НООСФЕРНОСТЬ В ПРИРОДЕ И КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
1. Драматической реальностью наших дней является то, что человечество в своем культурно-цивилизационном развитии породило глобальные проблемы и, усугубляя их действие, упopно движется к самоистрeблению. Феномен человека беспрецедентно переплелся с феноменом самоистрeбления, который естественно порождает проблему самоспасения человечества. В осознании этой проблемы, поиске теоретических и пpaктических путей ее решения немаловажную роль, на наш взгляд, представляет развитая В.И. Вернадским концепция ноосферы.
Разpaбатывая указанную концепцию, В.И. Вернадский исходил из введенного Е. Ле-Руа понятия ноосферы, как определенной стадии эволюции, переживаемой биосферой. Но исключительная особенность понимания ноосферы В.И. Вернадским состоит в том, что в нем речь идет, прежде всего, о переходе биосферы в ноосферу, который имеет две составляющие: стихийно-геологическую («природную») и духовно-интеллектуальную - трудовую («человеческую»). Вторая максимально проявляется в науке, научном мировоззрении, «научной мысли», становящейся мощной геологической силой. При этом наука в отличие от других видов знания и духовного проявления человечества «не зависит ни от эпохи, ни от общечеловеческого и государственного строя, ни от народности и языка - ни от их индивидуальных различий. Это: 1) математические науки во всем их объеме, 2) логические науки, почти всецело, 3) научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения - научный аппарат, взятый в целом».
Развивающаяся в этих параметрах наука «стихийно отражается в сфере жизни человечества, является все растущей геологической силой, превращающей биосферу в ноосферу. Это природный процесс, независимый от исторических случайностей» (1, с.391). «Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления превращает ее в ноосферу, геологически охватывая ее разумом» (там же, с.394).
Процесс перехода биосферы в ноосферу, сферу разума, может идти с перерывами, с «фактическими остановками», но без попятного движения, при непрерывном росте на протяжении тысячелетий «биохимической энергии человечества» (там же, с.410).
В.И. Вернадский считал, что ноосфера как стихийное геологическое явление, как закон природы, приведет и к «плановой, единообразной деятельности по овладению природой, по правильному распределению богатств» (там же).
Согласно прогнозам В.И. Вернадского, в истории народов, заселяющих биосферу, неизбежно произойдут нужные для перехода биосферы в ноосферу процессы, захватывающие и государственный строй. На стадии ноосферы человечество как единое целое охватит весь земной шар, окончательно решит вопрос «о лучшем устройстве жизни», а приведя себя к состоянию автотрофности, начнет свободно рассеиваться в космосе (там же, с.335).
Вместе с тем, В.И. Вернадский подчеркивал, что людям надлежит еще познать, глубоко осознать неотвратимость перехода биосферы в ноосферу и действовать в «унисон» этому переходу, что обычно не достигается автоматически, и природа, образно говоря, совершает только свою часть работы. «В геологической истории, -писал В.И. Вернадский, - перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употрeбллять свой разум и свой труд на самоистрeбление» (там же, с.313).
2. Но реальность культурно-цивилизационного процесса человечества, вступившего в XXI век, реально свидетельствует о том, что оно все-таки движется к самоистрeблению. И, прежде всего потому, что не может решить глобальные проблемы (экологическую, энергетическую, демографическую, и др.), фактически усугубляя их разрушительное действие. Человечество «своим трудом» приближает собственную гибель и, по-видимому, нельзя сказать, что не понимает этого.
Человек ведет себя совершенно неноосферно и естественно возникает, на наш взгляд, нетривиальный вопрос: является ли указанная неноосферность некоей «разрухой в голове», случайной роковой ошибкой человечества или это такой же «закон природы», как и возможный переход биосферы в ноосферу?
Подобные вопросы неизменно возникают именно при поиске конструктивного потенциала концепции ноосферы для поиска эффективных путей решения глобальных проблем.
