ФРАКТАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПОЗНАНИЯ
Природа демонстрирует нам не просто высокую степень, а совершенно другой уровень сложности. Число различных масштабов длин в природных структурах пpaктически бесконечно. Существование этих структур призывает нас изучать те формы, которые Евклид отбросил как «бесформенные», исследовать морфологию «аморфного». Описание многих нерегулярных и фрагментированных структур вокруг нас, ведет к полноценным теориям, идентифицируемых с семейством форм, которые Б. Maндельброт назвал фpaкталами. Наиболее полезные фpaкталы предполагают наличие случайности и как регулярности, упорядоченности, так и статистической нерегулярности. К тому же, описанные здесь формы обладают свойством скейлинга, как одинаковой на всех масштабах нерегулярности фрагментированности. Фpaктальное блуждание - цепь самоподдерживающихся изменений, самоорганизующихся вокруг самодостраиваемого внутреннего образца. Именно специфические блуждания, перескоки, а не познавательное усилие, связанное с фиксацией внимания на познаваемом являются необходимой чертой познания мира. Точнее, фиксация возможно только тогда, когда процесс творчества закончен, когда предмет познания сотворен и выпал во внешнее - фиксация внимания на предмете познания невозможна без механизма трaнcценденции, механизма создания внешнего образца. Но как создается и выходит во внешнее этот образец? Через фpaктальные познавательные блуждания. Наиболее ярким примером для иллюстрации наших взглядов может быть пример мышления ребенка, визуально, телесно, понятийно осваивающего мир. Ребенок творит мир и себя в мире, опираясь не на понятия и категории, а на собственные - достаточно хаотические движения, соединяя, комбинируя всё со всем. Л.С. Выготский вычлeняет пять основных комплексов: ассоциативный комплекс, когда в основу обобщения кладутся ассоциативные связи; коллекционный комплекс - когда различные предметы подпираются по принципу дополнения к основному признаку; цепной комплекс, выстраиваемый на основе ветвящейся цепи ассоциаций - когда вещь, собираемая в комплекс может быть связана какой-либо ассоциацией с непосредственно предыдущей вещью, но не связана с вещью с пред-предыдущей вещью; диффузионный комплекс - признак, по которому объединяются различные предметы как бы диффундирует, становится неопределенным, меняется; псевдопонятие - когда ребенок приходит к традиционному понятию (например, понятию треугольника) путем каких-то своих ассоциаций (цвета, похожести формы, диффузионных факторов).
Научный руководитель доцент кафедры ВМиИ ЛПИфСФУ Золожук П.А.
Статья в формате PDF 111 KB...
28 04 2024 16:21:12
26 04 2024 3:29:31
Статья в формате PDF 116 KB...
25 04 2024 12:39:46
Статья в формате PDF 140 KB...
24 04 2024 1:57:12
Статья в формате PDF 136 KB...
23 04 2024 21:51:20
Данная статья посвящена проблеме эвтаназии, которая рассматривается автором в контексте философско-антропологических воззрений таких представителей русской религиозной философии, как Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв, И.А. Ильин. Согласно их учению, действие, направленное на лишение человека жизни, ведёт к разрушению человеческой природы. Исходя из данной идеи, мы можем рассматривать эвтаназию как действие, ведущее к нарушению человеческой природы врача. ...
22 04 2024 6:29:28
Статья в формате PDF 111 KB...
21 04 2024 13:33:56
Статья в формате PDF 129 KB...
20 04 2024 20:48:19
Статья в формате PDF 112 KB...
19 04 2024 8:40:17
Статья в формате PDF 141 KB...
18 04 2024 13:13:53
Статья в формате PDF 112 KB...
17 04 2024 7:25:34
Статья в формате PDF 228 KB...
16 04 2024 5:25:18
Статья в формате PDF 112 KB...
15 04 2024 11:11:30
Статья в формате PDF 120 KB...
