ПРОФЕССИОНАЛЬНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Семенова О.Н. 1 Наумова Е.А. 1 Шварц Ю.Г. 1
1 ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России»
Статья в формате PDF 321 KB 1. Бухарина Т.Л. Педагогические основы профессиональной ориентации молодежи на медицинские профессии. – Оренбург. Изд. центр ОГУ, 1997. – 216 с. 2. Васюк А.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача: автореф. дис. ... канд. псх. наук: 19.00.11; [Место защиты: Московский государственный университет]. – М, 1993. – 27 с. 3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с. 4. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. – Киев 2000. – 143 с. 5. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общ. ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 640 с. 6. Сомова И.А. Потребностно-мотивационные хаpaктеристики. Профессиональное общение врача общей пpaктики: автореф. дис. ... канд. псх. наук: 19.00.01; [Место защиты: Моск. пед. государственный университет им. В.И. Ленина]. – М, 1995. – 16 с. 7. Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. – 108 с.

Введение. Выбор будущей специальности – важный и ответственный шаг в жизни любого человека. В настоящее время профессиональный выбор понимается как часть процесса профессионального самоопределения, часть процесса развития личности [3, 7]. В психологии профессиональное самоопределение – это либо момент выбора профессии, либо компонент личностного новообразования, либо длительный процесс освоения профессии и самореализации в ней [5]. Крайне важной в этом процессе является мотивация человека, т.е. система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека [4, 5, 6]. Выделяют множество мотивационных факторов труда: социальные, мopaльные, этические, познавательные, творческие, связанные с содержанием труда, материальные, престижные, утилитарные мотивы [4].

Проблемы профессиональной ориентации в медицине имеют свои особенности. Среди наиболее значимых факторов, которые влияют на выбор медицинских профессий абитуриентами, наиболее часто встречаются такие, как влияние родственников, советы знакомых, друзей-медиков, решение продолжать семейные традиции [1, 2], чтение медицинской литературы, просмотр фильмов [1, 7], наличие призвания и склонности к медицине [2], желания помогать людям [6], болезнь близких или собственная и, следовательно, получение образования, чтобы помогать себе и близким [2, 6], повышение самоуважения [7]: «спасать жизни людей – благородная профессия», познать, как устроен человек и его тело, как происходят нарушения в этой системе [3, 6].

Цель: с помощью опроса студентов, интернов и ординаторов СГМУ определить основные факторы, влияющие на выбор профессии врача.

Материалы и методы. В 2012 году проводилось анкетирование студентов 4 курса лечебного факультета СГМУ, интернов и ординаторов по специальности «Терапия», обучающихся на кафедре факультетской терапии лечебного факультета СГМУ. В применяемой анкете-опроснике в качестве вопросов были представлены следующие факторы, влияющие на выбор профессии врача: мечта детства (отрочества, юношества), случайное совпадение обстоятельств, родители (советы, положительный или отрицательный пример), мнения и рассказы друзей, положительный пример (желание быть похожим на какого-либо врача), осознание ограниченности своих возможностей, наличие или отсутствие знакомств, уровень доходов в будущей специальности, отдельные преподаватели, представляющие определенную специальность, отдельные профессора, возглавляющие кафедры, целенаправленная работа отдельных кафедр по профориентации, скоординированная работа отдельных кафедр лечебного профиля по профессиональной ориентации, деятельность администрации СГМУ (ректорат, деканат).

При ответе на каждый вопрос респондент мог выбрать одно из возможных утверждений, отражающих его мнение по поводу того или иного фактора, то есть как данный фактор повлиял на его выбор будущей специальности врача: «Нет», «Скорее нет», «Скорее да», «Да», «Да, очень сильно». При анализе результатов учитывалось общее количество ответов каждого респондента по каждой группе вопросов.

Результаты. В опросе приняло участие 47 человек: 21 студент 4 курса лечебного факультета (44,7 %), 18 интернов (38,3 %) и 8 (17 %) ординаторов по специальности «Терапия». В табл. 1 представлена оценка факторов, влияющих на выбор специальности врача опрошенными респондентами.

