ЗАЩИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ (учебное пособие)
При подготовке учебного пособия автор исходил из того, что в общей проблеме защиты профессиональной деятельности инженеров следует высвечивать два аспекта. С одной стороны, это организационное и правовое обеспечение защиты продуктов инженерного труда (результатов интеллектуальной деятельности - РИД, создаваемых инженерами при выполнении ими профессиональных обязанностей, с другой стороны, это обеспечение защищенности инженеров как субъектов профессиональной деятельности.
В предисловии показана актуальность и новизна учебного пособия. В настоящее время нет учебника, в котором рассматривались бы вопросы охраны результатов творческой деятельности инженеров, а также защиты инженера как субъекта профессионального труда. Изданная в 80-е годы минувшего столетия литература по инженерному творчеству стала библиографической редкостью, не доступной для студентов. Имеющиеся учебники и учебные пособия либо устарели в связи с изменением законодательств о патентном и авторском праве, либо предназначены для юристов или не учитывают специфику инженерной деятельности. В основу изданной работы положен принцип активности личности. Человек-профессионал рассматривается как субъект не только труда, но и своей жизни, как инициатор активности, носитель важнейших свойств - инициативы и ответственности. А это значит, что от самого человека зависит, находит ли он в своей работе инженера только рутинные компоненты, или способен на творчество в любых условиях.
В первой главе учебного пособия показано, чем профессиональная деятельность отличается от непрофессиональной, которая обычно обозначается как трудовое занятие; в чем и на каких уровнях проявляется творчество инженера. Студентам дается представление о предмете, задачах, средствах и результатах деятельности инженера, объектах системного и электротехнического инжиниринга. Обосновывается необходимость правовой защиты продуктов творческой деятельности. Кратко, но с привлечением выразительных примеров и фактов, рассматриваются исторические предпосылки патентного права.
Вторая глава ориентирована на раскрытие правовых и организационных аспектов защиты интеллектуальной промышленной собственности. В первой части главы рассматриваются объекты промышленной собственности и патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, средства индивидуализации), дается хаpaктеристика каждого из объектов, их особенности, возможности правой защиты в соответствии с действующим законодательством России. Наибольшее внимание уделено рассмотрению изобретения как результатом интеллектуальной деятельности, обладающего наибольшим творческим потенциалом. Далее в главе рассматриваются субъекты патентного права, показано различие между автором и патентообладателем, анализируются права на интеллектуальные продукты, полученные авторами при выполнении заданий работодателей («служебные результаты»). В главе подробно рассматриваются вопросы, связанные с оформлением прав патентообладателя (заявок на изобретение, а также на полезную модель и на промышленный образец).
Вопросы объема правовой охраны, предоставляемой патентом, анализируются в соответствующих параграфах главы под названиями «Содержание патентных прав», «Договоры о передаче прав патентообладателя» и «Беспатентная лицензия. "Ноу-хау"».
В своей профессиональной деятельности инженеру приходится использовать научную и техническую литературу, подготавливать научные статьи и другие публикации. А для корректного использования литературных источников, как и для защиты собственных разработок, он должен владеть основами авторского права. Не случайно третья глав учебного пособия, подготавливаемого изначально для студентов технических вузов, посвящена авторскому праву и правам смежным с авторским. Здесь рассматриваются объекты авторского права, с акцентом на использование их в учебной и последующей профессиональной деятельности. До сведения студентов доводится содержание авторского права, особый акцент делается на правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, являющихся во многих случаях результатом интеллектуальной деятельности специалистов, подготавливаемых в вузе.
Отдельная (четвертая) глава учебного пособия посвящена основным принципам и приемам инженерного творчества. В главе выделяются две группы методов активизации инженерного творчества - неалгоритмизированные и алгоритмизированные. К первой отнесены методы контрольных вопросов и наглядного представления функций, морфологический анализ, функционально-физический метод поиска новых решений, применение оператора РВС («размеры-время-стоимость»), функционально-стоимостный анализ. Показана эффективность применения приемов активизации творческого поиска, таких как аналогия, инверсия, фантазия и др. Применение методов иллюстрируются примерами - наглядными и доступными для студентов различных специальностей.
При изложении алгоритмизированных методов студентам дается представление о теории решений изобретательских задач (ТРИЗ), раскрывается понятия уровней сложности изобретательских задач, «идеального конечного результата» и «технического противоречия». Показано, что основным инструментом ТРИЗ, обеспечивающим планомерную обработку таких задач при движении к их решению, является алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), разработанный Г.С. Альтшуллером в многочисленных модификациях. Глава не подменяет существующих пособий по методам изобретательского творчества. Здесь решаются иные задачи: дать студентам представление о существующем арсенале методов и приемов решения изобретательских задач; показать, что эти методы являются доступными и применимыми на пpaктике при работе с различными объектами; ориентировать на конкретные литературные источники, пользуясь которыми заинтересованный студент может самостоятельно освоить те или иные приемы изобретательского поиска.
Интенсификация профессиональной деятельности и повышение ее напряженности ставит вопросы защиты инженера как субъекта труда. При обучении в вузе будущий специалист должен быть подготовлен к самостоятельному обеспечению рациональной организации своего труда в существующих условиях и саморегуляции своих психических состояний. Этим вопросам в учебном пособии посвящена пятая глава «Защита субъекта профессиональной деятельности в процессе его труда». В главе раскрываются этапы профессионального становления инженера и профессиональные кризисы, которые при этом могут возникать; показаны пути конструктивного выхода человека из этих кризисов.
