ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПОИСКА НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПОИСКА НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПОИСКА НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Быков В.С. Викторов Д.В. Статья в формате PDF 126 KB

В современном мире возрастает значимость и ценность высшего образования, компетентности личности, как в профессиональной, так и в других сферах человеческой жизни и деятельности. В этой связи на передний план выходят такие показатели качества подготовки современного специалиста, как нравственная и социальная зрелость, высокий профессионализм, готовность к работоспособности в различных условиях среды, повышение резервов жизнедеятельности человека, толерантность между избранной профессией и собственными интересами.

Однако в пpaктике трудовой деятельности требуется не только целостность профессиональной подготовки специалистов, но и высокий уровень здоровья, как необходимого условия выполнения личностью многообразных социальных функций. Именно поэтому в высшем профессиональном заведении здоровьесбережение необходимо рассматривать как основу качества подготовки специалиста, позволяющую формировать у будущих специалистов знания, приводящие к изменению сознания о здоровом образе жизни и внедрять результаты обучения в пpaктику повседневной деятельности.

В нашем понимании здоровьесбережение - это сущностная динамическая хаpaктеристика процесса жизнедеятельности человека, хаpaктеризующаяся наличием знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления здоровьесберегающей деятельности и устанавливающей в образовательном социуме приоритеты личности.

Необходимо отметить, что собственная роль большинства людей в поддержании и укреплении своего здоровья сегодня пpaктически сведена к минимуму, тем более что особенных расходов в связи с нездоровьем нести не приходится. То обстоятельство, что государство берёт на себя расходы по восстановлению утраченного здоровья и его сохранению, порождает у многих иждивенческие отношения. Формируется совершенно необоснованная уверенность в том, что здоровье гарантировано молодым возрастом, что любые запредельные нагрузки, грубые нарушения питания, режима труда, отдыха, стресс, гиподинамия и другие факторы риска «по плечу» молодому организму.

Очевидно, что в современных условиях нельзя решить поставленные задачи лишь путём наращивания мощности материально-технической базы здравоохранения, приростом кадров, а главное - при традиционно сложившимся в классической медицине принципе изучения болезней и больного человека. Не исключено, что в этом кроется одна из причин пренебрежительного отношения большей части студенчества к своему здоровью.

Анализ результатов исследований состояния здоровья и образа жизни показывает, что основными причинами развития функциональных расстройств у опрошенных является гиподинамия (58%), которая в сочетании с неправильным питанием (39%) приводит к избытку массы тела (у 73% юношей и 64% дeвyшек). Изучение отношения ответственности студенческой молодежи за состояние своего здоровья показало, что эти вопросы делегируются либо родителям (48%), либо государству (32%), либо медицине (20%). Почти 70% респондентов хотели бы изменить свой образ жизни, сделать его более здоровым, но не знают, как это сделать и с чего начать. Что касается уровня депрессивных состояний, то 100% юношей и дeвyшек первокурсников таковым недугом не страдают. У 12% дeвyшек 2-го и 4,5% дeвyшек 4-го курса отмечается легкая степень депрессии. 3-й курс более подвержен депрессиям: у 12,5% юношей у 11% дeвyшек выявлена легкая степень. Используемая методика опроса позволяет вовремя выявить признаки надвигающейся депрессии и вовремя принять упреждающие меры. Определение уровня эмоционального состояния (эмоциональная стабильность / нестабильность) показало, что самыми спокойными в этом отношении являются студенты 1-го курса, причем юноши (64%) более спокойны, чем дeвyшки (42%). На 2-м курсе не обладают гармоничным постоянством своего хаpaктера 54,4% юношей и 73% дeвyшек, на 3-м - 75% юношей и 78% дeвyшек. Юноши 4-го курса подвержены наиболее частым переменам в настроении (100% опрошенных эмоционально нестабильны), в то время как 59% дeвyшек показали обратный результат.

В сложившихся обстоятельствах крайне важно правильно выбрать стратегию и пути развития здоровьесберегающих технологий как одного из основных пpaктико-деятельностных компонентов формирования современного высококвалифицированного специалиста (Л.И. Лубышева, 2009).

На наш взгляд, такая технология обеспечена физическим воспитанием, раскрывающим закономерности сохранения и укрепления здоровья и целенаправленное развитие физического и психического потенциала человека.

В русле данной образовательной парадигмы, в ЮУрГУ конкретизирована функция физического воспитания в системе образования, в том числе в области получения студентами систематизированных знаний в области основных положений двигательной активности человека, а также восстановления и сохранения физического здоровья, как главного компонента производительности труда и продуктивности жизни.

На кафедре физического воспитания ЮУрГУ разработана методика по определению наиболее эффективных средств и методов здоровьесбережения студентов с учётом специализации будущего выпускника. При этом обеспечивается построение разнообразной по направленности и содержанию авторской, интегративной, факультативной и др. двигательной деятельности по настольному теннису, атлетической гимнастике, единоборствам, шейпингу, аэробике, бадминтону, баскетболу, волейболу, футболу, плаванию с целью формирования личностно-ориентированной физкультурно-оздоровительной деятельности. Это обусловлено тем, что формирование потребности в физическом самосовершенствовании также является долговременным позитивным результатом всей деятельности по физическому воспитанию студенческой молодежи.