3. В русле основополагающих представлений о ноосфере, выдвинутых и разработанных В.И. Вернадским, указанный потенциал, как нам представляется, состоит в наши дни и должен состоять в обозримом будущем не в том, что человечество обязано в «унисон» с природой «строить ноосферу».
Трагический или иронический парадокс истории состоит в том, что логически невозможно как-то окончательно доказать то, что человечество должно самоистрeблению противопоставить самоспасение, самосохранение.
На протяжении всей своей истории человечество ищет мотивацию должного в триаде сущего-желанного-должного. И в наши дни нужна глубокая мотивация должного именно в феномене самосохранения, самоспасения человечества.
Концепция ноосферы, развитая В.И. Вернадским, ориентирует здесь, прежде всего на то, что, создавая концепцию, программу самоспасения, человек не должен бояться природы, не должен испытывать, можно сказать, натурофобию. Человек, согласно рассмотренной концепции ноосферы, может и должен, прежде всего, предельно довериться природе, положиться на природу, осуществлять коэволюционное развитие.
Но такой подход в наши дни как раз противоречит постоянно нарастающей парадигме нелинейной постнеклассической науки, с ее основной концепцией непредсказуемой самоорганизации.
Человек, как утверждает И.Р. Пригожин, открывает для себя опасную и неопределенную Вселенную, оказывается перед лицом фундаментальной неопределенности (2, с.6).
Нелинейная наука не гарантирует человеческому роду прекрасного будущего в открытом обществе (по К.Попперу). Беспрецедентная сложность общества XXI столетия, по мнению И.Р. Пригожина, способна претерпевать множество бифуркаций, что порождает новую ситуацию в мире, поскольку сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к малейшим флуктуациям и это масштабно вселяет в человека и надежду, и тревогу; мир «навсегда лишился гарантий стабильных непреходящих законов».
Исследователи в этом плане приходят к выводу: «отсутствие общепризнанных парадигм означает неизбежность «теоретического анархизма» в гуманитарных науках, ибо здесь нет «единственно научной теории». Поэтому множественность конкурирующих между собой концептуальных теоретических схем социальной реальности и возможность свободного выбора любой из них - это норма, а не какая-то аномалия (3,с.524).
4. Человеку для самоспасения, очевидно, действительно можно надеяться только на свой собственный разум и утверждать соответственно ноосферный стиль формирования самоспасительного мировоззрения, в котором выбор однозначен. Основными векторами такого ноосферно - самоспасительного стиля могут быть: желание сохранить жизнь как феномен природы, сохранить генофонд человечества, сохранить человечество в мире с биосферой, сократить потрeбление, жить в «унисон» с природой, веря в ее обозримую в будущем «благосклонность» к человеку. Не создание «постчеловеческого» будущего (Ф. Фукуяма) методами генной инженерии, а изменение сознания человека и, прежде всего в направлении укрепления в людях «космического религиозного» чувства, о котором говорил А.Эйнштейн. «Индивид, - писал Эйнштейн,- ощущает мимолетность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, с другой». (4,с.128). Эйнштейн подчеркивал, что именно «космическое религиозное чувство является сильнейшей и благороднейшей из пружин научного исследования» (там же, с.129).
Разумеется, здесь возникают новые вопросы, связанные уже с концепцией диалектики, для которой, как считал К.Маркс, нет ничего святого, ибо на всем она видит печать падения и прехождения.
В русле таких вопросов, в свою очередь, предельно актуализируется проблема «законченного мировоззрения»; человек теряет чувство фундаментального смысла жизни, оставаясь, все время в состоянии незаконченного, незавершенного познания, безответности на глубочайшие, «последние» мировоззренческие вопросы, оставаясь, по определению Ж.-П. Сартра, бесплодной страстью.