Таблица 1

Мнение учащихся медицинского университета о факторах, повлиявших на их выбор будущей специальности врача

Фактор

Оценка фактора (количество участников и процентный состав)

Нет

Скорее нет

Скорее да

Да

Да, очень сильно

Мечта детства (отрочества, юношества)

10 (21,3 %)

9 (19,1 %)

9 (19,1 %)

15 (31,9 %)

4 (8,5 %)

Случайное совпадение обстоятельств

25 (53,2 %)

10 (21,3 %)

8 (17,0 %)

3 (6,4 %)

1 (2,1 %)

Родители (советы, положительный или отрицательный пример)

8 (17,6 %)

3 (6,4 %)

16 (34,0 %)

16 (34,0 %)

4 (8,5 %)

Мнения и рассказы друзей

28 (59,6 %)

12 (25,5 %)

5 (10,6 %)

0 (0,0 %)

0 (0,0 %)

Положительный пример (желание быть похожим на какого-либо врача)

11 (23,4 %)

6 (12,8 %)

19 (40,4 %)

8 (17,0 %)

3 (6,4 %)

Осознание ограниченности своих возможностей

30 (63,8 %)

8 (17,0 %)

6 (12,8 %)

3 (6,4 %)

0 (0,0 %)

Наличие или отсутствие знакомств

33 (70,2 %)

7 (14,9 %)

3 (6,4 %)

0 (0,0 %)

4 (8,5 %)

Уровень доходов в будущей специальности

24 (51,1 %)

12 (25,5 %)

8 (17,0 %)

2 (4,3 %)

1 (2,1 %)

Отдельные преподаватели, представляющие определенную специальность

17 (36,2 %)

4 (8,5 %)

13 (27,7 %)

10 (21,3 %)

3 (6,4 %)

Отдельные профессора, возглавляющие кафедры

18 (38,3 %)

3 (6,4 %)

9 (19,1 %)

11 (23,4 %)

6 (12,8 %)

Целенаправленная работа отдельных кафедр по профориентации

19 (40,4 %)

10 (21,3, %)

10 (21,3 %)

6 (12,8 %)

1 (2,1 %)

Скоординированная работа отдельных кафедр лечебного профиля по профессиональной ориентации

18 (38,3 %)

13 (27,7 %)

9 (19,1 %)

6 (12,8 %)

1 (2,1 %)

Деятельность администрации СГМУ (ректорат, деканат)

27 (57,4 %)

14 (29,8 %)

3 (6,4 %)

1 (2,1 %)

2 (4,3 %)

Таким образом, наиболее значимыми факторами для выбора будущей специальности врача являются мечта детства, советы родителей и положительный пример (таблица 1). Факторами, не влияющими на выбор врачебной профессии, являются наличие или отсутствие знакомств, осознание ограниченности своих возможностей, мнения и рассказы друзей, деятельность администрации университета, случайное совпадение обстоятельств уровень доходов будущей специальности, целенаправленная работа отдельных кафедр по профориентации, отдельные профессора, скоординированная работа кафедр по профориентации, отдельные преподаватели (табл. 1).

Только 15 (31,9 %) опрошенных респондентов смогли для себя четко выделить факторы, определившие их выбор профессии, и указать их как «Да, значимые» (ответ «Да») и/или «Очень сильно значимые» (ответ «Да, очень сильно»)). В ответах остальных опрошенных преобладали ответы, отражающие их внутренние колебания: «Скорее да» и/или «Скорее нет».

Как видно из табл. 2, при отдельном подсчете ответов студентов, интернов и ординаторов явных различий в оценке факторов, влияющих на профессиональную ориентацию, не выявлено.

Обсуждение. Согласно теоретическим предпосылкам, выбор профессии не должен быть навязан, и данное решение может быть принято только добровольно [1, 2, 3, 7].Однако в нашем исследовании только около трети учащихся четко обозначили факторы, способствующие их поступлению в медицинский университет. Остальные не смогли четко определить для себя факторы, определившие их уже сделанный выбор. Это вызывает определенное беспокойство, так как только осознанная деятельность человека по-настоящему эффективна. Неосознанное поведение является частым источником ошибок, пусть неосознанных, но от этого не менее опасных, особеннов медицине.

Влияние родителей на жизнь и развитие ребенка несомненно, и нет ничего удивительного в том, что по результатам нашего опроса именно советы родителей играли важную роль в самоопределении наших учащихся. Мечты любого человека – сложная структура, влияние на которую оказывают и индивидуальные особенности человека, и информация, получаемая человеком, и его развитие, воспитание, образование, и, конечно же, его окружение, в том числе и семья. С точки зрения обучения студентов и ординаторов/интернов, влияние на эти факторы достаточно затруднительно: все это формируется еще до поступления человека в вуз.

