ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЯЗЫКОВОМ ПОВЕДЕНИИ РОССИЙСКИХ ЭТНОСОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЯЗЫКОВОМ ПОВЕДЕНИИ РОССИЙСКИХ ЭТНОСОВ

ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЯЗЫКОВОМ ПОВЕДЕНИИ РОССИЙСКИХ ЭТНОСОВ

Валеева А.Ф. Бухарева Л.П. Статья в формате PDF 155 KB На современном этапе все социальные процессы, в том числе и языковые, находятся под влиянием экологических тенденций. Язык, являясь гибкой структурой общества, также способен воспринимать эти новые тенденции в процессе своего развития. В.И. Вернадский в своей концепции о «ноосфере» утверждал чрезвычайную важность языка в создании новой формы биохимической энергии или энергии человеческой культуры. Ю.М. Лотман сформулировал понятие семиосферы, определяющее языки, культуру народов и отдельных людей. Сегодня на повестку дня встают вопросы формирования экологической культуры или духовной экологии (Е. Хауген, Э. Гор, Г.Бейтсон, П.А. Сорокин, И.И. Мазур, Л.М. Яо и др.).

Каждая социокультурная система со свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, своей философией, религией, образцом «святости», собственными представлениями правого и недолжного, собственными формами изящной словесности [1] привносит новые тенденции в социальную систему языковых коммуникаций. Предпринимаются попытки по-новому решать проблемы коррекции языкового поведения посредством формирования лингвоэкологического мышления, как одного из факторов лингвоэкологии.

В результате взаимодействия лингвистических и экологических факторов возникла новая область знания - «лингвоэкология» или «экология языка». Если первоначально лингвоэкология рассматривалась как новое направление в языкознании, то впоследствии, ее стали понимать как дисциплину, способную обеспечить новое видение и объяснение языковых факторов социума.

Уровень лингвоэкологической культуры [2] в процессе языкового поведения жителей полиэтнического региона республик Татарстан и Марий Эл определяется, прежде всего, уровнем их лингвоэкологического мышления [3]. Естественно, что процесс формирования лингвокультуры речевого общения тесно взаимосвязан с общим развитием личности. Исследователи рассматривают средства регуляции коммуникативных актов как неотъемлемую часть человеческой культуры, их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что освоение и приумножение культурного наследия в целом. Исходя из этого, лингвоэкологическая ситуация в этих республиках представляется нам следующим образом.

В результате языковых реформ в Республиках Татарстан и Марий Эл наблюдается расширение социальных функций государственных языков национальных республик. В Татарстане, где функционируют два государственных языка (татарский и русский) своеобразие национальной ситуации придает введение латинской графики в татарскую азбуку. В Марий Эл речь идет о функционировании трех государственных языков (горномарийского, лугомарийского и русского), что предполагает расширение социальных функций этих языков. Признание реальности существования двух литературных языков не является стремлением расчлeнить марийский народ, а, напротив, снимет элемент мopaльно-психологиического дискомфорта [4], то есть национальное самосознание рассматривается как главное условие возрождения двуязычия [5]. Лингвоэкологическая тенденция в РМЭ заключается в признании юридического равноправия за двумя марийскими языками (горным и луговым) наряду с русским языком, где почти половина населения - 47,5% считает русский язык родным, немногим меньше половины населения - 42,9% считает родным марийский язык [6].

На основании проведенных исследований, складывается неоднозначная картина доверия населения двух республик российским и местным законодательным властям в решении языковых проблем: 28,9% граждан (РТ), и 38% граждан (РМЭ) доверительно относится к законодательным актам о языках РФ, РТ и РМЭ, что свидетельствует о среднем уровне воздействия языковой политики государства на процесс экологизации мышления жителей двух республик. [7]. Важно, что приблизительно третья часть населения республик поддерживает равноправие языковых меньшинств, связанное с изучением и использованием родных (татарского и марийского) языков.

