НОВАЯ ТОЧКА ОТСЧЕТА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПОМОРЬЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

НОВАЯ ТОЧКА ОТСЧЕТА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПОМОРЬЯ

НОВАЯ ТОЧКА ОТСЧЕТА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПОМОРЬЯ

Синицкая Н.Я. Статья в формате PDF 89 KB

В сентябре 2008 года на IV Общероссийской конференции РАЕ я выступала с докладом «Создание северного федерального университета как фактор инновационного развития высшей школы». Суть выступления сводилась к тому, что устойчивое развитие страны, основанное с одной стороны на инновационной экономике, с другой - на приоритетах социальной политики, возможно лишь при объединении усилий науки, образования и собственно производства. Такую интеграцию призвана реализовать система федеральных университетов. Они должны стать своеобразными «интеллектуальными форпостами» на окраинах России. Далее мной обосновывалось, что следующим после создания Сибирского, Южного и Дальневосточного федеральных университетов может быть формирование федерального университета на Европейском Севере, а именно в Архангельске, что обусловлено рядом преимуществ экономического, социального и исторического хаpaктера. К основным преимуществам было отнесено следующее:

1. Наш город имеет выгодное в стратегическом плане географическое положение, которое даёт ему прямой выход в Арктику. А именно её освоение в ближайшие полвека будет определять социально-экономическое развитие, как всего Севера, так и России в целом. Нам снова, как в 50-е годы прошлого века, придётся обустраивать Северный морской путь. Без этого трудно будет освоить такие месторождения нефти и газа, открытые на арктическом шельфе, как Штокмановское, Приразломное, ряд других. Для разработки этих запасов необходимо наладить производство ледостойких платформ, обеспечить ледокольное сопровождение танкеров, доставку в эти районы персонала, оборудования, продовольствия, топлива. По оценке учёных, для обеспечения эффективного освоения шельфа требуется порядка ста тысяч специалистов самого различного профиля, от геологов до экологов.

2. Отдельный вопрос - подготовка кадров для предприятий военно-промышленного комплекса. ВПК представлен в области государственным Центром атомного судостроения, космодромом, испытательным полигоном «Новая земля». Каждый из этих объектов представляет уникальное предприятие, которое использует самые передовые наукоёмкие технологии, поэтому и специалисты здесь должны соответствовать уровню поставленных задач.

3. Север является сложной экологической системой, которая требует постоянного внимания и контроля. Для организации такого комплексного мониторинга архангельские университеты подготовлены лучше всего, здесь это направление было и остаётся частью научно-образовательного комплекса.

Что касается самих вузов, на базе которых может быть создан федеральный университет, то качественные хаpaктеристики их профессорско-преподавательского состава, в частности, по доле дипломированных специалистов, соответствуют уровню, необходимому для аккредитации университета как федерального. Кроме того, одним из неоспоримых козырей архангельских вузов является интенсивный уровень международного сотрудничества. Ведущие вузы области имеют договоры о сотрудничестве более чем с 50 зарубежными университетами из двадцати стран, ведут свыше 60 научно-образовательных проектов.

Вместе с тем, следует отметить, что далеко не все представители высшей школы и науки нашего региона поддерживали идею создания федерального университета. Кто-то отстаивал «местническовые» интересы, кого-то преследовал страх нового. Тем более что первая попытка создать мощный единый университет в Архангельске закончилась неудачей.

После значительной организационной работы, проведенной тогдашним руководством Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, крупнейшего вуза региона, в 1997 году Министерство образования России по согласованию с администрациями Архангельской области и Ненецкого автономного округа внесло в Правительство Российской Федерации предложение о реорганизации Поморского государственного университета (ПГУ) и Архангельского государственного технического университета (АГТУ) в объединенный Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова - региональный центр образования, науки и культуры.

Это решение вызвало бурю негодования у руководства АГТУ. В начатую кампанию протеста были вовлечены руководители области и города, депутаты Государственной Думы, средства массовой информации, коллектив и студенты технического университета. Никакие заключения независимых экспертов, доказывающих, что объединение вузов выгодно обоим вузам и в финансовом, и в стратегическом плане, никакие убеждения, что создание единого регионального центра науки и образования обеспечит переход на качественно новую подготовку специалистов на основе тесной связи образования и науки с использованием современных информационных технологий, не были услышаны.