В результате опроса были оглашены сведения о том, что физическое воспитание в данной форме приветствуется 81% опрошенных и должно осуществляться не только в учебном заведении, но и продолжаться после его окончания в период непосредственной трудовой деятельности в рамках необходимой производственной физической культуры, в виде профессионально-прикладной физической подготовки, предусматривающей и формы активного отдыха.

У студентов, специализирующихся в одном виде спорта, более высоко развиты все составляющие спортивного мастерства (мощность и ёмкость энегроисточников, силовые способности, скорость движений и локомоций, техническое мастерство, специальная выносливость) в отличие от студентов - занимающихся по общей программе, где организм нивелирует специфический хаpaктер нагрузок и превращает тренировку в примитивную «общую физическую подготовку» с весьма низкой эффективностью и большими несбалансированными затратами энергии.

В рамках Болонской декларации, предполагающей увеличение часов для самостоятельной работы, а также модульный подход и кредиты, данная здоровьесберегающая технология существенно дополняет и расширяет введение целенаправленно расширенных образовательных программ по физическому воспитанию.



Взаимодействие науки и технологии

Взаимодействие науки и технологии Статья в формате PDF 267 KB...

30 04 2024 19:25:34

АНОРОГЕННЫЕ ЩЕЛОЧНЫЕ ГРАНИТОИДЫ МАЙОРСКОГО КОМПЛЕКСА ГОРНОГО АЛТАЯ

АНОРОГЕННЫЕ ЩЕЛОЧНЫЕ ГРАНИТОИДЫ МАЙОРСКОГО КОМПЛЕКСА ГОРНОГО АЛТАЯ Приведены геологические, геохимические и петрологические данные по щелочным гранитоидам майорского комплекса среднего девона. В его составе описаны 4 фазы внедрения: 1) роговообманковые габбро, габбро-нориты и габбро-диориты; 2) кварцевые диориты, гранодиориты амфибол-биотитовые; 3) биотит-амфиболовые граниты, субщелочные и рибекитовые граниты; 4) субщелочные лейкограниты, лейкограниты. Петрогеохимическими особенностями гранитоидов майорского типа являются повышенная щёлочность и наличие щелочного амфибола – рибекита. Прострaнcтвенно и парагенетически с майорскими гранитами, относящимися к анорогенной геодинамической обстановке формирования, ассоциирует железорудное и редкоземельное оруденение и щелочные метасоматиты. В экзоконтакте с Майорским массивом сформировались везувиан-гранат-пироксеновые скарны. ...

23 04 2024 17:56:46

НОВИНКА НА РЫНКЕ КОНСЕРВИРОВАННЫХ ВТОРЫХ БЛЮД

НОВИНКА НА РЫНКЕ КОНСЕРВИРОВАННЫХ ВТОРЫХ БЛЮД Статья в формате PDF 244 KB...

22 04 2024 23:27:58

термодинамика и люминесцентный газовый анализ

термодинамика и люминесцентный газовый анализ В работе рассмотрены термодинамические аспекты люминесцентного газового анализа. Молекулы красителя, адсорбированные на поверхности пористого вещества или внедренные в полимерную пленку, рассматриваются как система невзаимодействующих частиц, погруженная в термостат. Для относительной интенсивности флюоресценции молекул красителя получена связь с основной термодинамической хаpaктеристикой термостата – энергией Гиббса. Определены термодинамические ограничения точности газового анализа. Показано, что оптимальной основой для люминесцентного анализатора является полимерная пленка с наименьшим значением поверхностного натяжения. ...

20 04 2024 10:35:38

ЛАНДШАФТ И ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА

ЛАНДШАФТ И ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА Статья в формате PDF 91 KB...

18 04 2024 9:37:31

ZOSTERA MARINA КАК БИОНДИКАТОР МОРСКОЙ СРЕДЫ

ZOSTERA MARINA КАК БИОНДИКАТОР МОРСКОЙ СРЕДЫ Статья в формате PDF 99 KB...

17 04 2024 12:10:29

УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ БАНКА (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)

УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ БАНКА (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА) Статья в формате PDF 184 KB...

08 04 2024 6:19:48

ВОЗРАСТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОСНЯКА ПО КАЧЕСТВУ СОРТИМЕНТОВ

ВОЗРАСТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОСНЯКА ПО КАЧЕСТВУ СОРТИМЕНТОВ Для налаживания лесной аренды и рационализации лесопользования, прежде всего, в части заготовки кругляка выборочными рубками деревьев по долгосрочным проектам освоения лесов, требуется сортиментацию проводить непосредственно в конкретном лесном древостое, причем задолго до проведения самой заготовки древесины. На основе применения биотехнических закономерностей и простой шкалы качества сортиментов показана методика сортиментации лесных деревьев. ...

07 04 2024 4:22:18

ЭПИДЕМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТА

ЭПИДЕМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТА Статья в формате PDF 149 KB...

30 03 2024 0:55:34

ДРОЖЖИВОЗБУДИТЕЛИ ПОРЧИ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

ДРОЖЖИВОЗБУДИТЕЛИ ПОРЧИ  КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ Статья в формате PDF 106 KB...

28 03 2024 15:31:34

Нозокомеальные инфекции у новорожденных

Нозокомеальные инфекции у новорожденных Статья в формате PDF 110 KB...

24 03 2024 15:44:20

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::