Конструктивный методологический потенциал ноосферно-самоспасительного мировоззрения в культурно-цивилизационном процессе видится нам в том, что оно ставит в центр всего мировоззрения вопрос не просто «о прекрасном будущем», а, прежде всего - о сохранении биосферы вместе с человеком, о «лечении», восстановлении биосферы, о разумной жизнедеятельности человека не путем неуправляемого «покорения природы», а ответственной покорности природе. Природа дает людям время и возможность одуматься, остановиться, найти совместное решение глобальных проблем и в русле ноосферного мировоззрения определить , что конкретно предпринимать в обозримой перспективе.
5. Для устойчивого развития цивилизации, в первую очередь, необходимо формировать ноосферное мышление у будущих специалистов в области техники и технологии. Оно может быть обеспечено при изучении всех циклов дисциплин. При этом обучающиеся должны признать фунда ментальные принципы природы, осознать единство человека с природой, быть подготовленными принять на себя ответственность за ноосферное развитие биосферы при возведении и эксплуатации объектов различного назначения, использовании новых материалов, техники и технологий. Формирование ноосферной культуры должно проходить одновременно с профессиональным и личностным становлением специалиста.
По нашему мнению, личностное развитие обучающихся будет эффективно проходить при выполнении следующих условий:
- разработка технологических процедур усвоения учебного материала, обеспечивающих
познание фундаментальных принципов природы; представление содержания обучения через моду
ли, в которые заложены изначально этапы, глубина, вариативность знаниевого стандарта с четко обозначенным набором профессиональных функций на каждом этапе; - изучение учебного материала курса преимущественно в виде системы проблемных и пpaктико-ориентированных задач, заданий и упражнений с обязательной разработкой вопросов защиты и сохранения окружающей среды с учетом единства человека и природы;
- такое построение учебного процесса, при котором он становится сферой личностного опыта, ориентируется на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств человека.
6. Содержание учебных дисциплин должно разpaбатываться с учетом вышеизложенного.
Если содержание и логика естественнонаучных и большинства общепрофессиональных предметов определяется в целом теми науками, которые они отражают, то содержание специальных предметов, прежде всего технологии строительных процессов, - это синтез научно-технических знаний из различных наук (фундаментальных, экологических, прикладных, экономических) и производственных знаний и умений. Важными факторами определения содержания и построения специальных строительных предметов являются требования технологии строительного производства, требования сохранения и защиты окружающей среды.
Конкретное содержание каждого специального и общепрофессионального предмета в строительном вузе должно отражать содержание труда и структуру производственной деятельности специалиста строительной отрасли и профессии с учетом единства человека и природы, законов развития биосферы, тенденций ноосферного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. М.,2000.
- Пригожин И. Человек перед лицом неопределенности. М., 2003.
- Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г, Ма-тяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. - Ростов-на-Дону,2004.
- Эйнштейн А. Собрание научных трудов в 4-х томах, т.IV,М.,1967.
Статья в формате PDF 124 KB...
28 04 2024 15:41:22
Статья в формате PDF 100 KB...
27 04 2024 16:38:21
Статья в формате PDF 278 KB...
26 04 2024 13:44:39
Статья в формате PDF 207 KB...
25 04 2024 11:25:45
Статья в формате PDF 112 KB...
24 04 2024 11:43:18
Статья в формате PDF 131 KB...
23 04 2024 14:43:17
Статья в формате PDF 108 KB...
22 04 2024 4:42:24
Статья в формате PDF 114 KB...
21 04 2024 8:49:51
Статья в формате PDF 319 KB...
20 04 2024 22:29:33
Статья в формате PDF 120 KB...
17 04 2024 23:25:45
Статья в формате PDF 362 KB...
16 04 2024 22:27:47
Статья в формате PDF 399 KB...
15 04 2024 9:51:17
Статья в формате PDF 118 KB...
14 04 2024 18:50:54
В работе представлены результаты органометрического исследования пуповины новорожденных при физиологической беременности и с экстрагeнитaльной патологией: анемией, артериальной гипертензией, артериальной гипотензией, хроническим пиелонефритом с учетом типа телосложения женщины. Выявлена взаимосвязь простых и расчетных показателей параметров пуповины при физиологической и патологической беременности. Это важно для объективной оценки возможных патологических изменений пуповины новорожденных с учетом патологии и соматического типа женщины. ...