Показано, что состояния человека в труде, в том числе и негативные, зависят от соотношения основных компонентов психологической структуры деятельности (осознанность цели; наличие средств - внешних, «орудийных» и внутренних - знаний, умений, навыков; получаемым результатом), от организации его деятельности, а некоторые отрицательные состояния напрямую являются следствием неготовности человека к работе. В отдельном параграфе главы рассмотрены объективные и субъективные причины несчастных случаев на производстве, предупреждающие и «вооружающие» выпускника вуза к опасным ситуациям.
В Приложениях приводятся: 1) схема описания изобретения в заявке на получение патента; 2) Пример публикации описания изобретения к Патенту Российской Федерации.
Значительное внимание уделено объектам интеллектуальной промышленной собственности, их правовой защите (патентному праву), видам лицензионных договоров. Материал излагается на основе вступившей в силу с 1 января 2008 г. четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Приводятся сведения об оформлении заявочных материалов на изобретение, полезную модель и промышленный образец.
В основу издаваемой работы положен принцип активности личности. Человек-профессионал рассматривается как субъект не только труда, но и своей жизни, как инициатор активности, носитель важнейших свойств - инициативы и ответственности. А это значит, что от самого человека зависит, находит ли он в своей работе инженера только рутинные компоненты (а они неизбежно есть в любой деятельности), или способен на творчество в любых условиях. От самого человека, от его профессиональной готовности, от активного использования им знаний, полученных на этапе обучения в вузе зависит его состоятельность в труде, а в конечном счете - его профессиональная успешность. И защитить результаты своего интеллектуального труда, а также себя как личность человек может лишь сам - опираясь на свои внутренние ресурсы и используя при этом имеющиеся правовые и организационные механизмы.
Профессиональная деятельность инженера неизбежно связана с техникой, обеспечивающей определенную технологию. Но современная техника (как и технология) объективно сложна и требует от человека обширных знаний и умений, профессионализма. Разнообразны, сложны, а зачастую и напряженны условия работы инженера.
Человек, выбравший профессию инженера, должен иметь представление об особенностях инженерного труда: целях, профессиональных задачах, средствах деятельности и т.д.
Необходимо иметь в виду, что если охрана результатов интеллектуальной деятельности на правовом уровне достаточно четко регламентирована и обеспечивается государством, то защита инженера в процессе труда в большей степени зависит от самого человека и определяется его подготовленностью и профессиональной компетентностью.
28 04 2024 9:28:50
Статья в формате PDF 113 KB...
27 04 2024 8:30:52
Статья в формате PDF 112 KB...
26 04 2024 8:49:36
Статья в формате PDF 137 KB...
24 04 2024 1:51:51
Статья в формате PDF 313 KB...
22 04 2024 19:50:48
Статья в формате PDF 135 KB...
21 04 2024 20:27:16
Статья в формате PDF 281 KB...
20 04 2024 19:42:22
Статья в формате PDF 127 KB...
19 04 2024 21:23:41
Статья в формате PDF 304 KB...
18 04 2024 10:19:59
Статья в формате PDF 266 KB...
17 04 2024 23:14:59
Статья в формате PDF 297 KB...
16 04 2024 2:34:36
Статья в формате PDF 310 KB...
15 04 2024 11:19:10
Статья в формате PDF 108 KB...
14 04 2024 13:37:19
Статья в формате PDF 120 KB...
13 04 2024 3:59:53
12 04 2024 13:32:12
Статья в формате PDF 240 KB...
11 04 2024 1:33:55
Статья в формате PDF 119 KB...
10 04 2024 19:50:26
Статья в формате PDF 115 KB...
08 04 2024 0:53:32
Статья в формате PDF 113 KB...
07 04 2024 18:22:22
Статья в формате PDF 134 KB...
06 04 2024 22:18:41
Статья в формате PDF 111 KB...
05 04 2024 18:27:32
Статья в формате PDF 498 KB...
04 04 2024 18:57:54
Учебный предмет география состоит из двух блоков. Физическая география изучает элементы природы как единое целое, формирует “образ территории”. Социально-экономическая география рассматривает развитие общества и экономики в тесной взаимосвязи с природными условиями. Для формирования и поддержания интереса к географии в ФТЛ № 1 широко используются современные информационные технологии. Компьютерное тестирование систематически используется на уроках. Лицеисты успешно участвуют в различных телекоммуникационных олимпиадах - индивидуальных и групповых конкурсах с использованием электронной почты и сети Интернет. Такие проекты развивают умение работать с различными источниками информации, способствуют межпредметной интеграции знаний и формированию целостной картины мира. ...
03 04 2024 8:17:29
Проведено комплексное психо-соматическое обследование 3280 женщин репродуктивного возраста с мастопатией. Сделан вывод о необходимости организации специализированных маммологических кабинетов для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с заболеваниями молочных желез. ...
02 04 2024 20:33:30
Статья в формате PDF 122 KB...
01 04 2024 5:50:42
Статья в формате PDF 105 KB...
31 03 2024 9:31:40
Статья в формате PDF 124 KB...
30 03 2024 14:24:52
Статья в формате PDF 115 KB...
29 03 2024 11:46:48
Статья в формате PDF 121 KB...
27 03 2024 16:44:34
Статья в формате PDF 144 KB...
26 03 2024 15:36:11
Статья в формате PDF 257 KB...
25 03 2024 21:34:55
Статья в формате PDF 250 KB...
24 03 2024 9:35:53
23 03 2024 20:58:27
Статья в формате PDF 130 KB...
22 03 2024 15:19:45
В статье рассматривается понятие речевого воздействия и его интерпретации в лингвистике. Понятие эффективности речевого воздействия и его особенностей раскрывается на материале англоязычных предисловий к учебным изданиям. ...
20 03 2024 21:20:50
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::