Таблица 2

Мнение студентов, интернов и ординаторов медицинского университета о факторах,повлиявших на их выбор будущей специальности врача*

Фактор

Оценка фактора (количество участников и процентный состав)

Нет

Скорее нет

Скорее да

Да

Да, очень сильно

 

Студенты (n = 21)/Интерны (n = 18)/Ординаторы (n = 8)

Мечта детства (отрочества, юношества)

5 (23,8 %)

5 (23,8 %)

3 (14,3 %)

6 (28,6 %)

2 (9,1 %)

4 (22,2 %)

4 (22,2 %)

4 (22,2 %)

6 (33,3 %)

0 (0 %)

1 (12,5 %)

0 (0 %)

2 (25,0 %)

3 (37,5 %)

2 (25,0 %)

Случайное совпадение обстоятельств

10 (47,6 %)

5 (23,8 %)

3 (14,3 %)

2 (9,5 %)

1 (4,8 %)

11 (61,6 %)

2 (11,1 %)

4 (22,2 %)

1 (5,6 %)

0 (0 %)

4 (50,0 %)

3 (37,5 %)

1 (12,5 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

Родители (советы, положительный или отрицательный пример)

6 (28,6 %)

2 (9,5 %)

8 (38,1 %)

4 (19,0 %)

1 (4,8 %)

1 (5,6 %)

1 (5,6 %)

6 (33,3 %)

8 (44,4 %)

2 (11,1 %)

1 (12,5 %)

0 (0 %)

2 (25,0 %)

4 (50,0 %)

1 (12,5 %)

Мнения и рассказы друзей

12 (57,1 %)

6 (28,6 %)

2 (9,5 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

10 (55,6 %)

4 (22,2 %)

3 (16,7 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

(75,0 %)

2 (25,0 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

Положительный пример (желание быть похожим на какого-либо врача)

5 (23,8 %)

3 (14,3 %)

8 (38,1 %)

4 (19,0 %)

1 (4,8 %)

5 (27,8 %)

1 (5,6 %)

8 (44,4 %)

3 (16,7 %)

1 (5,6 %)

1 (12,5 %)

2 (25,0 %)

3 (37,5 %)

1 (12,5 %)

1 (12,5 %)

Осознание ограниченности своих возможностей

11 (52,4 %)

5 (23,8 %)

3 (14,3 %)

2 (9,5 %)

0 (0 %)

13 (72,2 %)

2 (11,1 %)

2 (11,1 %)

1 (5,6 %)

0 (0 %)

6 (75,0 %)

1 (12,5 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

Наличие или отсутствие знакомств

14 (66,7 %)

4 (19,0 %)

1 (4,8 %)

0 (0 %)

2 (9,5 %)

13 (72,2 %)

1 (5,6 %)

2 (11,1 %)

0 (0 %)

2 (11,1 %)

6 (75,0 %)

2 (25,0 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

Уровень доходов в будущей специальности

7 (33,3 %)

7 (33,3 %)

4 (19,0 %)

2 (9,5 %)

1 (4,8 %)

12 (66,7 %)

4 (22,2 %)

12 (11,1 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

5 (62,5 %)

1 (12,5 %)

2 (25,0 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

Отдельные преподаватели, представляющие определенную специальность

8 (38,1 %)

1 (4,8 %)

6 (28,6 %)

5 (23,8 %)

1 (4,8 %)

4 (22,2 %)

2 (11,1 %)

6 (33,3 %)

5 (27,8 %)

1 (5,6 %)

5 (62,5 %)

1 (12,5 %)

1 (12,5 %)

0 (0 %)

1 (12,5 %)

Отдельные профессора, возглавляющие кафедры

8 (38,1 %)

1 (4,8 %)

6 (28,6 %)

4 (19,0 %)

2 (9,5 %)

6 (33,3 %)

1 (5,6 %)

2 (11,1 %)

7 (38,9 %)

2 (11,1 %)

4 (50,0 %)

1 (12,5 %)

1 (12,5 %)

0 (0 %)

2 (25,0 %)

Целенаправленная работа отдельных кафедр по профориентации

10 (47,6 %)

4 (19,0 %)

6 (28,6 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

5 (27,8 %)

5 (27,8 %)

3 (16,7 %)

4 (22,2 %)

1 (5,6 %)

4 (50,0 %)

1 (12,5 %)

1 (12,5 %)

2 (25,0 %)

0 (0 %)

Скоординированная работа отдельных кафедр лечебного профиля по профессиональной ориентации

8 (38,1 %)

6 (28,6 %)

4 (19,0 %)

2 (9,5 %)

1 (4,8 %)

6 (33,3 %)

6 (33,3 %)

3 (16,7 %)

3 (16,7 %)

0 (0 %)

4 (50,0 %)

1 (12,5 %)

1 (12,5 %)

2 (25,0 %)

0 (0 %)