13 04 2024 8:10:37
Статья в формате PDF 104 KB...
12 04 2024 15:29:22
Статья в формате PDF 258 KB...
11 04 2024 16:54:45
Статья в формате PDF 107 KB...
10 04 2024 4:37:47
Поскольку средняя температура Земли очень медленно уменьшается из-за удаления от Солнца вследствие расширения Вселенной, то достаточно резкие изменения температуры в пределах нескольких градусов могут происходить только в результате прострaнcтвенных и временных колебаний на самой планете. Такие колебания происходят чередованием ледниковых периодов на северных побережьях Атлантического и Тихого океанов. Анализ длительности ледниковых периодов и межледниковий Атлантического побережья позволяет утверждать, что такие качели действительно существуют, и в настоящее время происходит смена Тихоокеанского оледенения Атлантическим. Данная гипотеза позволит объяснить гибель динозавров, эволюцию лошади, расселение человека и прогнозировать глобальные изменения климата. ...
08 04 2024 18:22:58
Статья в формате PDF 146 KB...
07 04 2024 12:46:19
Статья в формате PDF 110 KB...
06 04 2024 9:57:41
За 2011 год в Республиканском Центре здоровья для детей г. Чебоксары проведено обследование условно здоровых детей и подростков в возрасте 5–17 лет с помощью биоимпедансного анализатора состава тела АВС-01 «МЕДАСС» (n = 2419). Целью исследования работы явились оценка хаpaктера направленности питания, уровня физической подготовленности, физического развития. Были проанализированы следующие показатели: жировая масса (ЖМ), активно-клеточная масса (АКМ), доля активно-клеточной массы (доля АКМ), скелетно-мышечная масса (СММ). Выявленные нарушения в виде избытка ЖМ у 39,0 % обследованных свидетельствуют о риске развития ожирения, снижение белкового компонента питания у 28,5 % и уровня двигательной активности у 21,0 % обследованных свидетельствуют о нерациональности питания и риске развития хронических неинфекционных заболеваний, снижения репродуктивной функции. ...
05 04 2024 4:19:37
Статья в формате PDF 251 KB...
03 04 2024 3:37:53
Статья в формате PDF 134 KB...
02 04 2024 16:12:39
Общеобразовательный процесс включает в себя множество учебных дисциплин, формирующих мышление учащихся, в том числе и естественнонаучные дисциплины. Гимназическое образование в современной жизни формирует у учащихся личностные качества, ценностные ориентиры, социально значимые знания, отвечающие динамичным изменениям социума и необходимые для организации самостоятельной достойной жизни. ...
01 04 2024 22:14:35
Статья в формате PDF 357 KB...
31 03 2024 16:41:31
30 03 2024 12:35:51
Сердце – один из самых загадочных органов. Вскрытие грудной полости и рассечение перикарда нарушает целостность сердечной системы, и способность его работать даже в этих условиях приводит к недооценке перикардиальной полости, как важной функциональной пятой камеры сердца. Представленная схема фаз деятельности пятикамерного сердца будет способствовать развитию теории и пpaктики оздоровления человека, спортивной тренировки и лечения болезней сердца. ...
29 03 2024 17:49:11
Статья в формате PDF 122 KB...
28 03 2024 16:24:26
Статья в формате PDF 100 KB...
26 03 2024 1:24:29
25 03 2024 11:18:52
Статья в формате PDF 137 KB...
24 03 2024 12:18:32
Статья в формате PDF 124 KB...
23 03 2024 21:17:58
Статья в формате PDF 107 KB...
22 03 2024 18:38:26
Статья в формате PDF 104 KB...
21 03 2024 20:53:25
Статья в формате PDF 114 KB...
20 03 2024 5:22:19
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::