ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА (учебно-методическое пособие)
В современной социально-экономи-ческой ситуации актуализация внутреннего субъективного потенциала человека становится ведущим фактором его развития, а также прогрессивного развития общества и культуры. Подготовка будущих педагогов к мобильности и неопределенности как стержень гуманитарного образования требует научить студентов делать выбор из множества альтернатив, видеть диапазон возможных вариантов, прогнозировать последствия выбора того или иного варианта решения. Современный учитель должен быть способен к исследовательской деятельности, к профессионально-педагогической рефлексии, к рассмотрению сложных объектов педагогической действительности как целостных явлений, к согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого, тенденциями функционирования учебного заведения на основе учёта интегративных изменений в инструментарии педагогической деятельности, категориальном аппарате.
Важная роль в подготовке компетентного учителя принадлежит современным продуктивным методам профессионального развития. Среди них особое место отводится кейс-методу. В настоящее время этот метод чрезвычайно широко распространён, особенно при обучении экономике, управлению, а также в бизнес-образовании. В данном учебно-методическом пособии кейс-метод рассматривается в рамках изучения педагогических дисциплин. Как показывает опыт, включение кейс-метода в процесс профессиональной подготовки педагогов способствует: формированию умения решать типовые задачи по всем видам профессиональной деятельности; гуманизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса; становлению субъектной позиции обучающихся; развитию аналитических и оценочных навыков, умений работать в комaнде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы; активизации коммуникативных способностей; развитию гибкости, диалектичности мышления и др.
Первая глава «Теоретические аспекты использования метода case-study в педагогике» включает пять разделов, содержащие аналитические материалы по хаpaктеристике различных аспектов метода case-study. В первом разделе «Сущностная хаpaктеристика метода case-study в обучении» раскрывается история его появления и развития; категориальный аппарат; рассматриваются различные подходы к классификации кейсов, их источники. Второй раздел посвящен описанию технологии проектирования кейса.
В третьем разделе представлены дидактические возможности метода case-study в профессиональной подготовке будущего учителя, которые заключаются формировании аналитических (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать и т.д.); пpaктических (использовать положения педагогической теории в пpaктике); творческих (генерация альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем); коммуникативных (умение вести дискуссию, использовать наглядный материал и другие медиа-средства и др.); социальных (оценка поведения субъектов педагогической деятельности, умение слушать, управлять собою и т.д.) умений и навыков. Важное значение отводится кейс-методу и в формировании способности личности к самоанализу: осознание и анализ мнения других и своего собственного; развитие системы педагогических ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования и т.д. Теоретические положения данного раздела дополнены конкретными методическими рекомендациями по организации деятельности преподавателя и студентов с кейсами.
В связи с тем, что современное профессиональное образование строится на основе компетентностного подхода, в четвертом разделе авторы обращаются к определению возможностей метода case-study для развития профессиональной компетентности будущих учителей.
Пятый раздел первой главы посвящен хаpaктеристике кейса как методу научного исследования. В соответствии с избранной выше логикой общего анализа, в разделе рассматривается история развития данного метода исследования; выявляется его содержательные хаpaктеристики; указываются различные подходы к классификации. Относительно педагогической направленности данного метода в пособии приводятся примеры возможных разведывательных, описательных и объяснительных кейсов по исследованию современных проблем образования.
Вторая глава пособия «Решение профессионально-педагогических задач на основе метода case-study» включает содержание пяти кейсов, соответствующих основным группам задач в рамках базовой компетентности современного учителя: видеть ученика в предмете (кейсы «Видимое и реальное», «Мы - разные»); строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования (кейс «Отметка - костыль хромой педагогики»); устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы (кейсы «Ученическое самоуправление», «Моя семья»); проектировать и осуществлять профессиональное самообразование (кейс «Педагогическая этика»); создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду, прострaнcтво школы (кейс «Права ребенка в школе»).