14 04 2024 13:58:57
Статья в формате PDF 100 KB...
13 04 2024 12:22:24
Представлен обзор литературы, посвященный хирургическому лечению повреждений селезенки. Особое внимание отводится хирургическому лечению, направленному на сохранение этого органа с помощью лазерной техники. Показано, что пpaктика использования операций, направленных на сохранение селезенки при ее травме прошла несколько этапов. Применение таких хирургических вмешательств во многом зависит от технического оснащения операционного блока. ...
12 04 2024 1:36:47
Статья в формате PDF 220 KB...
11 04 2024 10:54:44
Статья в формате PDF 101 KB...
10 04 2024 18:42:10
Статья в формате PDF 119 KB...
09 04 2024 20:22:15
Статья в формате PDF 109 KB...
08 04 2024 8:48:28
Статья в формате PDF 252 KB...
07 04 2024 13:24:20
Статья в формате PDF 164 KB...
06 04 2024 16:35:40
Статья в формате PDF 150 KB...
05 04 2024 8:39:37
Статья в формате PDF 133 KB...
04 04 2024 20:10:57
Статья в формате PDF 131 KB...
01 04 2024 4:18:34
Статья в формате PDF 109 KB...
31 03 2024 3:24:48
В статье раскрываются внешние и внутренние условия психического развития обучаемых. Автором проанализирован механизм становления и развития перцептивных элементов в процессе обучения двуязычных учащихся на первом и втором языках. В работе приведены педагогические условия развития мыслительных способностей учащихся-монолингвов, а также выявлены условия эффективного развития мыслительных способностей двуязычных учащихся. ...
30 03 2024 21:30:10
Статья в формате PDF 141 KB...
29 03 2024 22:30:55
В сообщении представлены сведения о трaнcформации населения охотничье-промысловых млекопитающих при освоении Чаяндинского лицензионного участка (Западная Якутия). Материалы собраны в 2009–2011 гг. В результате проведенных учетных работ и опросных сведений на территории лицензионного участка выявлено обитание 10 видов охотничье-промысловых млекопитающих из 20 видов, обитающих на территории Западной Якутии. На настоящий момент существенных изменений численности охотничье-промысловых животных на лицензионном участке не происходит. В целом воздействие геологоразведочных работ на нефть и газ носят локальный хаpaктер. ...
28 03 2024 21:19:47
К концу ХХ века накопилось огромное количество фактов и доказательств научной несостоятельности постулатов теории относительности (ТО), положенных в основу физических представлений о структуре микро- и макромира. ТО оторвала науку от изучения природных взаимосвязей, подменив их уравнениями с некими значками без чёткого понимания их сущности: масса, заряд, магнетизм и т.д. Игнорирование законов Природы привело человечество к цивилизационному кризису – нарушено равновесие биосферы. Причина глобальных изменений состоит в том, что антропогенное производство энергии в десятки раз превышает допустимый по законам межсистемного обмена порог. Продолжение технократического развития – тупик, катастрофа. Необходимо новое естествопонимание на основе аксиомы: «Мир построен системно». Структура материального мира определяется взаимодействием непрерывной не материальной вихреобразной среды и дискретных образований материи – элементарных частиц, из которых закономерно и системно построено всё от атомов до звёзд и галактик. ...
27 03 2024 6:16:22
Статья в формате PDF 176 KB...
25 03 2024 16:37:16
В настоящей статье представлена многокритериальная математическая модель организации личностно-ориентированного обучения учащихся. Построена экстремальная модель на языке теории гиперграфов. ...
24 03 2024 2:39:11
Статья в формате PDF 175 KB...
23 03 2024 18:45:24
Статья в формате PDF 106 KB...
22 03 2024 11:25:11
Статья в формате PDF 294 KB...
21 03 2024 18:39:24
Статья в формате PDF 456 KB...
20 03 2024 0:43:48
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::