В результате постановлением Правительства Российской Федерации № 1486 от 11 декабря 1998 года «О внесении изменений и дополнений в программу экономии государственных расходов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 года № 600» реорганизация АГТУ и ПГУ была приостановлена. Единственным результатом попытки объединения было ухудшение отношений между двумя вузам.

Забегая вперед, отмечу, что при создании федерального университета ситуация повторилась с точностью до «наоборот», но, правда, в гротескном проявлении. Базой для его создания был назван технический университет, и нынешнее руководство Поморского университета (при том, что подавляющая часть коллектива, включая Ученый совет, с энтузиазмом встретила это решение) до сих пор предпринимает неимоверные усилия, направленные на то, чтобы сохранить хоть часть «пирога» - перейти в статус областного педагогического вуза, стать филиалом одного из московских университетов и т.д. и т.п. Проволочки, замалчивание фактов, искажение реального положения дел - в ход идет все, что может затормозить или отменить потерю «самостийности». Но, разумеется, эти усилия бесполезны, т.к., повторюсь, большая часть преподавателей и сотрудников являются активными сторонниками присоединения к федеральному университету.

Во многом это стало возможным потому, что подготовка к созданию федерального университета шла с учетом ошибок прошлого. Была проведена большая подготовительная работа, выявлены все позитивные и негативные моменты, которые несет объединение каждому из образовательных учреждений. В состав рабочей группы по реализации областного гранта «Разработка стратегии развития профессионального образования Архангельской области: основное направление стратегии - создание Северного федерального университета» вошли ведущие ученые каждого из вузов.

Как следствие, на встрече Президента России с министром образования Андреем Фурсенко, посвященной вопросу расширения состава федеральных университетов, перспективы создания федерального университета в Архангельске были оценены министром очень высоко, а уже проделанная подготовительная работа «очень продвинутой».

И наконец, в октябре 2009 года Президентом России был подписан Указ «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах», в котором первым пунктом значилось:

«... создать в 3-мecячный срок: в Северо-Западном федеральном округе - Северный (Арктический) федеральный университет на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Архангельский государственный технический университет»».

В апреле 2010 года вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет» (далее - автономное учреждение) путем изменения типа государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Архангельский государственный технический университет», а 8 июня 2010 года была осуществлена государственная регистрация С(А)ФУ как юридического лица.

Таким образом, из утопии (для одних) и надежды (для других) идея создания федерального университета превратилась в руководство к действию.

И основная установка - уже в названии университета, прописанном в Указе Президента Российской Федерации - не просто Северный, но и АРКТИЧЕСКИЙ.

Арктика имеет исключительно важное военно-стратегическое значение для России. Здесь базируется Северный флот, сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности. Вдоль Северного Ледовитого океана проходит почти 20 тыс. километров государственной границы Российской Федерации, защита и охрана которой сопряжены с особыми трудностями. На освоение ресурсов Арктики, эффективное социально-экономическое развитие северных территорий Российского государства нацелен арктический вектор общенациональной стратегии развития России до 2020 года, в которой предусматривается, в частности:

  • активизация работ по освоению нефтегазовых месторождений;
  • изучение арктического континентального шельфа, обеспечение значительного прироста балансовых геологических запасов морских месторождений нефти к 2020 году;
  • геолого-геофизическое обоснование внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;
  • увеличение добычи морских биологических ресурсов в Арктике;
  • развитие мощностей и увеличение производства по переработке рыбы и других добываемых морепродуктов для реализации их на российском и зарубежном рынках;
  • повышение конкурентоспособности Северного морского пути (в том числе обеспечение возможности увеличения объемов грузоперевозок) и создание условий для его использования в качестве трaнcпортного коридора, управляемого Российской Федерацией, который соединит порты Западной Европы, Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Создание к 2015 году единой системы контроля и безопасности судоходства, управления трaнcпортными потоками;
  • защита и восстановление окружающей среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности;
  • обеспечение национальной безопасности России в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики;
  • адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям, а также снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной cмepтности населения, проживающего на Севере и в Арктике;
  • развитие информационно-коммуникационных технологий для обеспечения надежной связи и мониторинга;
  • своевременное предупреждение об опасных гидрометеорологических и геофизических явлениях и высоких уровнях загрязнения окружающей среды.

Решение таких масштабных стратегических задач России по освоению Арктики невозможно без интеллектуального, информационного, кадрового, научно-образовательного, инновационного, финансового и ресурсного обеспечения.