Полученные результаты подтверждают, что языковой статус не играет решающей роли в языковом поведении граждан, проживающих в республиках Татарстан и Марий Эл. Данный фактор не влияет на формирование их этносознания. Несмотря на приоритетное положение русского языка по отношению к татарскому и марийскому языкам, у значительной части опрошенных присутствует повышенный интерес к изучению этих национальных языков и владению ими, о чем свидетельствует достаточно высокая степень межъязыковых коммуникаций. Результаты авторских социологических исследований подтверждают, что под влиянием проводимой государством языковой политики у населения РТ и РМЭ формируется лингвоэкологическое мышление, что хаpaктеризуется стабильностью языковых ситуаций в этих республиках.

Таким образом, современная эпоха кризиса духовной культуры должна закончиться созданием новой экологической культуры, важнейшим элементом которой является экологизация всей системы ценностей, включая язык и языковое поведение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Яо Л.М. Экологические ценности в социокультурной системе П. Сорокина / Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени / Материалы к международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения П.А. Сорокина. Москва - Санкт-Пербург, 4-6 февраля 1999 года / Москва-Санкт-Петербург. Издательство СПбГУП. 1999. - С. 134.
  2. Лингвоэкологическая культура - это процесс совершенствования культуры речевого общения в условиях трaнcформирующегося общества.
  3. Лингвоэкомышление - это способность контролировать и направлять работу ума, ориентированного на подлинно нравственные ценности и идеалы, высокая культура речи (знание языковых, речевых норм, умение адекватно выразить мысль), владение нормами и правилами речевого этикета - это все те факторы, которые определяют лингвоэкологическую культуру речевого поведения.
  4. В горно-и лугомарийских языках иторически сложилась система звуковых соответствий в гласных звуках (гармония и редуцированность), определяющая их диалектальную неоднородность.
  5. Сануков К. Финно-угорские народы России: прошлое и настоящее // Сородичи по языку / Под общей ред. Дердь Нановски. Фонд им. Ласло Телеки. - Будапешт. 2000. - С. 189.
  6. Национальный состав Республики Марий Эл: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года // Статистический сборник. - Йошкар-Ола: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, 2004.
  7. Здесь и далее приведены результаты социологических исследований, полученные Валеевой А.Ф. в 2000-2003 гг. в РТ и Бухаревой Л.П. в 2006-2007 гг. в РМЭ.

Работа представлена на Международный экологический форум «Экология большого города», Санкт-Петербург, 18-20 марта 2009 г. Поступила в редакцию 24.02.2009.


О ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ

О ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ В статье описаны связи между общественными науками и математикой. Приведены рекомендации о преподавании математики для студентов-гуманитариев. Библиогр. 4 назв. ...

26 04 2024 11:36:51

МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛЛАГЕНА В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ

МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛЛАГЕНА В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ В обзоре представлены результаты научных исследований по изучению морфо-функциональной динамики коллагена при течении как физиохогических, так и патологических процессов в организме. Показано активное участие коллагена в течении заболеваний весьма отличных по патогенетическим механизмам формирования. Следует отметить, что в последние годы наблюдается повышенный интерес к изучению биохимических параметров обмена коллагена при различных заболеваниях и, как свидетельствуют результаты исследований, их динамика в большинстве своем является отражением тяжести патологического процесса в различных физиологических системах. ...

03 04 2024 5:54:22

ГУСЕВА ЛЮБОВЬ АКИМОВНА

ГУСЕВА ЛЮБОВЬ АКИМОВНА Статья в формате PDF 66 KB...

30 03 2024 5:15:35

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВИДА 0/0

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВИДА 0/0 Статья в формате PDF 459 KB...

26 03 2024 20:12:52

БИОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

БИОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Статья в формате PDF 121 KB...

24 03 2024 23:13:17

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БРОМИДА ВИСМУТА С БРОМИДОМ КАДМИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БРОМИДА ВИСМУТА С БРОМИДОМ КАДМИЯ Статья в формате PDF 252 KB...

18 03 2024 9:50:28

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::