Кейс включает: целевое назначение кейса, описание педагогической ситуации; методические рекомендации преподавателю, вопросы и задания, различные материалы к кейсу (документы, фрагменты текста учебника, научной статьи и др.). Например, кейс «Мы разные» направлен на формирование умения выявлять индивидуальные различия детей; осуществлять адекватное познание личности ребенка. Студентам предлагается учебно-исследовательское задание посетить несколько уроков в школе. На основе ряда диагностических методов (педагогическое наблюдение, анкетирование, интервью с учителем, изучение продуктов деятельности и т.д.) необходимо изучить детей разного пола с целью определения хаpaктера их общения и поведения. Раздел «Материалы к кейсу» включает следующие тексты: история развития гендерного подхода, фрагмент «Гендерной стратегии Российской Федерации» (2002 г.), две статьи об особенностях обучения мальчиков и девочек, представляющие альтернативные позиции авторов по проблеме гендерного подхода в обучении. Кроме этого в разделе представлены варианты диагностических методик.
Приложение содержит методические рекомендации преподавателю по проведению занятий на основе технологий продуктивной деятельности: технология подготовки и проведения дебатов; картотека способов организации дискуссии («Мозговой штурм», «Торнадо», «Пустой стул», «Письменные дебаты» и др.); картотека способов работы с текстом («Двойной дневник», «Критические дискуссионные группы», «Спросите у автора», «Мозаика» и др.
Дальнейшие направления исследования по данной проблеме авторы видят в развитии следующих направлений: разработка кейсов с инновационной тематикой; обучение студентов навыкам решения проблем; индивидуализация процесса изучения кейса (в аннотируемом учебном пособии решение кейса рассматривается как комaндное обсуждение); встраиваемость в систему дистанционного обучения и др. Данные направления видятся особенно актуальными в связи с переходом на новые стандарты профессионального образования, предусматривающие увеличение доли самостоятельной работы студентов и еще большую пpaктическую ориентацию профессионального образования.
Статья в формате PDF 207 KB...
03 05 2024 13:26:58
Статья в формате PDF 214 KB...
02 05 2024 0:23:24
Статья в формате PDF 111 KB...
01 05 2024 12:11:59
Статья в формате PDF 196 KB...
30 04 2024 2:22:28
Статья в формате PDF 113 KB...
29 04 2024 2:42:10
Статья в формате PDF 297 KB...
28 04 2024 2:53:27
Статья в формате PDF 221 KB...
27 04 2024 2:11:14
Статья в формате PDF 107 KB...
26 04 2024 7:57:50
Статья в формате PDF 101 KB...
25 04 2024 18:55:15
Статья в формате PDF 135 KB...
24 04 2024 21:10:43
Статья в формате PDF 274 KB...
22 04 2024 21:24:29
Статья в формате PDF 172 KB...
21 04 2024 7:53:14
Статья в формате PDF 117 KB...
20 04 2024 8:59:49
Статья в формате PDF 103 KB...
19 04 2024 9:24:52
Статья в формате PDF 120 KB...
18 04 2024 6:31:18
Статья в формате PDF 284 KB...
17 04 2024 23:41:12
Статья в формате PDF 396 KB...
16 04 2024 0:20:50
Статья в формате PDF 120 KB...
15 04 2024 19:51:36
Статья в формате PDF 505 KB...
13 04 2024 20:32:17
Статья в формате PDF 103 KB...
12 04 2024 2:49:15
Статья в формате PDF 345 KB...
11 04 2024 4:25:36
Статья в формате PDF 315 KB...
10 04 2024 17:37:25
Статья в формате PDF 319 KB...
09 04 2024 12:53:55
Статья в формате PDF 126 KB...
08 04 2024 5:52:19
Статья в формате PDF 130 KB...
07 04 2024 7:32:43
Статья в формате PDF 128 KB...
05 04 2024 10:28:56
Статья в формате PDF 112 KB...
04 04 2024 18:29:35
Статья в формате PDF 109 KB...
01 04 2024 22:53:19
Статья в формате PDF 110 KB...
31 03 2024 13:40:53
Статья в формате PDF 104 KB...
29 03 2024 13:27:11
Статья в формате PDF 251 KB...
28 03 2024 3:52:11
В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста. ...
27 03 2024 1:18:14
Статья в формате PDF 115 KB...
26 03 2024 13:32:48
Статья в формате PDF 348 KB...
25 03 2024 20:30:34
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::