ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Корчагина Н.В. Статья в формате PDF 129 KB

Изучение профессионализма в различных направлениях деятельности человека является сегодня насущной необходимостью. Проблема профессионализма в сфере искусства также актуальна, как и в остальных сферах жизни общества. В этом контексте особое значение приобретает акмеология - наука, изучающая закономерности и технологии достижения профессионализма и творческих вершин. Особенностью акмеологического подхода (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина) к понятию «профессионализм» является рассмотрение этого понятия как системы, состоящей из двух взаимосвязанных подсистем - профессионализма личности и профессионализма деятельности. Акмеологический подход представляет собой индивидуальное сопровождение процесса развития и саморазвития личностных и профессиональных качеств субъекта с целью достижения им вершин в намеченных направлениях, формирует установку на высокие достижения, на самореализацию личности.

Исходя из избранного нами акмеологического подхода к рассмотрению проблемы, а также опираясь на акмеологическую концепцию развития профессионала (Е.Н. Богданов, А.С. Гусева, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин) мы предлагаем своё понимание категории «профессионализм музыканта-исполнителя». Профессионализм музыканта-исполнителя - сложная и многоуровневая структура, в основе которой находится сочетание четырёх основных составляющих профессии и личности музыканта: индивидных хаpaктеристик (соответствующих требованиям профессии), профессионализма личности, профессионализма деятельности, нормативности деятельности и поведения.

В процессе обучения в высшем учебном заведении музыкант (самостоятельно и с помощью педагога) должен последовательно развивать все составляющие профессии с целью формирования основ профессионализма своей исполнительской деятельности. На реализацию этой цели направлено большинство пpaктических занятий в высших музыкальных учебных заведениях. Помимо уроков основного музыкального инструмента, концертмейстерского класса, чтения с листа и т. п., большую роль в данном процессе может сыграть класс фортепианного ансамбля. Данная разновидность совместного музицирования всегда воспринималась педагогами как важнейшая часть процесса подготовки музыканта. Основываясь на представленном определении профессионализма музыканта-исполнителя, рассмотрим влияние занятий в классе фортепианного ансамбля на все его составляющие.

Таблица 1

Формирование основ профессионализма музыканта-исполнителя в классе
фортепианного ансамбля

- Повышение активности личности;

- Работа над эмоциональными и экстра-интровертными проявлениями.

 

- Повышение профессиональной культуры
музыканта (расширение общего и музыкального кругозора);

- Приобщение к профессиональному музыкальному сообществу (участие в музыкально-исполнительском процессе).

формирование индивидных хаpaктеристик

формирование профессиональной нормативности деятельности и поведения

                                                                 

Формирование основ профессионализма музыканта-исполнителя в классе фортепианного ансамбля

                                                               

формирование профессионализма
деятельности

формирование профессионализма личности

- Формирование положительного отношения к профессии, профессиональной дисциплины;

- Повышение профессиональной креативности;

- Повышение результативности профессиональной деятельности (увеличение количества удачных выступлений, преобладание эмоционально выразительных, стилистически точных, ярких, творческих исполнений);

- Повышение профессиональной компетентности: обогащение музыкальных знаний, умений (технических, звуковых), исполнительских навыков (сценической выносливости, эмоциональности и образности исполнения, творческого диапазона);

- Повышение квалификации музыканта- исполнителя (уровня образования, получение дополнительного исполнительского опыта, реализация исполнительского потенциала);

- Формирование направленности исполнительской деятельности на достижение положительных социально значимых целей (принесение радости публике от прослушанной музыки, музыкальное просвещение).

- Развитие профессионально-важных качеств (общих (интеллекта) и специальных способностей: музыкального слуха и памяти, чувства ритма, музыкального мышления, двигательно-технических способностей, способности переживать содержание музыки и способности управления игрой; возможность исполнять сочинения, недоступные по разным причинам для сольного исполнения; синхронность ансамблевого звучания);

- Развитие личностно-деловых качеств (целеустремлённости, профессиональной инициативы);

- Развитие акмеологических инвариантов профессионализма (умения принимать и реализовывать решения, повышение уровня саморегуляции на сцене и работоспособности, снижение зависимости от внешних факторов- акустики зала, публики);

- Развитие качественных хаpaктеристик и свойств личности (повышение стремления к самореализации, отработка навыков взаимодействий личности в муз. коллективе)

- Развитие субъектности личности (активной жизненной позиции, обретение навыка самокритики, повышение стремления к самосовершенствованию)

Опыт пpaктической работы позволяет нам рекомендовать ряд методических приёмов в занятиях педагога со студентами в классе фортепианного ансамбля. Эти приёмы успешно применяются в пpaктике нашей работы на факультете искусств и художественного образования Педагогического института СГУ
им. Н. Г. Чернышевского:

- вовлечение в ансамблевое музицирование всех студентов, независимо от уровня их предшествующей музыкальной подготовки;