Деятельность администрации СГМУ (ректорат, деканат)

12 (57,1 %)

7 (33,3 %)

1 (4,8 %)

0 (0 %)

1 (4,8 %)

9 (50,0 %)

6 (33,3 %)

2 (11,1 %)

1 (5,6 %)

0 (0 %)

6 (75,0 %)

1 (12,5 %)

0 (0 %)

0 (0 %)

1 (12,5 %)

Примечание. *При проведении одномерного параметрического анализа достоверных отличий в ответах студентов, интернов, ординаторов не выявлено (р > 0,05)

Вероятно, для нас большее значение имеют такие факторы, как положительный пример, желание быть похожим на какого-либо врача (в целом 63,8 % опрошенных оценивают этот фактор как более или менее значимый), а также влияние отдельных преподавателей и отдельных профессоров, возглавляющих кафедры (соответственно 55,4 % и 55,3 % опрошенных считают эти факторы так или иначе значимыми для выбора профессии). Получается, что активная деятельность яркого преподавателя/профессора – то, что может определять дальнейшее поведение обучающихся, и, видимо, это то, на что во время обучения должно делаться больше акцентов.

Важные организационные моменты (как со стороны отдельных кафедр, так и вуза в целом), к сожалению, производят на учащихся гораздо меньшее впечатление и в меньшей степени определяют жизненную ориентацию студента/ординатора/интерна.Интересен достаточно высокий альтруизм наших обучающихся: материальные ценности не влияли на их выбор будущей специальности, что еще раз подчеркивает значение для них нематериальных ценностей и хорошо сочетается с сильным влиянием положительных примеров на поведение учащихся.

Заключение. На выбор будущей профессии учащимися медицинского университета оказывают влияние следующие факторы: мечта детства, советы родителей, положительный пример, желание быть похожим на какого-либо врача, влияние отдельных преподавателей и отдельных профессоров, возглавляющих кафедры. Выбор профессии для студентов медицинского университета не заканчивается моментом поступления в вуз. Период обучения в медицинском вузе должен быть связан с деятельностью каждого конкретного преподавателя и включать в себя не только воспитание у студентов любви и уважения к своей будущей профессии, содействие овладению профессиональными знаниями и навыками, но и демонстрировать учащимся яркие примеры успешных в профессии врачей.



ПОСТКИНЕМАТИЧЕСКИЕ ГРАНИТОИДЫ КАЛБА-НАРЫМСКОЙ ЗОНЫ КАЗАХСТАНА И АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ

ПОСТКИНЕМАТИЧЕСКИЕ ГРАНИТОИДЫ КАЛБА-НАРЫМСКОЙ ЗОНЫ КАЗАХСТАНА И АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ Приведены петрологические данные и флюидный режим посткинематических гранитоидов поздепермско-раннетриасового калбинского комплекса Калба-Нарымской минерагенической зоны Казахстана и Алтая. Гранитоиды по петро-геохимическим параметрам близки анорогенному А-типу. В генерации интрузий и дайковых образований выявлено мантийно-коровое взаимодействие. Расплавы формировались в процессе плавления корового материала типа гранатового амфиболита под воздействием базальтоидных мантийных магм. По соотношениям изотопов стронция и неодима граниты Борисовского массива тяготеют к источнику мантии типа EM II. В долго живущий глубинный очаг происходил подток мантийных трaнcмагматических флюидов, имевших более восстановленный хаpaктер и обогащённых рядом летучих компонентов: углекислотой, фтором, бором, фосфором. Оптимальные параметры флюидного режима создавали благоприятные условия для формирования промышленного оруденения тантала, ниобия, лития, олова, молибдена, вольфрама в пегматитах, апогранитах, грейзенах и жилах. ...

03 05 2024 3:31:21

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ Статья в формате PDF 123 KB...

30 04 2024 12:44:57

ФУНКЦИИ СЕТЕВОГО ТРОЛЛИНГА

ФУНКЦИИ СЕТЕВОГО ТРОЛЛИНГА Статья в формате PDF 257 KB...

13 04 2024 22:37:33

Взаимовлияние многолетних трав в агрофитоценозах

Взаимовлияние многолетних трав в агрофитоценозах Статья в формате PDF 107 KB...

12 04 2024 20:43:49

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ (монография)

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ (монография) Статья в формате PDF 102 KB...

02 04 2024 22:25:41

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЫДЕЛЕНИЙ ПРОСТАТЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЫДЕЛЕНИЙ ПРОСТАТЫ Статья в формате PDF 165 KB...

28 03 2024 3:30:46

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::