Стратегия нового университета формируется, исходя из цели превращения его в центр разработки и внедрения передовых технологий, подготовки кадров, способных управлять масштабными процессами, протекающими на Севере и в Арктике, обладающих современными ключевыми компетенциями, в первую очередь, в наиболее конкурентоспособных отраслях экономики северных территорий России.

Резко расширяется образовательное и научное прострaнcтво региона. В будущую университетскую структуру помимо ведущих государственных образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования должны быть интегрированы все академические научные учреждения Поморья. Интеграция науки и образования будет осуществляться путем использования в учебном и научном процессах уникальной научно-производственной базы университета, Центра атомного судостроения, Архангельского научного центра, Уральского отделения РАН, Санкт-Петербургского научного центра РАН, 1-го Государственного испытательного космодрома. Это позволит создать мощный региональный центр образования, науки и культуры, способный обеспечить кадрами самые различные отрасли хозяйства Крайнего Севера.

Наличие давних традиций международных связей Архангельской области со странами Европы, высокоразвитое взаимодействие вузов в рамках Баренцева Евро-Арктического региона создают условия для увеличения экспорта образовательных услуг, что станет одним из важных направлений развития университета. Образовательные учреждения, входящие в федеральный университет, имеют большой опыт работы со студентами из государств СНГ, а также из стран Северной Европы, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, поэтому С(А)ФУ уже сегодня предлагает полный спектр образовательных услуг по всем уровням подготовки. Особое внимание будет уделяться обучению в вузе студентов зарубежных вузов на условиях краткосрочной мобильности, в том числе, в рамках создаваемых совместных магистерских программ, для чего продолжится разработка курсов, читаемых на английском языке, а также совместных дистанционных курсов.

Создание федерального университета даст новый импульс развитию Болонского процесса. Внедрение европейской модели образования позволит оперативно реагировать на требования науки и жизни. Европейский подход даст возможность в рамках одного института, одного направления создавать и реализовывать образовательные программы, которые уже через три-четыре года позволяют подготовить востребованных рынком специалистов.

Первым шагом становления С(А)ФУ стало создание семи институтов: строительства и архитектуры; энергетики и трaнcпорта; лесотехнического; теоретической и прикладной химии; нефти и газа; экономики; информационных и космических технологий. По мере присоединения к нему других образовательных учреждений, университет будет формировать новые профильные институты, способные использовать инновационные технические и социальные подходы.

В перспективе образовательная и научно-инновационная деятельность С(А)ФУ будет развиваться в нескольких кластерах. В Архангельске будет сосредоточено три кластера: политехнический, медицинский, гуманитарный.

Северодвинский кластер объединит технические и военно-технические учебные заведения высшего, среднего и начального профессионального образования с привлечением учебных подразделений предприятий Центра атомного судостроения, что обеспечит многопрофильную и многоуровневую подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов и рабочих для предприятий судостроительного и судоремонтного комплекса Северо-Арктического региона.

Создание Северного (Арктического) федерального университета в Архангельске должно стать точкой роста в развитии Севера и Арктики, одной из важных стратегических мер в стратегии развития России на ближайшие десятилетия, направленной на приоритетную защиту национальных интересов России в северных территориях.



Селицкий Александр Яковлевич

Селицкий Александр Яковлевич Статья в формате PDF 70 KB...

27 04 2024 15:31:54

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К АНТИМИКОТИЧЕСКИМ ПРЕПАРАТАМ ДРОЖЖЕПОДОБНЫХ ГРИБОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ У ПАЦИЕНТОК С ХРОНИЧЕСКИМ РЕЦИДИВИРУЮЩИМ КАНДИДОЗНЫМ ВУЛЬВОВАГИНИТОМ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К АНТИМИКОТИЧЕСКИМ ПРЕПАРАТАМ ДРОЖЖЕПОДОБНЫХ ГРИБОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ У ПАЦИЕНТОК С ХРОНИЧЕСКИМ РЕЦИДИВИРУЮЩИМ КАНДИДОЗНЫМ ВУЛЬВОВАГИНИТОМ Определены виды грибов рода Candida, выделенных из влагалища у 200 пациенток с хроническим рецидивирующим кандидозным вульвовaгинитом. Приоритетными видами возбудителя являлись С. pseudotropicаlis, C. krusei ( 32,5% и 37,5%). Определена чувствительность 67 наиболее часто выделяемых штаммов при данной патологии к нистатину, амфотерицину-В, клотримaзoлу. Грибы вида C.albicans в 56% исследований были чувствительны к трем антимикотическим препаратам. Субкультуры С."не-albicans" имели маркеры устойчивости к нистатину в 57% ,амфотерицину-В в 59%, клотримaзoлу 25% исследований. ...

