни [1, 337].
В материалах пособия «Совершенствование образования» [3]. Национального Института совершенствования городского образования США отмечено, что школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия - это попытка придать учащимся с ограниченными возможностями здоровья уверенности в своих силах, что мотивирует их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В материалах упоминаемого пособия подчеркнуто, что последняя редакция федерального закона США «Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья» поддерживает пpaктику инклюзии. Новый закон об образовании ратует за включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. Заключение консультативной комиссии при передаче в Конгресс США, следующим образом объяснило цели и задачи законодателей: инклюзия есть «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению».
Обобщая вышеизложенное и опираясь на опыт работы автора, мы считаем, что в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное прострaнcтво. В рамках экономического кризиса в обществе создание устойчивой системы образования, которая могла бы интегрировать все воздействия на детей, пpaктически невозможно. Существующая реальность наглядно демонстрирует, что даже специальная школа-интернат с новейшей системой образования, гуманистическими отношениями, различными творческими делами, вступая в конкуренцию с яркой и пестрой, изобилующей ультрасовременными «ценностями», средой, зачастую терпит фиаско. И выход из этого, как нам представляется, есть лишь один. Прежде всего, необходимо в самом интернатном учреждении совершенствовать жизнь детей; делать ее яркой, эмоциональной, насыщать интересными, неординарными событиями. Более того, школа должна быть привлекательной как для детей, так и для взрослых; в ней должны органично уживаться традиционность и инновационность, отсутствие излишней опеки и забота. В этом случае, школа становится конкурентоспособной в окружающем ребенка прострaнcтве; а все нормы и ценности, выдвигаемые школьной инфраструктурой, могут стать для ребенка внутренними убеждениями и собственными нормами. События культурного, спортивного или иного хаpaктера, происходящие в окружающем прострaнcтве, вводятся в жизнь школьного коллектива. В то же время реализация задачи создания подобного прострaнcтва сталкивается со сложной задачей абилитации детей с ограниченными возможностями. Это значит, что в этом прострaнcтве ребенок должен научиться делать что-то такое, чего он был лишен с детства. В этом вопросе как раз и кроется противоречие. Казалось бы, здесь на первое место должна встать индивидуальная коррекционная деятельность медиков. Исходя из этого, многие специалисты делают вывод, что «полноценная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такого прострaнcтва жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях. Задачи по организации направленной активности ребенка, созданию у него мотивов к выполнению действий, вызывающих затруднения, к преодолению собственных трудностей входят в сферу педагогики и психологии и решаются с помощью построения специального педагогического прострaнcтва. Чем раньше ребенок, получив помощь, получит возможность активно действовать в адекватно организованном прострaнcтве, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития [2].
Следует отметить, что в настоящее время в России в отношении государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья имеет место переход к новому этапу.
Качество образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями рассмотрено как педагогическая проблема и направление образовательной политики.
Историческими предпосылками формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями стали: во-первых, - разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями; во-вторых, - формирование абилитационных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бадалян Л.О. Невропатология. - М., 2000. - С.337-347.
- Чепурышкин И.П. Моделирование воспитательного прострaнcтва школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис...канд.пед.наук. - Ижевск, 2006.- 28с.
- Improving Education. The Promise of Inclusive Schools.
Выявлены особенности распределения элементов в системе породы-почвы в результате почвообразовательного процесса в горно-лесных бурых почвах. ...
26 04 2024 13:42:11
Статья в формате PDF 127 KB...
25 04 2024 0:51:34
Статья в формате PDF 502 KB...
24 04 2024 12:38:31
Статья в формате PDF 238 KB...
23 04 2024 18:20:51
Статья в формате PDF 286 KB...
21 04 2024 5:21:35
Статья в формате PDF 101 KB...
20 04 2024 20:50:28
Статья в формате PDF 164 KB...
18 04 2024 9:21:36
Статья в формате PDF 181 KB...
17 04 2024 1:33:28
Статья в формате PDF 121 KB...
16 04 2024 22:30:36
Статья в формате PDF 140 KB...
15 04 2024 21:21:14
Статья в формате PDF 253 KB...
14 04 2024 21:59:35
Статья в формате PDF 103 KB...
13 04 2024 9:48:54
Статья в формате PDF 104 KB...
12 04 2024 16:35:40
Статья в формате PDF 117 KB...
11 04 2024 23:48:45
Статья в формате PDF 127 KB...
09 04 2024 18:31:40
Статья в формате PDF 360 KB...
08 04 2024 9:36:58
Статья в формате PDF 300 KB...
07 04 2024 6:41:43
Статья в формате PDF 183 KB...
06 04 2024 15:19:33
Статья в формате PDF 133 KB...
05 04 2024 7:56:21
Статья в формате PDF 119 KB...
04 04 2024 4:56:29
Статья в формате PDF 119 KB...
03 04 2024 8:26:23
Статья в формате PDF 127 KB...
02 04 2024 23:56:59
Статья в формате PDF 121 KB...
31 03 2024 19:14:38
Статья в формате PDF 245 KB...
30 03 2024 19:52:22
Проведен анализ эффективности различных типов фитнес-программ в коррекции избыточной массы тела женщин юношеского и зрелого возраста. Применяемые физические нагрузки отличались хаpaктером нагрузки и наличию/отсутствию компонента коррекции питания. Исследовали антропометрические показатели, ИМТ, определяли содержание жировой массы в организме методом калипометрии в динамике 6-мecячного тренировочного цикла. Проводили промежуточные исследования: в середине, через 3 месяца от начала тренировочного цикла. В исследовании приняли участие 93 пpaктически здоровые женщины с избыточной массой тела, не имеющие эндокринных заболеваний и противопоказаний к занятиям физической культурой. Выделены группы в зависимости от типа программы (I, II), а также подгруппы (Ia, IIa) в зависимости от возраста: 18–21 год (I и II, n = 17 и n = 17, соответственно) и 36–45 лет (Ia, IIa, n = 30 и n = 29, соответственно). Показана динамика и статистическая значимость различий в группах, проведен сравнительный анализ между группами. Выявлена более высокая физиологическая эффективность программы I, базирующейся на смешанном хаpaктере тренировки, многовариантной схеме упражнений с мониторированием и коррекцией хаpaктера питания. ...
29 03 2024 6:29:50
Статья в формате PDF 327 KB...
28 03 2024 20:34:44
Статья в формате PDF 101 KB...
27 03 2024 2:11:31
Статья в формате PDF 246 KB...
26 03 2024 0:55:50
Статья в формате PDF 131 KB...
25 03 2024 11:44:37
Статья в формате PDF 150 KB...
24 03 2024 20:43:52
Статья в формате PDF 102 KB...
23 03 2024 1:10:30
Статья в формате PDF 132 KB...
22 03 2024 23:29:15
Статья в формате PDF 226 KB...
21 03 2024 11:57:13
20 03 2024 3:13:24
Статья в формате PDF 121 KB...
19 03 2024 17:29:42
Статья в формате PDF 146 KB...
18 03 2024 4:30:50
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::