- игра в ансамбле «преподаватель-студент» (используется в случае минимальной музыкальной подготовки студента, в случае отсутствия подходящего партнёра);

- формирование состава ансамбля по принципу «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского, когда один из участников исполняет программу, соответствующую более высокому исполнительскому уровню своего партнёра. Таким образом стимулируется познавательный интерес и профессиональные качества первого, и получают возможность для развития педагогические навыки второго. В такой ситуации более подготовленному участнику со стороны педагога даются консультации по корректной организации совместных самостоятельных репетиций;

- регулярное вовлечение фортепианных ансамблей в концертную и конкурсную деятельность факультета; организация концертов «самостоятельных» пьес, в которых студенты старших курсов исполняют фортепианную ансамблевую музыку, разученную ими без помощи педагога;

- создание лекционного спецкурса по истории ансамблевого исполнительства с прослушиванием аудио- и видеозаписей знаменитых фортепианных дуэтов;

- организация посещения студентами вечеров ансамблевой музыки на концертных площадках города.

Данные наблюдений и исследований позволяют нам сделать вывод о том, что использование приведённых методических приёмов в классе фортепианного ансамбля высшего музыкального учебного заведения будет способствовать развитию всех структурных составляющих профессионализма музыканта-исполнителя, формированию основ его профессионализма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: хаpaктеристики и условия достижения [Текст] / А. А. Бодалёв - М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.
  2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А.А. Деркач- М-Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004-752 с.
  3. Майкапар С. Музыкальное исполнительство и педагогика [Текст] / С. Майкапар- М.: Классика-XXI, 2009- 224 с.


Звягинцева Татьяна Владимировна

Звягинцева Татьяна Владимировна Статья в формате PDF 69 KB...

21 04 2024 7:55:36

ИНТУИТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ

ИНТУИТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ Статья в формате PDF 155 KB...

11 04 2024 7:12:52

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ВОПРОСОВ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ВОПРОСОВ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ Статья в формате PDF 100 KB...

08 04 2024 3:24:36

КАРАМОВА ЛЕНА МИРЗАЕВНА

КАРАМОВА ЛЕНА МИРЗАЕВНА Статья в формате PDF 77 KB...

07 04 2024 15:13:44

АНАЛОГОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗВЕНЬЕВ ДНК

АНАЛОГОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗВЕНЬЕВ ДНК Статья в формате PDF 101 KB...

06 04 2024 11:12:34

ОБ ИЗВЛЕЧЕНИИ КУМАРИНОВ ИЗ БОРЩЕВИКА

ОБ ИЗВЛЕЧЕНИИ КУМАРИНОВ ИЗ БОРЩЕВИКА Статья в формате PDF 121 KB...

02 04 2024 18:57:46

Влияние антропогенного фактора на формирование антропофильного элемента флоры Верхоянского хребта

Влияние антропогенного фактора на формирование антропофильного элемента флоры Верхоянского хребта Обсуждается инвазия адвентивных растений в систему Верхоянского хребта в связи с интенсивностью антропогенного влияния. Поднимаются общие вопросы засорения природных объектов промышленными отходами. ...

30 03 2024 1:36:28

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ИЗОЛЯЦИИ ТРАНСФРМАТОРОВ

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА  ИЗОЛЯЦИИ ТРАНСФРМАТОРОВ Статья в формате PDF 152 KB...

28 03 2024 15:40:10

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА Эмбриональная полукольцевидная форма является исходной в морфогенезе дефинитивной двенадцатиперстной кишки человека. Она преобразуется в кольцевидную у большинства плодов десятой недели, последняя в типичную подковообразную форму — к середине утробной жизни человека. ...

26 03 2024 6:35:25

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ) В статье дается анализ состояния проблемы естественнонаучного образования в свете гуманистических подходов к образованию личности и на фоне основных тенденций и противоречий развития образовательных систем России. В центре исследования саморазвивающаяся, самообразующаяся личность. Преподаватель рассматривается как создатель проекта, организатор, помощник, фасилитатор учебной деятельности студента. Естественнонаучная составляющая образования показана как неотъемлемая часть культуры. В качестве альтернативы традиционной (линейной, унифицированной) технологии обучения в высшем учебном заведении предлагается концептуальная авторская модель управления естественнонаучным образованием. ...

24 03 2024 20:36:53

ЛЖЕУЧЕНИЯ И ПАРАНАУКА ХХ ВЕКА. Часть 3

ЛЖЕУЧЕНИЯ И ПАРАНАУКА ХХ ВЕКА. Часть 3 Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстpaктной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит хаpaктер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...

23 03 2024 0:10:51

УСТРОЙСТВА БЕСПРОВОДНОГО УПРАВЛЕНИЯ

УСТРОЙСТВА БЕСПРОВОДНОГО УПРАВЛЕНИЯ Статья в формате PDF 310 KB...

18 03 2024 0:17:45

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::