23 04 2024 12:11:34

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МАРШРУТИЗАЦИИ В IP-СЕТЯХ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МАРШРУТИЗАЦИИ В IP-СЕТЯХ Статья в формате PDF 293 KB...

18 04 2024 13:27:29

ВОДА – НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ВОЛНОВОЙ ГЕНЕТИКЕ

ВОДА – НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ВОЛНОВОЙ ГЕНЕТИКЕ Статья в формате PDF 101 KB...

10 04 2024 21:46:32

ХАРАКТЕРИСТИКА ОВЦЕВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПО ПОРОДНОМУ СОСТАВУ И ЗОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ ПОГОЛОВЬЯ ОВЕЦ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОВЦЕВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПО ПОРОДНОМУ СОСТАВУ И ЗОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ ПОГОЛОВЬЯ ОВЕЦ Представлены породный состав, структура и концентрация поголовья овец в разрезе природно-экономических зон Республики Тыва. ...

07 04 2024 16:44:37

НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ СРЕДИ ПОПУЛЯЦИИ ШИРВАНСКОЙ ЗОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ СРЕДИ ПОПУЛЯЦИИ ШИРВАНСКОЙ ЗОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА Среди населения Ширванской зоны Азербайджана проведены медико-генетические исследования по выявлению нарушений ЦНС и органов чувств, установлены типы наследования патологий. Среди 119 больных с 14 наследственными и врожденными заболеваниями 71,43 % приходится на моногенные патологии с аутосомно-рецессивным типом наследования, что объясняется кровнородственными бpaками среди родителей пробандов. ...

06 04 2024 11:46:40

ПОЛЯРНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ КАК НАУЧНЫЙ ПРОДУКТ ХХ СТОЛЕТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ОВОЩЕВОДСТВА ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА)

ПОЛЯРНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ КАК НАУЧНЫЙ ПРОДУКТ ХХ СТОЛЕТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ОВОЩЕВОДСТВА ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА) Представленный материал является предварительной попыткой изучить направления работы, результаты исследований и определить их значение для развития современных агротехнологий в экстремальных климатических условиях, а также конкретный вклад специалистов и ученых полярников в развитие полярного овощеводства в истекшем столетии. Архивные материала, включающие некогда засекреченные отчеты с.-х. опытных станций и опopных пунктов академических структур, Главсевморпути и МТБ содержит значительный и не потерявший своей актуальности научно-исследовательский материал, накопленный специалистами и учеными предыдущих поколений, но элиминированный из памяти социальной истории отечественной науки и техники. Исследование и осмысление этих материалов будет способствовать развитию современного научного овощеводства. ...

02 04 2024 22:16:48

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (учебное пособие)

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (учебное пособие) Статья в формате PDF 97 KB...

29 03 2024 21:26:28

ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА Под наблюдением автора было 298 больных инородными телами желудочнокишечного тpaкта. Обсуждаются вопросы тактики консервативного лечения. В основном тактика консервативная. У поступивших больных спустя 2-3 часа инородные тела удалены эндоскопически 185 (62%), инородные отошли самостоятельно у 88 больных. Однако, 35 (11,7%) больных были оперированы. Поэтому авторами обсуждаются сроки оперативных вмешательств. Сформулирована концепция сроков операций. Больные с перитонитом, кровотечением, непроходимостью, с инородными телами длиной более 13 см оперируются в экстренном порядке, а пациенты с фиксированными инородными телами (диагноз рентгенологически) с клиническими проявлениями (боль, повышение температуры, лейкоцитоз) оперируются в срочном порядке. В несрочном порядке авторы предлагают оперировать больных с фиксированными инородными телами на 5-7 день (диагноз рентгенологически без клинических проявлений). Летальных исходов не было. ...

27 03 2024 21:43:56

ПЯТИСТЕРЖНЕВАЯ ФЕРМА СЛОЖНОГО ТИПА

ПЯТИСТЕРЖНЕВАЯ ФЕРМА СЛОЖНОГО ТИПА Статья в формате PDF 300 KB...

23 03 2024 17:23:43

«КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

«КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Статья в формате PDF 344 KB...

22 03 2024 11:54:58

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::